Файл: Решение творческих заданий, которые требуют от учащихся нестандартного мышления, поиска решений на основе уже имеющегося опыта, выявления в ходе решения проблемы пробелов в собственных знаниях и их ликвидация,.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Великие тайны скрывает детское творчество – в каждом ребенке неповторимая творческая лаборатория с необузданной фантазией, полет которой беспределен и неудержим. Достаточно посмотреть на детские рисунки, чтобы убедиться в многообразии зафиксированных ими открытий.

Исследования психологов убеждают, что наиболее благоприятными возможностями для проявления творческой природы человека и развития его общих творческих способностей обладает художественное творчество. В художественной деятельности успешно развиваются: наблюдательность, внутреннее видение, образные и эмоциональные потенциалы внутреннего мира, конкретность мышления и воображение, расположенное к синтезам.

Решение творческих заданий, которые требуют от учащихся нестандартного мышления, поиска решений на основе уже имеющегося опыта, выявления в ходе решения проблемы пробелов в собственных знаниях и их ликвидация, развитие аналитических компонентов: подвижность, умение дифференцировать положительные и отрицательные свойства объекта, ассоциативность, способность к образованию аналогий, к переносу свойств одной конструкции на другую, сообразительность, смекалка, развитие созидательных компонентов: нестандартность (нестереотипность, нетрадиционный подход, умение видеть яв­ления с новой стороны, преодоление шаблонов, проявление ин­дивидуальности), способность к мысленным преобразованиям (в том числе комбинаторного характера) может проходить на различных этапах обучения изобразительному искусству в школе. Изобразительное искусство, благодаря своим тесным и обширным межпредметным связям станет хорошей подготовкой учащихся к реальной жизни, поможет определиться и окончательно утвердиться в своем выборе профиля обучения и будущей профессии, а следовательно, поможет воспитать успешную, активную личность.

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности средствами современных образовательных технологий

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Сказка, фантазия, игра, неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка» [с. 35 - 36]. А мы считаем, что эта дорога не только к сердцу ребенка, но и дорога, позволяющая нашим детям умственно развиваться, эмоционально - эстетически расти, становиться духовного богаче, приобщаться к труду, к чтению.


«Творить легко!» - так называется творческий проект, реализуемый в нашем лицее педагогами кафедры искусства и технологии.

Актуальность проекта обусловлена тем, что проблема развития творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому самовыражению школьников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков. Данный проект дает возможность учащимся проявить себя в различных видах творческой деятельности, показать свои способности и повысить творческий потенциал, развивать навыки созидания, самореализации. Мы поставили перед собой задачу: заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.

Как известно, творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.

Самым благоприятным и привлекательным для этого процесса является внеурочная деятельность, когда ни педагоги, ни ученики не связаны рамками урока, а совместная творческая деятельность педагогов и учащихся увлекает как одних, так и других.

Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать прекрасные цветы.

Ж. Санд

Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту.

А. М. Горький
Изобразительное искусство – важнейшее средство эстетического воспитания.

Основной педагогической идеей моего опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления  индивидуального подхода к   каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и  внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.



Каждый ребёнок талантлив от природы. Принцип работы педагога по изобразительному искусству – воспитание личности через творчество. Задача преподавателя – создать благоприятные условия для раскрытия и развития творческих способностей у детей. Научить мыслить творчески, видеть в обычных вещах необычное. Ребёнок должен понимать, что он живёт для созидания, а не для разрушения. Надо помочь ребёнку раскрыть свой внутренний потенциал для творчества. Ребёнок должен научиться мыслить креативно. Любой урок должен вызвать удивление и интерес. Надо научить детей видеть в простых вещах интересные идеи, уметь фантазировать. Например, случайно увиденное пятно на стене, похожее на слона или на птичку. Или лужа на асфальте, похожая на какое-то существо. Мы живём в красивом мире, на такой красивой планете Земля. 

В творческом развитии человека проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют  индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному ученику, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем,  чтобы обеспечить  необходимый уровень  развития личности.

Творческий человек, как правило, более успешен во всем - от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают ученику находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.

Одной из главных задач уроков изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием  дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям  жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.


Работая с детьми на уроках, я заметила, что они очень быстро осваивают программу, желая творить самостоятельно. В процессе моей работы возникла целая система развития воображения детей, изготовления новых поделок, создание композиционных решений. Для этого на кружке «Акварель», необходимо было включать в процесс работы новые методы и технологии обучения обучающихся творчеству. Это расширило творческие возможности детей, и позволило им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от предлагаемых стандартов и утвердиться в позитивной позиции «творца».

Одной из многочисленных задач образования: является сохранение, возрождение и развитие детского изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, пропаганда ценности традиций и культур народов России.

Во время внеурочной деятельности дети осваивают различные виды прикладного творчества. Искусство народных промыслов, которому обучаю своих воспитанников, возвращает нас к русским утраченным традициям.

Занятия провожу таким образом, что сам процесс обучения становится процессом активного увязывания теоретических знаний и практических умений с жизнью.

В условиях активизации познавательной деятельности посредством развития творческих способностей на занятиях учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Обучающиеся заинтересованы, приобщены к творческому поиску, активизирована мыслительная  деятельность  каждого. Процесс становится не скучным, а творческим. Эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

В своей работе использую разные приемы, методы и технологии, что можно проследить на примере урока в 5 классе по теме: «Народные праздничные обряды», в обучение которой была включены: игровая деятельность, иллюстрации о русских народных обрядах, русские народные песни, пословицы и представлен кроссворд, формирующие умения выделять характерные признаки того или иного традиционного костюма, в результате чего ученики стали легко распознавать образы народных костюмов и праздников. Умелое применение игровой технологии помогает построить занятие таким образом, что игра, являясь развлечением, переросла в обучение, творчество, коллективную практическую деятельность.


Технология проблемно-развивающего обучения прослеживается на уроках, целью которого является постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, поиск и отбор доказательств, в результате дети с легкостью усваивали азы линейной и воздушной перспективы. Проблемная ситуация прослеживается обучающимися в ее игровом воплощении: ребята изготавливают полевые цветы разными приемами, не используя существующие шаблоны, а предлагая свои варианты схем, используя знания и умения, полученные ранее. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализа соотношения игровой ситуации. В занятие были включены также игры и упражнения, формирующие умения выделять основные характерные признаки цветов, сравнивать, сопоставлять их. Наблюдалось чередование деятельности: практическая, интеллектуальная, релаксационная. Методы творческого поиска и проектно-конструкторский повысили интерес детей к поисковой деятельности при выполнении работ, помогли создать цветы по собственным шаблонам.

Технология коллективно творческого воспитания прослеживается на уроках, целью которых является научить работать обучающихся коллективно. В результате увеличивается уровень активности детей на уроках и создается коллективная работа. Обучающиеся, достигая цели – учатся применять полученные знания и умения в коллективной работе.

При развитии творческих способностей и активизации познавательной деятельности учеников на уроках изобразительного искусства одной из наиболее действенных технологий я считаю важным применение игровых технологий, проектных технологий, ИКТ. Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат общаться в коллективе.

Проведение уроков в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий является мощным инструментом повышения познавательной активности обучающихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.

Виды образовательной деятельности, которые я применяю при работе на уроке и кружке по изобразительному искусству:

  • работа с постановочной натурой;

  • терминологические диктанты;

  • кроссворды;

  • демонстрация новых работ;

  • демонстрация презентаций, созданных педагогом и воспитанниками;

  • проверочные и контрольные тесты;

  • викторины;

  • индивидуальные задания;

  • развивающие упражнения.