Файл: Вопросы по дисциплине Методы психоаналитическои диагностики и консультирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Трансформации энергии. Салливан назвал трансформацией энергии напряжение, которое преобразуется в действия, явные или скрытые. Не все преобразования энергии имеют вид конкретных действий, — многие из них принимают форму эмоций, мыслей или поступков, совершаемых втайне от людей. Упорядоченные трансформации энергии — паттерны — Салливан назвал динамизмами.
Салливан описывает два основных действия, обеспечивающие безопасность – это диссоциация и селективное игнорирование. Диссоциация включает в себя стремления и потребности, которые человек не хочет допускать в сознание. Селективное игнорирование — это отказ замечать вещи или явления, которые человек не хочет замечать. Поскольку и диссоциация и селективное игнорирование искажают наше восприятие действительности, Салливан называл действия, обеспечивающие безопасность, «мощным тормозом личностного развития».
Персонификации.Одна из важнейших концепций созданной Салливаном теории личности — это понятие персонификаций. В течение всей своей жизни, начиная с младенчества, мы строим мысленные образы самих себя и других людей. Эти мысленные образы, называемые персонификациями, могут быть как адекватными, так и искаженными нашими потребностями и тревогой. Первоначально сформировавшиеся в изолированной межличностной ситуации, персонификации в дальнейшем закрепляются в качестве стереотипов и начинают влиять на отношение к другим людям, искажая их реальные образы.
Салливан описал шесть этапов развития, каждый из которых является критическим в формировании личности человека (рис. 1).
Основной профессией Салливана была психиатрия, и первоочередной целью его работ являлось создание теоретической базы для успешного лечения пациентов с острыми психическими расстройствами. На основании своего клинического опыта Салливан пришел к выводу, что все психические расстройства имеют межличностную природу и могут быть поняты лишь в контексте социальной среды, окружающей человека.
Поскольку Салливан считал, что психические расстройства рождаются из межличностных проблем, он основал свою терапевтическую процедуру на попытках улучшить отношения пациента с людьми. Чтобы облегчить этот процесс, психотерапевт становится одновременно наблюдателем и непосредственным участником межличностных отношений с пациентом, тем самым давая ему возможность установить синтаксическую связь с другим человеком.
В качестве основополагающих критериев психического здоровья Нэнси Мак-Вильямс выделяет следующие:
-
Способность любить -
Способность работать -
Способность играть -
Способность испытывать привязанность -
Способность к автономии -
Способность формировать здоровые ценности (эта способность связана с наличием нормального, интегрированного Супер-Эго) -
Способность справляться со своими эмоциями, но при этом способность испытывать весь спектр чувств -
Гибкость в использовании защитных механизмов -
Способность принять то, что невозможно изменить -
Баланс между «быть собой» и «быть в отношениях» -
Способность к инсайту (озарению) -
Признание собственной отделенности (отдельности)
Мак-Вильямс также обозначила 10 углов зрения, под которыми принято рассматривать и диагностировать индивидуальность:
-
Темперамент -
Стиль привязанности -
Наблюдаемые клинические паттерны (повторяющиеся поведенческие действия) -
Организация механизмов защиты (способы использования защит) -
Скрытые способы представления о мире (неявные познания) -
Уникальные аффективные паттерны -
Драйвы (мотивационные системы) -
Ориентация на индивидуалистический способ (для себя) или коллективный способ взаимодействия с миром (интроверсия-экстраверсия) -
Интернализованные объектные отношения, Типы конфликтов (внутренняя работа модели / схемы), усвоенные концепции объектных отношений -
Границы, между возникновением неврозов и псхозов ("тяжесть измерения")
Знакомя слушателей семинара с основными характерологическими структурами, Нэнси Мак-Вильямс выделила главную «тему» каждой структуры характера:
-
Шизоидный тип – близость-дистанция -
Истерический тип – проблема пола, сексуальность и власть -
Нарциссический тип – тема самооценки -
Параноидный тип – доверие-недоверие -
Обсессивно-компульсивный тип – контроль или отсутствие контроля -
Диссоциативный тип (расстройство личности) – выживание на фоне мучения и травмы
Относительно психотерапевтического процесса доктор Мак-Вильямс высказала очень важную идею, которая в последнее время подтверждает себя в клинической практике многих психоаналитиков и психотерапевтов, работающих в других модальностях. Эта идея заключается в том, что эффективность психотерапии определяется личностными качествами психотерапевта и в том, что самое важное в процессе психотерапии – это отношения между психотерапевтом и пациентом.
Второй день семинара был посвящен различным аспектам диагностики и психотерапии пограничной и психотической личности.
Пограничная личность - это очень специфический тип личности, получивший определение «стабильная нестабильность».
