Файл: Решение творческих заданий, которые требуют от учащихся нестандартного мышления, поиска решений на основе уже имеющегося опыта, выявления в ходе решения проблемы пробелов в собственных знаниях и их ликвидация,.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представленный опыт дает детям возможность шире взглянуть на мир, увидеть красоту изготавливаемых работ, почувствовать разнообразие творческих ощущений, расширить их кругозор, привлечь родителей к углубленному развитию их детей изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

Физминутки повышают мотивацию к творческой деятельности, изобразительному искусству и прикладному творчеству, дети раскрепощаются, проявляют огромное желание заниматься творчеством.

На уроках изобразительного искусства необходимо использовать видеоматериал, включать музыкальные записи. Методика показа видеофильмов разнообразна. Это могут быть фрагменты, более продолжительные просмотры, показ в сопровождении медиативной музыки и др. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества обучающихся трудно переоценить.

Таким образом, уроки изобразительного искусства и внеурочная деятельность позволяют обучающимся сформулировать собственный взгляд на проблему, проявить индивидуальные особенности в рисовании и изготовлении работ. Новые методы и технологии обучения детей творчеству расширили творческие возможности детей. Важным итогом уроков и внеурочных занятий по изобразительному искусству является сохранение, возрождение и развитие детского прикладного творчества, пропаганда ценности традиций и культур народов России.

Белова Светлана Павловна

Педагогические технологии на уроках ИЗО

Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.

Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Каждый педагог - творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества.

Современные образовательные технологии, которые применяю я на своей практике:

В образовательной организации обучаются учащиеся с разным уровнем умственного развития, поэтому необходимо изучить и применять разные педагогические
технологии (см. таблицу 1).Данные технологии являются обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

технология

результативность




Методы фиксации и оценивания учебных достижений

1. Создание и систематизация контрольно-измерительных материалов в виде тестов по отдельным темам, итоговых контрольных работ к урокам «Искусство».

2. Создание и использование нетрадиционных форм контроля на уроках ИЗО: экспресс-тестов, ребусов, кроссвордов, опросников.

Технология оценивания (Д.Д.Данилов) образовательных достижений (учебных успехов), которая направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех.

Проектная


Технология проектной деятельности даёт возможность осознанно добывать новые знания, в ней проявляются творческие способности детей, которые, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска: выпуск книжек для малышей «Загадки», «Пословицы», изготовление проектов с нетрадиционными техниками рисования. В рамках проектной деятельности можно изготовить листовки: «Огонь – друг, огонь – враг!», пожарам.net, страна безопасности, мое здоровье в моих руках, а также афиши, газеты, рисунки: «Я помогаю победить туберкулез».




Здоровьесбе- регающая

Создаются условия для поддержания активности учащихся на протяжении всего урока, снятия напряжения, предупреждения утомляемости через смену видов деятельности на уроке; использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: метод свободного выбора, применение активных методов, проведение физминуток, создание положительного климата на уроке, наличие психологических разрядок. Издание с учащимися памятки по ЗОЖ.




Игровая технология (игры-исследова -ния)

Эта технология повышает активность учащихся на уроке, направляет на непроизвольное запоминание учебного материала. Создаёт условия для развития у учащихся взаимопомощи и сотрудничества, внимания друг к другу. Развиваются у учащихся навыки самоконтроля и самооценки. Например, на уроках ИЗО по цветоведению можно применять игру "Волшебная палитра". Предложить учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок.  Игры в "Кляксографию" помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин", "Найди ошибку", "Художественный салон", "Похоже-непохоже", "Ожившие картины"




Педагогика Сотрудни -чества

Командная, групповая работа. Учитывая живой интерес школьников к искусству, нужно стремиться каждый урок строить по принципу «сотрудничества», чтобы этот урок был словно творческая мастерская художника. 

Личностно-ориентиро -ванная

Применяя личностно-ориентированную технологию во взаимодействии с детьми, нужно стараться быть «рядом» на уровне «глаза в глаза», акцентируя своё внимание на предоставлении ребёнку свободу выбора и самостоятельности. Совместно с детьми вырабатывать цели, давать оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Благодаря чему с детьми будут установлены партнерские взаимоотношения.



ИКТ


Создание медиатеки электронных презентаций для уроков ИЗО (собственных и используя Интернет-ресурсы). Материалы медиатеки включены в рабочие программы по ИЗО.

Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно нужно вовлекать их в серьезную творческую работу, в которой развиваются творческие способности учащегося.

  1. Фильмы-презентации, демонстрацию сопровождать нужно лекцией и комментариями; в процессе просмотра дети вовлекают в процесс общения, задают вопросы, коллективно рассматривают и обсуждают произведения искусств.

  2. Слайд-фильм, идеально подходит для поэтапного рисования.

  3. Проводить необходимо виртуальные экскурсии по музеям мира.

Система инновационной оценки «Портфолио

Эта технология альтернативного оценивания успехов и достижений учащихся позволяет выстроить систему индивидуального развития ученика на протяжении всех лет проживания в школе и увидеть результаты его деятельности, а в конечном итоге увидеть своеобразие и уникальность личности каждого учащегося. Содержанием такого портфолио являются: детские рисунки, рефераты, декоративные композиции, оформление праздничных интерьеров, фотоколлажи и др. Этого своего рода портрет ученика в динамике его развития, который позволяет мне как учителю видеть рост моих детей, фиксировать их индивидуальную избирательность («я хочу» и «я могу»), помогает в познании самого себя, самоопределении и самореализации.


Результатом использования различных технологий на уроках является: повышение мотивации к учению у учащихся, повышение уровня качества знаний, а также положительные личностные изменения у детей. Учащиеся на уроках и во внеурочных мероприятиях становятся более активными, открытыми, свободными в общении. Возрастает количество учащихся, принимающих участие в конкурсах разного уровня.

Список используемой литературы.

1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.;

Сентябрь, 1996г.

2. Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru

3.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно -

методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. -

  1. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

  2. Соколова Е.Н. Гуманитарные технологии в обучении школьников изобразительному искусству. Художественно педагогический процесс как искусство, наука, мастерство: учеб. Пособие СПб.: Изд-во ФГПУ им. А.И. Герцена, 2009. С. 21.

  3. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе

MS PowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования», №


«Развитие креативности обучающихся через творческую деятельность на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности»

Фалина Луиза Геннадьевна, учитель изобразительного искусства

МБОУ «Красноклчинская СОШ» Нижнекамский муниципальный район

Республики Татарстан
«Креативность – это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать

с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь

стены, зажигать солнце, строить замок на песке,

приветствовать будущее"

  П. Торренс
XXI век – это век стремительного развития информационных технологий. Сегодня даже маленький ребенок знает, что такое интернет. Сетевая паутина оплела человечество. Мы используем информационные компьютерные ресурсы в работе, социальные сети - в общении с родными и близкими. Для школьников интернет стал неотъемлемой частью жизни. В процессе информатизации общества важные составляющие развития личности остаются на втором плане. А как же «прекрасное вечное, доброе»?


Поэтому роль педагога, формирующего сознание ребенка, его индивидуальность с помощью искусства сегодня как никогда велика. Именно на уроках изобразительного искусства ребенок рисует свою картину мира, настоящую и будущую. Учитель способствует раскрытию с помощью художественно-образовательных технологий его интеллектуального и духовно-нравственного развития.

Одной из основных задач учебного предмета изобразительное искусство является художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала. Неталантливых детей не бывает. Необходимо только с самого детства дать им возможность поверить в свои силы, почувствовать себя успешными. То, что заложено в детстве, определяет всю последующую жизнь человека. А.Маслоу считает, что развитие креативности может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству произведений искусства, сколько для создания хорошего человека.

В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода». Главным средством для выполнения творческой деятельности является особое творческое мышление - креативность. В основе понятия лежит глагол английской речи create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий.

Креативность - это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей. Она характеризуется повышенной интеллектуальной активностью для использования возможностей сознания, предсознания и подсознания с целью нахождения более эффективного, оригинального способа решения проблемы.

В нашей жизни креативность проявляется как смекалка - способность смело и остроумно находить выход из безвыходной, иногда критической ситуации, используя крайне ограниченные средства и ресурсы.

У каждого человека уже с рождения есть и талант, и креативность, которые не является уделом отдельных людей, ученых, изобретателей, имиджмейкеров, рекламных специалистов. Их креативность – результат упорного труда над самим собой.


Дети неординарны, у них интересное видение мира. Но в процессе взросления на неординарность и непосредственность влияет общественное мнение, другие факторы окружающей среды и появляется шаблонное мышление. Творчество отодвигается на второй план и человек начинает только воспроизводить и копировать уже имеющиеся шаблоны.

Такая деятельность никакой ценности для общества не представляет, люди не получают ресурсов для достижения личных целей. Личность остается незамеченной и не признанной.

Глубокий смысл имеет мудрое высказывание Джона Мэйсона «Ты родился оригиналом, так не умри же копией». Мы знаем не так много выдающихся людей с необыкновенными и яркими характерами, хотя каждый человек уникален. Чтобы избежать безликости необходимо непрерывное развитие креативности и выполнение всего возможного для реализации своего предназначения. Нужно учить ребят в любой ситуации придумывать нестандартную, оригинальную идею и стремиться воплотить ее в жизнь.

Развитие креативности на любом уроке может происходить только в процессе деятельности, и такой деятельностью является процесс творчества. Особенностью детского творчества на уроках ИЗО является не создание общественно – значимого продукта, а сам процесс творчества и его результат, что имеет большое значение для личностного развития детей и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Творческие способности – это не только способности ребенка реализовать себя в художественном творчестве, но и создание своего «Я», своей индивидуальности, единственной и неповторимой.

Уроки ИЗО позволяют развивать такие креативные способности, как:

  • Беглость – это способность генерировать большое количество идей в единицу времени а уроке. Позволяет быстро находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее.  Ребенок должен научиться быстро определиться с замыслом рисунка, решить композицию, сделать набросок, сделать рисунок, подобрать и сочетать цвета всего за 45минут урока за вычетом других видов учебной деятельности.

  • Оригинальность - это способность генерировать новые, нестандартные, неординарные идеи, отличающиеся от уже известных или очевидных. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее преодолевается психологическая инертность, ограничивающая мышление стандартными шаблонами и убеждающая в нереальности и бесполезности оригинальных идей. Оригинальность рисунка – создание рисунка самостоятельно, с применением собственного воображения, без копирования и заимствования.

  • Гибкость - это способность использовать различные способы для генерации оригинальных идей и быстро переключаться между способами и идеями.  Это способность ученика корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности выполнения рисунка.

  • Открытость - это способность при решении проблемы длительное время воспринимать новую информацию извне, а не использовать имеющийся опыт и не придерживаться стандартных стереотипов. Наблюдается стремление ребенка к открытию новых знаний, высокая мотивация к изобразительной деятельности. Здесь немаловажна роль учителя в подборе уникального материала к уроку.

  • Восприимчивость - это способность в обычной ситуации находить противоречия, необычные детали, неопределенность. Уроки ИЗО позволяют детям находить необычное в обычном, простое в сложном и обсуждать это с учителем и одноклассниками.

  • Образность – это способность генерировать идеи в виде единых, цельных мысленных образов. Чувственное познание мира, кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей не вызывает затруднений. Они могут нарисовать шуршание под ногами осенней листвы, звон хрустального колокольчика, касание бабочки к своей руке; изобразить горький запах полыни или свежий аромат весеннего ветра, в то время, когда у взрослого человека, деятельность которого напрямую не связана с творчеством, эта способность просто отсутствует. Умение восхищаться красотой окружающего мира вовсе не одно и тоже с умением изобразить это выразительным средствами на бумаге.

  • Абстрактность - это способность генерировать общие, сложные идеи на основе частных, простых элементов. Позволяет обобщать и строить единое представление проблемы на основе простых, несвязанных знаний и идей. Имея развитое воображение, ребенок может представить себе и нарисовать нечто отвлеченное от конкретных образов, что-то неопределённое, непознанное и загадочное, которое может представить только он сам.

  • Детальность - это способность детализировать рисунок до понимания каждого его элемента. Позволяет разбивать рисунок на части, анализировать их до тех пор, пока не станет ясны его мельчайшие элементы. Чем сильнее детализирован рисунок, тем больше конкретной информации предоставляется зрителю. Чем меньше детализация рисунка, тем большая свобода для фантазии предоставлена зрителю.

  • Вербальность - это процесс разбиения единой, образной идеи на отдельные компоненты и выделение существенных частей. Позволяет прояснить структуру проблемы и связи между ее элементами и обмениваться этой информацией с другими для совместного решения проблемы.

  • Стрессоустойчивость – это способность действовать и генерировать идеи в новой, необычной, неизвестной ранее окружающей среде.