Файл: Вопросы по дисциплине Методы психоаналитическои диагностики и консультирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 357

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


10. Оральный характер: основные проявления и виды защит. Оральный характер – это зависимые личности (по Кернбергу) . Истерический тип личности тоже имеют оральные фиксации (двойная фиксация – эдипальная и оральная). Бессознательные фантазии связанные с едой, потреблением чего-то, эти фантазии восходят к получению орального удовольствия. Оральное удовольствие (алкоголизм, курение, любовь к многословию). Оральные фантазии связаны с поглощением (сосанием) и кусанием. Сосательные – любовное взаимодействие; кусание – фантазия агрессии (расчленить) – это свойственно и психотическому уровню. Виды защит: интроекция и идентификация. Интроекция (основной вид защиты) – он также соотносится с депрессивным типом личности (по МакВильямс). Оральные фантазии и типы защит присущи и тем и другим: и истерическому типу и депрессивно мазохистическому. Оральных характер идеализирует объект и потом присваивает.

11. Анальный характер: основные проявления и виды защит. Про бессознательные фантазии уринации и дефикации. Они связаны с отработкой фантазии об агрессии. Фантазии об агрессии к объекту (если мы кого-то ненавидим , то это скорее всего будет реализовано через бессознате-е фантазии связанные с анальностью – насрать на человека, выкакать его из себя, испражниться им, чтобы духу твоего здесь не было – связано с туалетными вещами. Приравнивание к фекалиям. Механизмы: обесценивание. Анальный характер обесценивает объект а потом испражняется им (выбрасывает из себя). Ведущая защита – проекция (обесценивание – начало, потом расщипление восприятия (все хорошее уже не помним), и он изгоняется из психики через проекцию – от плохих объектов надо избавиться. Избавляясь от людей человек избавляется от своих же частей. Анальный характер – это обсессивно-компульсивный характер . По Фрейду – осн черты проявления анального характера (пунктуальность, аккуратность, скупость), чтобы контролировать объект и не дать ему властвовать над моими чувствами. Это объективизация другого где другой становится вещью. Они не очень способны устанавливать отношения (избегающее растройство личности) либо эти отношения садо-мазохистическое (обесцение отыгрывается в действии).

7. Особенности психоаналитической работы при нарциссической структуре личности пациента.
Два ключевых автора – Кернберг и Кохут. Нэнси Маквитльямс – есть описание нарцисстического типа личности и особенности терапии. Суть подходов Кернберга и Кохута. Кохут (кн «анализ самости»)- описывает формирование нарциссической патологии как структурной недостаточности психики, которая развивается в следствии дефицитарности отношений ребенка с родителями. Это означает что психическая структура формируется на основании интроекции родительских фигур, которые как интроекты становятся базой для формирования психической структуры. Если родители не выполняют своих функций и не явл для ребенка позитивными объектами, которые НЕ хочется интроецировать, чтобы иметь хороший объект внутри (если объект не идеализируется) то не создается должной психической структуры и ребенок не становится психически автономным в достаточной степени. Он явл нарциссическим, поскольку его Эго недостаочно сильное и супер Эго не достаточно сильное. Кохут вводит понятие как объекты самости – т.Е. родители для маленького ребенка родители выполняют те функции, которые его психика пока не может выполнить. То что ребенок психически не может обработать сам, он доверяет делать своим родителям. Поэтому он нуждается в присутствии родителей. В норме он должен интроецировать родительские образы и через их усвоение стать независимым от них. Но если родтителей идеализировать нельзя, то их нельзя интроецировать и ребенок выходит во взрослый мир и продолжает искать новые объекты, которые бы стали замещающими родительскими объектами, которые можно идеализировать и можно опереться. Такими объектами могут становиться учителя, лидеры, идеализированные фигуры. Но пока есть дефицит психической структуры, человек будет нуждаться во внешних объектах самости. Это Кохут определял как нарциссизм. И специфический вида переноса – зеркальный перенос (где аналитик воспринимается как мое собственное отражение, зеркало). Кохут предлагает аналитику становиться замещающим родительским объектом, формировать перенос и использовать аналитика как замещающий объект самости. И проработка неспособности быть одному связана с преодолением сепарационной тревоги где постепенно пациент научается выносить одиночество и интергирует психические функции. Это техника восполняет дефицит. Благодаря краткосрочным сепарациям с аналитиком во время анализа , пациент знает, когда аналитик придет снова (есть установленные сеттингом ожидания встречи), это делает фрустрацию переносимой и способствует тому что постепенно пациент интроецирует образ аналитика внутрь психики и может на него опираться. Пациент достраивает свою психическую структуру и анализ оканчивается когда аналитик как замещающий родительский объект интроецирован и психическая структура достроена (теория восполнения дефицитов).