Диагностические критерии пограничной личности:
-
Диффузия идентичности -
Использование преимущественно примитивных защитных механизмов -
Интенсивность эмоциональных проявлений и их нестабильность
Особенности работы с пограничными личностями:
-
Терапия с пограничными личностями по Отто Кернбергу и Джеффри Янгу заключается в том, чтобы обучить пациентов чему-то новому, предъявляя в терапевтической ситуации пугающий стимул, использование релаксационной терапии, терапии писания писем. -
Янг рекомендует сеттинг не более двух раз в неделю. Такой сеттинг позволяет воспроизвести ограниченное повторное родительское поведение. -
При этом для каждого пациента использование различных методик должно быть адаптировано. -
В терапии пограничных личностей обязательно должны быть введены параметры границ, которые включают в себя: время, деньги и запрет на самодеструктивное поведение (в терапевтической ситуации и за ее пределами). -
Не поддерживание регрессии. -
Нельзя позволять пациенту с пограничной личностной организацией говорить все, что придет в голову. Психотерапевт должен вводить структурированные коммуникационные рамки. -
Пограничного пациента не кладут на кушетку, а работают с ним лицом к лицу. -
Говорят с ним о настоящей ситуации, поддерживая ситуацию «здесь-и-сейчас». -
Особое внимание должно уделяться интерпретации интенсивного переноса пограничной личности (например идеализации или обесцениванию психотерапевта). -
Работа с пограничными пациентами очень трудоемка и интенсивна. Отсутствие контрпереноса невозможно. -
Коммуникация происходит по трем каналам: вербальная коммуникация, тело и мимика и контрперенос, в котором пациент может «заставлять» терапевта чувствовать себя так, как пациент чувствовал себя, например, в детстве или в настоящее время, или как его чувствуют другие люди. -
При этом перенос может быть конкордантным – это когда психотерапевт чувствует то, что чувствует пациент, или комплиментарным – когда терапевт чувствует то, что чувствуют другие люди по отношению к пациенту -
При работе с пограничными пациентами психотерапевтам часто приходиться сталкиваться с выбором «да или нет» (в данном случае Отто Кернберг говорит о расщеплении). Поэтому одной из задач терапии является «переключение» в режим «и и» (и одно, и другое одновременно). -
В процессе работы с пограничным пациентом психотерапевт обязательно должен регулярно супервизировать такого пациента.
Что касается психотических личностей, то в данном случае очень сложной задачей оказывается отличить, что идет изнутри их, а что – снаружи.
При работе с пациентами, функционирующими на психотическом уровне, следует принять во внимание следующие правила:
-
Уважение и признание равенства этих личностей: «Я не лучше, чем вы. Во мне есть тоже что-то необычное». Но в то же самое время терапевт должен демонстрировать то, что он знает, что делает. Это некая «парадоксальная смесь»: «Я знаю, что я совершаю много ошибок, но я знаю, что я делаю».
-
Нужно давать им базовую исходную информацию, которой им недостает (различие между мыслями (чувствами) и действиями).
-
Таким пациентам важно дать понять, что является пусковым механизмом их психотических состояний.
-
С психотиками важно обсуждать мотивы других людей.
-
Указывать психотическим пациентам на то, что в их психотических реакциях (как они считают) есть и здоровая часть (здоровые проявления).
Основными психопатологическими эмоциональными особенностями шизоидных личностей являются отстраненность и физический уход от людей. Иногда этот уход принимает форму ухода в фантазии.
В DSM шизоидный тип отличается от шизотипического и избегающего. В психоаналитической литературе это два варианта одной и той же динамики. Для избегающего типа свойственно одновременное стремление к дистанции и стремление к близости. Тот факт, что шизоидные личности стремятся только к дистанции, не является верным. Шизоидные личности также при внешней отстраненности стремятся к близости. Юнг назвал такой тип личности «интровертами». Но интроверсия – это внешнее проявление избегания. Шизоидные люди часто имеют шизотипические свойства (различные странности в поведении).
Психоидные компонетны шизоидной психологии:
-
Чрезвычайно чувствительные младенцы часто развиваются как шизоидные личности -
Такие дети реагируют на различные (даже нормальные) стимулы так, как будто они причиняют им боль -
Дети, которые развиваются в шизоидный тип – часто дети, которые отказываются от груди -
Во снах и фантазиях людей шизоидного типа часто присутствуют мотивы отравления (отравление молоком или другой пищей) -
Шизоидные личности тяжело переживают любое внедрение (вторжение). Они как будто бы гиперпроницаемы -
Для шизоидов невероятно сложно поверхностное общение с людьми. Высокофункционирующие шизоиды способны к близкому честному контакту, но с очень ограниченным кругом людей -
Шизоидная личность может быть одновременно очень рассеянной и очень бдительной, внимательной -
Внешне может казаться, что такой человек неактивен и малоэмоционален, но внутри у него бурная активность и бурные эмоции (протоэмоции). То же самое относится к сексуальности – внешне он может быть нежным и деликатным, но внутри переживать очень мощные разрушительные фантазии -
Шизоиды часто имеют параноидные и обсессивно-компульсивные черты -
При этом шизоидный тип редко смешивается с депрессивным типом -
Если личности истерического типа стремятся подстроиться под партнера, то шизоиду кажется, что это лживое поведение
Терапия шизоидных личной – это терапия психотиков, особенности которой освещались во второй день семинара.
Параноидный тип:
На психотическом уровне функционирования у параноидных личностей превалируют страхи нападения и причинения вреда, поэтому у них возникает желание напасть первыми.
В психоаналитической диагностике различают несколько типов параноидных реакций:
-
Паранойя преследования. При таком типе параноидной реакции кажется, что кто-то хочет нанести вред. -
Паранойя ненависти. На другого человека проецируется ненависть к слабым презираемым частям себя. При этом отрицается и сам страх и презираемые части собственной личности. В этом случае другой (группа других) ощущаются и рассматриваются как презираемые. Отсутствует ощущение страха, но присутствует ощущение презрения. -
Эротомания. Эротоман – это человек, который склонен высмеивать других. При эротомании как типе параноидной реакции отрицаются собственные сексуальные и агрессивные желания и «помещаются» (проецируются) в другого. То есть, эротоман как бы транслирует: «Ты наверняка понимаешь, что ты меня любишь». И он действительно может убедить в этом другого. -
Паранойя ревности. Человек не признает в себе и переносит какое-либо желание (например, сексуальное) на партнера, и вследствие этой проекции ему начинает казаться, что партнер готов вступить в сексуальные желания с другими. -
Фрейд был убежден, что паранойя всегда связана с гомосексуальностью (латентной). -
Мегаломания – мания величия. В этом случае отрицается презрение к себе и ограничение собственных способностей, и проецируются эти отрицаемые аспекты на других. В варианте нормы это уверенность в себе и лидерские качества. На психотическом уровне мегаломания приобретает форму мании величия: «Я – бог, я – сатана».
Когда у человека паранойя, он убежден, что другие заинтересованы его самостью в разных формах. Паранойя также подразумевает неспособность к ментализации. «Все, что вовне, воздействует на меня», - как бы говорит себе параноик.
Часто человек, который вырос параноиком, имел родителя (родителей), которые унижали его. Или он ощущал родительские посылы как унижающие. Атмосфера недоверия и презрения друг к другу – еще один фактор развития паранойи. В таких семьях выжить – значит подключиться к процессу унижения себя.
Попытки желания довериться другим для людей с паранойей могут быть невыносимыми. Параноику тяжело как внутри себя, так и снаружи. Для параноика вступить в доверительные отношения с другим человеком – значит разрушить себя. Параноики очень чувствительны к эмоциональным состояниям других людей (особенно к отрицаемым чувствам). К.Г. Юнг, иллюстрируя эти общие идеи, написал, что параноик переносит свою проекцию на другого человека, но «она закрепится там, где есть крючочек».
Терапия параноиков:
-
Для пациентов с паранойей недопустимы регрессивные состояния, поэтому их нельзя класть на кушетку. Параноик может воспринять такое положение как унизительное. -
Проявление сострадания со стороны психотерапевта может быть расценено или как наивность, или как манипулирование. -
Не следует демонстрировать чрезмерную «хорошесть» психотерапевта. Это может восприниматься как противоположность родительским объектам и вызвать чувство соблазнения этой «хорошестью». -
Побуждать такого пациента говорить, умение слушать его и выносить негативные чувства. -
Психотерапевтическая нейтральность, характерная для классической психоаналитической техники, в данном случае не подходит. Не нужно также отвечать вопросом на вопрос. -
Нужно постоянно действовать уважительно, демонстрировать равноправие и уверенность в своей терапевтической позиции и действиях. -
На любые вопросы пациента отвечать с максимальной честностью и показывать ему, что к его вопросам терапевт относится серьезно. Пациент-параноик требует большего раскрытия своих чувств от терапевта, чем того требуют другие пациенты. Поэтому, например, на вопрос пациента-параноика: «Скажите, вы на меня злитесь?» будет правильно ответить: «Да, иногда я злюсь на вас, что не мешает мне в целом относиться к вам положительно». -
С пациентами-параноиками нельзя работать от поверхности к глубине, анализируя защиты. Интерпретация защит может восприниматься ими как нападение. Пациенту-параноику нужно помочь «обеззаразить» те «страшные вещи», которые он отрицает в себе и проецирует вовне. Иными словами, показать ему, что ничего страшного и опасного в его чувствах и желаниях нет.