Файл: Реферат по дисциплине Основы менеджмента в системе высшего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Факультет социологии и управления

Кафедра педагогики и менеджмента в образовании
Реферат
по дисциплине «Основы менеджмента в системе высшего образования»
на тему

Педагогический менеджмент: сущность, ведущие понятия, механизмы управления образовательным процессом

Выполнил: магистрант 2 года обучения

(форма обучения – заочная) Н.В. Гречушкина

Направление подготовки: Педагогическое образование

Магистерская программа: Педагогика высшей школы
Рязань, 2016 г.

Введение

Российская система образования — сфера, в которой активно внедряются различные инновационные концепции. В числе таковых — педагогический менеджмент. Внедрение и развитие педагогического менеджмента обусловлено изменениями, происходящими в системе образования РФ, перестройкой структур управления образованием.

Под управлением вообще понимаются деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей.

Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.

В теории менеджмента различают три принципиально различных инструмента управления:

– организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ);

– культура управления (т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, образовательным учреждением, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения);

– рынок, рыночные (т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя) отношения.


В социальных и экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных инструментов отдается преимущество.

Общая тенденция в менеджменте проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления. Менеджмент используется не столько как система власти в виде иерархической пирамиды, сколько как ресурс развития горизонтальной организационной системы.

Современное образовательное учреждение рассматривается как открытая педагогическая система и как особая социально-экономическая организация общества. Обновление системы управления образовательным учреждением может происходить только на основе новых технологий управления его развитием.

Теория педагогического менеджмента предоставляет руководителям и педагогам образовательных учреждений такие возможности, как:

• переход от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека и личностно ориентированный подход к его деятельности по достижению максимальных результатов;

• обеспечение возможности развития каждой личности, координацию мотивационной ориентации руководителей и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося образовательного учреждения;

• создание комфортного психолого-педагогического климата для всех участников образовательного процесса.

В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. В рамках данного определения можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель образовательного учреждения – менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.

Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, орудием труда – язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента – учащихся.



Педагогический менеджмент

Управление — это воздействие на ту или иную систему с целью упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития заданной системы. Педагогический менеджмент появился в 60-х гг. 19 века в связи со сменой образовательной парадигмы, содержания образования, технологий обучения и воспитания, информационной революцией; в современном мире с внедрением рыночных отношений в систему образования.

Концептуально изменилось понимание процесса управления с контроля на целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата.

К основным принципам менеджмента относят:

  • целенаправленность, последовательность, непрерывность; состязательность;

  • научность в сочетании с элементами искусства;

  • функциональную специализацию в сочетании с универсальной деятельностью;

  • оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления;

  • учет индивидуальных особенностей работников;

  • обеспечение единства прав и ответственности;

  • контроль, координация действий;

  • учет закономерностей межличностных отношений и группового поведения.

Учитель - менеджер образовательного процесса, субъект управления процессом обучения, воспитания и развития учащихся; оказания образовательных услуг.

Педагогический менеджмент — это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами; научно-организованное и иерархизированное управление (управление деятельностью педагогического коллектива, учащихся). Специфика педагогического менеджмента заключена в особенностях предмета (деятельность людей), продукта (информация), орудия (слово) и результатов труда менеджера образования (уровень обученности, воспитанности и развития).

Общим предметом педагогического менеджмента являются закономерные связи между свойствами, характеристиками и результатами управляющей подсистемы образовательного учреждения. Частными предметами рассмотрения педагогического менеджмента являются: опрос, тестирование, контент-анализ документов и пр.

Управление образованием — это сложная территориальная организационно-структурная система; совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений в области образования.

Государственное регулирование деятельности государственных и негосударственных образовательных учреждений в РФ осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании». Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования и науки, краевые, областные, городские управления образованием и районные отделы образования.


Принципы управления — это основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций. Принципы отражают закономерности управления.

К основным принципам управления относятся:

  • демократизация и гуманизация управления;

  • системность и целостность;

  • сочетание централизации и децентрализации;

  • взаимосвязь единоначалия и коллегиальности;

  • научная обоснованность управления;

  • объективность.

Методы управления — это способы достижения поставленных целей. Они классифицируются по:

  • объекту управления (федеральные, региональные);

  • субъекту управления (административные, хозяйственные);

  • целям (стратегические, тактические, оперативные);

  • механизму влияния (социально-политические, организационно-распорядительные, организационно-педагогические);

  • стилю (авторитарные, демократические, либеральные);

  • времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, текущие).

Формы управления - инструктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, школьные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч.

Под функциями управления понимают деятельность субъектов по осуществлению процесса управления цикла с целью достижения фактических результатов.

Основные функции: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная.

Планово-прогностическая функция управления предусматривает определение конкретных и реалистических целей, направленных на достижение более высокого качественного состояния объекта.

Организационно-исполнительская функция способствует выполнению принятых целевых решений, согласованной работе субъектов организационной структуры и взаимодействию всех участников педагогического процесса.

Регулятивно-коррекционная функция управления обеспечивает устранение причин технологических сбоев в происходящих процессах.

Контрольно-диагностическая функция управления устанавливает соответствие полученных данных требованиям образовательного стандарта.

В управленческой деятельности выделяются понятия субъекта и объекта управления. В качестве субъекта управления выступает человек или группа людей, находящихся на той или иной ступени организационной структуры управления. Объектом управления является образовательное учреждение, а также все процессы, происходящие там и направленные на образовательные действия. Во взаимодействии субъектов и объектов управления проявляется их единство в целостной педагогической системе.


Система образования в РФ. Принципы государственной политики в области образования. Основными принципами государственной политики РФ в области образования являются:

гуманистический, демократический характер обучения и воспитания;

непрерывность и преемственность образования;

обязательность общего среднего образования;

добровольность выбора направления среднего специального, профессионального образования: академический лицей или проф.колледж; светский характер системы образования;

общедоступность образования в переделах Государственных образовательных стандартов;

единство и дифференцированность подхода к выбору программ обучения;

поощрение образованности и таланта;

сочетание государственного и общественного управления в системе образования.

Система образования в РФ включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Виды образования - общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное обучение (непрерывное образование).

Уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.

Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование- специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Дополнительное образование - дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.