Файл: Решение творческих заданий, которые требуют от учащихся нестандартного мышления, поиска решений на основе уже имеющегося опыта, выявления в ходе решения проблемы пробелов в собственных знаниях и их ликвидация,.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мыслить креативно способен каждый. Этой способностью нас наградила природа. Способность каждому из нас дала природа. Если бы человечество не обладало креативным мышлением, то наша цивилизация никогда бы не достигла такого высокого уровня развития технологий, науки, медицины и прочего.
Но почему же тогда один человек может креативно мыслить, а другой - нет? Одни способны изобретать, писать картины, сочинять стихи и песни, находить выход из сложных ситуаций, а другие – нет.
Учитель в процессе развития креативности на уроках изобразительного искусства может сталкиваться с множеством проблем и препятствий, которые необходимо преодолевать.
К ним относятся:
-
Лень и слабая воля. Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину. -
Страх провала, неудачи, которые возникают из-за недостатка опыта и наличием неопределенности при оказании воздействий. Помощь более опытного человека, который сможет дать корректную оценку рисков предполагаемого воздействия в э случае буде решением проблемы. -
Слабая самоорганизация. Наличие слишком большого количества дел и идей создают препятствие в расстановке приоритетов. Чтобы справиться с проблемой, необходимо организовать личные цели и дела в единую надежную систему. Это освобождает память и сознание от постоянного, повторяющегося обдумывания этих дел, которое затрудняет процесс генерации новых идей. -
Отсутствие приоритетов. В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Самые важные следует в первую очередь, а менее важные можно оставить на потом. Но многие стараются в первую очередь реализовать более простые идеи, но менее полезные идеи. Следует «ставить в очередь» идеи, цели и дела. -
Загруженность сознания. Необходимо чередовать умственную деятельность и отдых. Часто сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс. -
Конформизм, при котором чужое мнение и опыт безропотно принимается, критике и анализу нет места, соглашательство со всем, без проведения оценки правильно ли это или нет. Здесь необходимо развивать критичное мышление, проявлять любознательность ко всему новому, спрашивать "Зачем? Почему? Для чего это нужно?". -
Нетерпеливость в решении проблемы. Но для этого нужны идеи, определенный объем знаний и высокий уровень развития интеллекта. И если ученик не находит путь решения проблемы, он быстро теряет интерес, переключается на более легкую проблему. В этом случае важна тренировка самодисциплины, целеустремленности. -
Ригидность. Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ученик отвергает новые идеи ради традиционных, старых. Подспорьем учителю будет развитие гибкости мышления, использование новых средств для достижения поставленных задач.
Изучив определения и имея представления о механизмах критического мышления, можно создать эффективную развивающую программу курса внеурочной деятельности, целью которой является расширение творческих способностей учеников, умение презентовать себя через защиту творческих работ, демонстрация превосходства через организацию выставки собственного творчества, развитие интеллектуально-творческого потенциала в конкурсах и научно-исследовательских конференциях. Поиск оригинального решения, преодоление психологических барьеров крайне трудны для ребят. Они понимают, что не всегда могут найти в себе «креативную жилу». Учителю необходимо всегда поддерживать желание достигать новых вершин и реализовывать поставленные цели. Общаясь в объединении заинтересованных творческих людей с высоким уровнем развития креативности в непринужденной обстановке, каждый ребенок становится коммуникабельным, обогащает свою речь терминами понятиями, выдвигает больше новых идей.
Как же определить уровень креативности школьников? Оценивать креативный потенциал очень сложно. Он не может быть измерен в количественных показателях (в отличие от уровня интеллекта). Из многообразия методик его изучения, можно выделить методику Торренса, доступную и понятную. Результаты диагностики обладают высокой степенью надёжности, так как методика была разработана по итогам длительных исследований, проведённых на большом количестве испытуемых. Торренс утверждал, что для успеха во взрослой жизни одного только творческого потенциала недостаточно. Для полной реализации возможностей человеку также требуется наличие определённых умений и мотивации. Только при условии сочетания этих трёх составляющих можно рассчитывать на большие творческие достижения в дальнейшей жизни.
Развитие креативности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности предполагает не пассивное усвоение навязанных форм и методов отношения к окружающему, а собственное активное и гибкое восприятие, основанное на индивидуальных качествах человека. Их познание и реализация становятся основой формирования личности, ее творческого отношения к себе, к окружающим, к природе и социуму.
Учитель, умеющий обернуть недостатки в достоинства, знающий особенности развития личности своих учеников, умеющий решать вышеуказанные проблемы, преодолевать трудности - станет для них примером, сумеет организовать творческую деятельность, направит их к успеху, повысит эффективность и успешность творческой деятельности в классе. Создание на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности креативной среды позволяет формировать ключевые компетенции у обучающихся, создать в классе (группе) атмосферу сотрудничества. Дети приобретают надпредметные связи и опыт самообразования, культуру исследовательского труда и развивают собственные творческие умения. А результаты изучения креативного мышления ребят позволят создавать творческие задания и эффективно подбирать образовательные технологии для проведения уроков и занятий.
ЛИТЕРАТУРА
-
Аверина И.С., Щебланова Е.И. Психодиагностика одаренности школьников// Психологическая газета.- 1997. - №1 (16). -
Алессандрини К., Дуарте Х., Дупас М., Бианко М. Рисуночный тест Сильвер: результаты стандартизации в Бразилии // Исцеляющее искусство. – 2001. – Т.4, № 1. – С. 22-43. -
Баграмянц М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика. - М., 2003. -
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М., 2002. -
Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) // Психологическая наука и образование. –2007. –№3. –C. 97 – 107. -
Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. –2006. - №1. - С. 85-96. -
Быстров А.Н. Нормативная модель личности и деятельности подростка. Архангельск, 2005. -
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997. -
ТЕСТ Э.П. ТОРРЕНСА: ОЦЕНИВАЕМ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ http://shkolabuduschego.ru/shkola/test-e-p-torrensa-otsenivaem-tvorcheskoe-myishlenie-shkolnikov.htmlhttp://shkolabuduschego.ru/shkola/test-e-p-torrensa-otsenivaem-tvorcheskoe-myishlenie-shkolnikov.html -
Сравнительный анализ креативности подростков для последующего учета особенностей их творческого мышления при построении учебных программ. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/03/21/sravnitelnyy-analiz-kreativnosti-podrostkov-dlya -
Леонтьева Т.В. //Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности. https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-kreativnosti-podrostkov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti