Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету История Казахстана.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
по предмету «История Казахстана»
(с русским языком обучения)
11 класс
(естественно-математическое направление, общественно-
гуманитарное направление)
г. Нур-Султан, 2020
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «История Казахстана» для обучающихся в 11 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «История Казахстана» для 11 класса общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования по обновленному содержанию.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений, обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей истории, учащихся, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ .................................... 4
Суммативное оценивание за раздел «Цивилизация: особенности развития» .............................. 4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ ................................... 9
Суммативное оценивание за раздел «Политико-правовые процессы» ........................................ 9
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ ............................... 15
Суммативное оценивание за раздел «Развитие общественно-политической мысли» .............. 15
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ ............................... 20
Суммативное оценивание за раздел «Развитие образования и науки» ...................................... 20
4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Цивилизация: особенности развития»
Тема
Развитие кочевого скотоводства и земледелия на территории
Казахстана
Экономическое и культурное взаимодействие и взаимовлияние
Развитие экономики Казахстана в ХХ веке
Развитие экономики Республики Казахстан
Цель обучения
11.1.1.3 Классифицировать традиционную хозяйственную деятельность, используя карту
11.1.2.3 Характеризовать взаимодействие оседлого и кочевого населения в системе торгово- экономических отношений
11.1.3.2 Анализировать факторы, определившие направления социально-экономического развития
Казахстана в ХХ веке
11.1.3.3 Анализировать этапы развития экономики
Республики Казахстан, выявляя их особенности.
Критерий оценивания
Обучающийся
Определяет различия между кочевым - и земледельческим хозяйством
Объясняет закономерность появления городов в
Южном регионе и
Семиречье в период функционирования Великого Шелкового пути
Анализирует факторы, повлиявшие на направления социально-экономического развития Казахстана в ХХ веке
Анализирует изменения в экономике Республике
Казахстан.
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высоко порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1.Используя исторические знания, заполните таблицу особенностей типов хозяйства
Критерии
Типы хозяйства
Кочевое скотоводство
Земледельческое хозяйство
Система жизнеобеспечения
Система расселения
Экосистема
[6]
2.Докажите закономерность появления городов Туркестан, Тараз, Отрар в период функционирования Великого Шелкового пути, исходя из географических и экономических аспектов
5
Города
Аспекты
Географический
Экономический
Туркестан
Тараз
Отрар
[6]
Назовите не менее 2-х ключевых факторов, повлиявших на направления социально- экономического развития Казахстана в ХХ веке, и аргументируйте свое мнение.
[4]
3.Проанализируйте извлечение из документа «Стратегия развития Казахстана до 2030г.».
Сделайте вывод об изменениях (не менее 3-х), которые должны произойти в экономике независимого Казахстана по сравнению с периодом нахождения в составе СССР.
1. Ограниченное вмешательство государства в экономику при его активной роли.
2. Экономическая стратегия заключается в достижении стабилизации макроэкономики, что означает использование лучшего международного опыта в области макроэкономических показателей: низкая инфляция; дефицит бюджета; сильная национальная валюта; высокая норма накопления.
3. Реальный сектор экономики, его оздоровление, рост и сильная социальная политика, но в условиях жестких фискальных и монетарных ограничений;
4. Либерализация цен;
5. Приватизация предприятий.
[4]
Критерий
оценивания
№
задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Определяет различия между кочевым скотоводством и земледельческим хозяйством
1 определяет первое различие между кочевым скотоводством и земледельческим хозяйством в системе жизнеобеспечения;
1 определяет второе различие между кочевым скотоводством и земледельческим хозяйством в системе жизнеобеспечения;
1 определяет первое различие между кочевым скотоводством и земледельческим хозяйством в системе расселения;
1 определяет второе различие между кочевым скотоводством и земледельческим хозяйством в системе расселения;
1 определяет первое различие между кочевым скотоводством и земледельческим хозяйством в экосистеме;
1 определяет второе различие между кочевым скотоводством и земледельческим хозяйством в экосистеме.
1
Объясняет закономерность появления городов в
Южном регионе и
Семиречье в период функционирования
Великого Шелкового пути
2 объясняет первый географический аспект закономерности появления городов в Южном регионе и Семиречье в период функционирования
Великого Шелкового пути;
1 объясняет второй географический аспект закономерности появления городов в Южном регионе и Семиречье в период функционирования
Великого Шелкового пути;
1 объясняет третий географический аспект закономерности появления городов в Южном регионе и Семиречье в период функционирования
Великого Шелкового пути;
1 объясняет первый экономический аспект закономерности появления городов в Южном регионе и Семиречье в период функционирования
Великого Шелкового пути;
1 объясняет второй экономический аспект закономерности появления городов в Южном регионе и Семиречье в период функционирования
Великого Шелкового пути;
1 объясняет третий экономический аспект закономерности появления городов в Южном регионе и Семиречье в период функционирования
Великого Шелкового пути.
1
Анализирует факторы, повлиявшие на направления социально- экономического развития Казахстана в
ХХ веке
3 указывает один ключевой фактор, повлиявших на направления социально-экономического развития
Казахстана в ХХ веке;
1 указывает второй ключевой фактор, повлиявших на направления социально-экономического развития Казахстана в ХХ веке;
1 приводит один аргумент;
1
7 приводит второй аргумент.
1
Анализирует изменения в экономике Республике
Казахстан
4 делает вывод об изменениях в экономике
Республики Казахстан;
1 определяет одно изменение в экономике независимого Казахстана;
1 определяет второе изменение в экономике независимого Казахстана;
1 определяет третье изменение в экономике независимого Казахстана.
1
Всего
20
8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Цивилизация: особенности развития»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Определяет различия между кочевым скотоводством и земледельческим хозяйством
Определяет 2-3 различия между кочевым скотоводством и земледельческим хозяйством
Определяет не менее
4-5 различий между кочевым скотоводством и земледельческим хозяйством
Определяет различия между кочевым скотоводством и земледельческим хозяйством
Объясняет закономерность появления городов в Южном регионе и Семиречье в период функционирования
Великого
Шелкового пути
Объясняет
2-3 аспекта закономерности появления городов в Южном регионе и
Семиречье в период функционирования
Великого
Шелкового пути
Объясняет не менее 4-5 аспектов закономерности появления городов в Южном регионе и
Семиречье в период функционирования
Великого
Шелкового пути
Объясняет закономерность появления городов в
Южном регионе и
Семиречье в период функционирования
Великого Шелкового пути
Анализирует факторы, повлиявшие на направления социально-экономического развития Казахстана в ХХ веке
Затрудняется назвать ключевоой фактор, повлиявший на направления социально- экономического развития
Казахстана в ХХ веке; не приводит аргументы.
Называет ключевой фактор, повлиявшеий на направления социально-экономического развития Казахстана в ХХ веке; приводит 1 аргумент.
Перечисляет 2 ключевых фактора, повлиявших на направления социально- экономического развития
Казахстана в ХХ веке; приводит 2 аргумента.
Анализирует изменения в экономике Республике Казахстан
Затрудняется при анализе изменений в экономике
Республике Казахстан
Анализирует не менее 2-х изменений в экономике
Республике Казахстан
Анализирует изменения в экономике
Республике
Казахстан
9
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Политико-правовые процессы»
Тема
Изменение моноэтнического состава населения Казахстана
(XVIII - начало XX века)
Формирование полиэтнического общества в советский период
Миграционная политика Республики Казахстан
Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия
Цель обучения
11.2.1.1 Использовать понятия «аграрная политика»,
«переселенческая политика», «моноэтнический состав» для объяснения процесса изменения этнического состава Казахстана
11.2.1.3 Использовать понятия «депортация»,
«спецпереселенцы», «полиэтническое общество»,
«национальная политика», «интернационализм»,
«толерантность» для объяснения процесса изменения этнического состава Казахстана
11.2.2.2 Объяснять основные направления и приоритеты миграционной политики на основе казахстанских законодательных актов и программ
11.2.2.3 Оценивать казахстанскую модель межэтнического, межконфессионального согласия на основе изучения государственных стратегий и программ.
Критерии оценивания
Обучающийся
Объясняет процесс изменения этнического состава
Казахстана под влиянием аграрной и переселенческой политики Российской империи
Объясняет полиэтнический состав Казахстана в советский период, используя понятия «депортация»,
«спецпереселенцы»,
«национальная политика»,
«интернационализм», «толерантность»
Объясняет основные направления и приоритеты миграционной политики на основе Концепции миграционной политики Республики Казахстан на
2007-2015 годы
Дает оценку казахстанской модели межэтнического, межконфессионального согласия на основе анализа
Программы совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы.
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
10
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Объясните процесс изменения этнического состава Казахстана, используя понятия
«аграрная политика», «переселенческая политика», «моноэтнический состав».
[3]
2. Опишите изменения в этническом составе Казахстана в советский период, используя понятия
«депортация»,
«спецпереселенцы»,
«национальная политика»,
«интернационализм», «толерантность».
[5]
3. Прочитайте извлечение из Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы.
Объясните значимость одного из направлений миграционной политики для гражданина Республики Казахстан, приведя не менее 2-х аргументов.
4. Основные направления миграционной политики Республики Казахстан
4.1. Миграционная политика в области эмиграции
Имеющиеся проблемы естественного воспроизводства и механического движения
населения страны вызывают необходимость проведения в стране особой
эмиграционной политики.
Эмиграционная политика будет направлена на:
дальнейшее сохранение международно признанного права - предоставления
каждому гражданину страны права на свободу выезда и свободный выбор места
жительства. В то же время, в целях предупреждения возможных
неблагоприятных моральных, экономических, политических и иных проблем для
мигрантов будет предоставляться максимально полная информация о местах их
будущего проживания;
предоставление всем родившимся в республике и эмигрировавшим за ее пределы
независимо от этнической принадлежности упрощенного права приобретения
гражданства в целях сохранения и развития национальной идентичности
Казахстана в условиях глобализации».
[3]
4. Прочитайте извлечение из «Программы совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы».
Сделайте вывод, приведя к аргументам из текста (не менее 3-х) факты, доказывающие эффективность казахстанской модели
«В современном Казахстане традиционно высокими остаются религиозная и этническая толерантность. Межнациональные отношения в республике развиваются достаточно стабильно, а возникающие вопросы решаются в цивилизованной форме. Приверженность казахстанцев общечеловеческим ценностям межкультурного диалога и этнической консолидации является духовно-нравственной основой проведения взвешенного и реалистичного курса на реформирование экономики, построения гражданского общества и правового государства, создания действенных механизмов социальной защиты,
11 демократического разрешения социальных проблем. Наметилась тенденция к более четкому пониманию того, что не лоббирование интересов собственной национальности, а укрепление нравственных, правовых основ межнациональных взаимоотношений является способом их благополучия».
[7]
Критерий оценивания
№
задания
Дескрипторы
Балл
Обучающийся
Объясняет процесс изменения этнического состава
Казахстана под влиянием аграрной и переселенческой политики
Российской империи.
1 объясняет процесс изменения этнического состава
Казахстана, используя первое понятие: «аграрная политика»,
«переселенческая политика», «моноэтнический состав»;
1 объясняет процесс изменения этнического состава
Казахстана, используя второе понятие: «аграрная политика»,
«переселенческая политика», «моноэтнический состав»;
1 объясняет процесс изменения этнического состава
Казахстана, используя третье понятие: «аграрная политика»,
«переселенческая политика», «моноэтнический состав».
1
Объясняет полиэтнический состав Казахстана в советский период, используя понятия
«депортация»,
«спецпереселенцы»,
«национальная политика»,
«интернационализм»,
«толерантность».
2 описывает полиэтнический состав
Казахстана в советский период, используя понятие «депортация»;
1 описывает полиэтнический состав
Казахстана в советский период, используя понятие
«спецпереселенцы»;
1 описывает полиэтнический состав
Казахстана в советский период, используя понятие «национальная политика»;
1 описывает полиэтнический состав
Казахстана в советский период, используя понятие
«интернационализм»;
1 описывает полиэтнический состав
Казахстана в советский период, используя понятие «толерантность».
1
Объясняет основные направления и приоритеты миграционной политики на основе
Концепции
3 объясняет значимость одного из направлений для гражданина
Республики Казахстан;
1 приводит один аргумент;
1
12 миграционной политики
Республики Казахстан на
2007-2015 годы. приводит второй аргумент.
1
Дает оценку казахстанской модели межэтнического, межконфессионального согласия на основе анализа
Программы совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы.
4 делает вывод об эффективности казахстанской модели;
1 приводит один аргумент из текста и один факт к нему;
1 приводит второй аргумент из текста и один факт к нему;
1 приводит третий аргумент из текста и один факт к нему.
1
Всего баллов
18