Другой подход – Кернберга. Кернберг описывает нарциссизм как ей свойственно глубокое ощущение внутренней опусташенности, никчемности, мало значимости собственной. И это ощущение себя никому не нужного и обесцененого. Чтобы справиться с этими чувствами нарцисс организует защиты: это грандиозное Я которое отрицает эти болезненные чувства и переживания и развитие ложного образа Я (я лучший). Всемогущий контроль – это про отношения с объектами. Этот защитный механизм – противоположность беспомощности (не мог контролировать своих родителей, могли исчезнуть, не давали любви и внимания). Это все – причина возникновения нарцисической психопаталогии. В качестве защиты всемогущий контроль – он начинает относиться к людям свысока и старается их контролировать. Нарцисс боится любить, но может идеализировать. Фрейд в статье «Введение в нарцисизм» выделена типология выбора объектов , нарциссический объектный выбор человека который воспринимается «такой же как я», «такой каким я был в прошлом», «похож на меня» или «такой, каким я хочу быть» (эго идеал), «другой как часть меня» (как мать к ребенку). Вот с ним я могу быть на одной волне. Фрейд приводит в пример гомосексуальный союз, где мужчина влюбился в мальчика , такого каким он был в детстве. Кернберг задачи анализа видит в востановлении у нарцисса способности к любви, созданию длительных отношений, проявлении чувств. Для этого надо разбить нарциссические защиты: это идеализация, обесценивание. Техника: интерпретируется бессознательная агрессия которая заложена в защитах (во всемогущем контроле), работа с защитным панцирем характера, котрый не позволяет влюбляться. Техника – конфронтация (нестыковок и противоречий) и психоаналитическая интерпретация. Нарциссу надо поддерживать грандиозное Я поэтому он других принижает и возвышает себя. Кернберг приводит человека к новому пониманию самого себя и природы своих чувств. Нарциссизм по Кернбергу принадлежит к пограничному уровню функционирования.

12. Виды тревоги: персекуторная, сепарационая, депрессивная, кастрационная: дифференциация типа тревоги как один из способов определения уровня психического функционирования пациента. Персекуторная тревога по Мелани Кляйн
соотносится с параноидно-шизоидной позицией. Доминирует расщепление, восприятие объекта идеализированное или обесцененное. Для нее характерно параноидальное расстройство личности, она варажена чрезмерно и формирует бред преследования, если тестрование реальности не потеряно, то пограничный уровень функционирования. Бессознательная фантазия – преследующий объект, а я – убегающий. Сепарационная тревога (тревога утраты объекта – страх потерять мать, отношения) – запускается на стадии сепарации индивидуации (Маргарет Малер выделяет аутистическую стадию (1 месяц жизни), в 3 мес – симбиотические отношения мамы и младенца, далее стадии практики и воссоединения (в 1,5 – 2 года) и в этот период ребенок умеет ходить, он уходит и возвращается к ней. Уходя он начинает тревожиться и возвращается к ней за подзарядкой. На этой фазе через уходы и возвращения ребенок должен интроецировать мать как внутренний объект и через это преодолеть внутреннюю тревогу, чтобы после 3 лет перейти к способности расставаться на длительное время с мамой. В этот период (репрашман) доминирует сепарационная тревога. Матери могут с трудом отпускать, удерживать, или могут слишком рано уходить от ребенка, надолго оставлять его, потому что ребенок боится отпускать и уходить. Если мать кастрирует свободу ребенка , его личные устремление, его Я – то это уровень пограничного функционирования. Депрессивная тревога связана с депрессивной позиции по Мелани Кляйн – репрезентация объекта более целостная, но ребенок осознает и любовт к маме и ненависть к ней, это противоречивость чувств и желаний вызывает чувство вины и депрессию (я не идеален). При переходе на депресс. позицию идеализация разрушается. Осознавая свою плохость и желание причинить вред объекту, человек начинает испытывать тревогу утраты любви объекта (если я не могу любить и быть хорошим, боится что его разлюбят). Кастрационная тревога – конкуренция по отношению к родителю своего пола. Она воспроизводится во взрослой жизни в отношениях со сверстниками (кто кого переиграет, кто кого превзойдет). Проигрыш символически приравнивается к кастрации как к потере сексуальной привлекательности (невротический уровенть функционирования).


8. Перенос в психоаналитическом процессе. Виды переноса. Примеры.

Могут возникать две формы переноса – позитивная и негативная. Позитивный перенос связан с проявлением нежных чувств к аналитику. Негативный перенос свидетельствует о проявлении к нему со стороны пациента враждебных чувств.Перенос - перемещение паттернов чувств, мыслей и поведения, первоначально относившихся к значимым людям из детства, на человека, включенного в текущие межличностные отношения. Исходными фигурами чаще всего являются родители, но нередко в качестве источников переноса выступают братья и сестры, бабушки и дедушки, учителя, врачи, а также герои из детства. Перенос воспроизводит первые детские привязанности. Пациент настолько сосредоточивается на фигуре аналитика, что развивается невроз переноса, воссоздающий картину детского невроза. Перенос — понятие динамическое; в процессе анализа он меняется, а потому аналитик может репрезентировать разных людей из прошлого пациента. Не все реакции на аналитика являются переносом. Некоторые из них возникают в ответ на его установки или актуальное поведение. Невроз переноса- в процессе терапии пациент замещает свой обычный невроз неврозом переноса, вовлекая аналитика.

Перенос может быть причиной сильнейшего сопротивления анализу, но может быть также его союзником. Ибо благодаря интерпретации переноса пациент убеждается в правильности выявленных взаимосвязей и реконструкций, сделанных в процессе аналитического лечения. Перенос отражает переплетение чувств любви и ненависти, и поэтому его проявления часто бывают амбивалентными.

Негативный перенос и позитивный. Эти термины относятся к качеству проявлений (агрессивным и враждебным или дружеским и доброжелательным), преобладающих в данный момент анализа.

Анализ и интерпретация содержания переноса имеют большое значение для терапевтического процесса.

Hеакции переноса обладают такими характеристиками, как  повторяемость, неуместность, интенсивность. И прослеживание предшественников фигуры переноса является важным источником информации об образовании специфической реакции переноса. Другими словами, мы пытаемся ответить на вопрос: «По отношению к кому вы испытывали такое чувство в прошлом?» и «Когда вы чувствовали себя так в прошлом?» Эти вопросы могут повезти нас в разных направлениях, но, в конечном счете, мы надеемся установить, в отношении какого объекта из прошлого (материнского, отцовского, сиблинга) и при каких обстоятельствах данная реакция была адекватна. Реакция переноса пациента в отношении аналитика является неадекватной и неуместной, но она соответствует чему-то или кому-то в прошлом. Терапевту предлагается давать имена этим ролям в качестве гипотезы, которую нужно проверить и уточнить на основе реакций пациента.  Перенос, как автоматическое, бессознательное воспроизведение переживаний прошлого, отличается от рабочего альянса, представляющего собой сознательное взаимодействие между аналитиком и пациентом. Желание пациента сотрудничать дополняется стремлением аналитика помочь ему достигнуть инсайта, понимания и сознательного контроля. Такой альянс предполагает терапевтическое расщепление Я пациента: одна часть Я отщепляется и наблюдает за частью, которая переживает. Прочный терапевтический альянс часто является необходимым условием продолжения анализа в период выраженного негативного переноса. Процесс анализирования переноса заключается в последовательной и тщательной работе,