Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
68
в детстве.
Человеку показалось то, что это сон
17
Неправильное построение предложения с косвенной речью (смешение прямой и косвенной речи)
Автор сказал о себе, что я не согласен с мнением рецензента
18
Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже поздно
19
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь
20
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Прочитайте комментарии Ю.М. Лотмана к роману А.С. Пушкина «Евгению
Онегину»
Речевые ошибки
№
Вид ошибки
Примеры
1
Употребление слова или фразеологизма в несвойственном им значении
Он упал навзничь и уткнулся лицом в землю.
В планетарном, локальном масштабе это событие ничего не значит
2
Смешение паронимов
(неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом)
Моё отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры
3
Нарушение лексической сочетаемости
Автор увеличивает (вместо усиливает)
впечатление.
Автор использует художественные
особенности (вместо средства).
Мысль развивается на продолжении (вместо
протяжении) всего текста.
В конечном (вместо последнем) предложении автор применяет градацию
4
Неправильное употребление фразеологизмов
Довёл собеседника до белого
1 2 3 4 5 6
колена
5
Неоправданное употребление диалектных, жаргонных, профессиональных, просторечных и иных слов, выходящих за пределы литературного языка
Таким людям всегда удаётся объегорить других.
У Кити было два ухажёра: Левин и Вронский
6
Неоправданное повторение слова, к которому экзаменуемый не смог подобрать существующую в языке эквивалентную замену
11
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного
7
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях
8
Речевая избыточность, или многословие (употребление лишних слов, слов-паразитов, плеоназм)
Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов.
У меня сразу же возникла картина в своём воображении.
Писатель как бы считает иначе.
11
На данный вид ошибок распространяется положение о повторяющихся ошибках.
5
Неоправданное употребление диалектных, жаргонных, профессиональных, просторечных и иных слов, выходящих за пределы литературного языка
Таким людям всегда удаётся объегорить других.
У Кити было два ухажёра: Левин и Вронский
6
Неоправданное повторение слова, к которому экзаменуемый не смог подобрать существующую в языке эквивалентную замену
11
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного
7
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях
8
Речевая избыточность, или многословие (употребление лишних слов, слов-паразитов, плеоназм)
Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов.
У меня сразу же возникла картина в своём воображении.
Писатель как бы считает иначе.
11
На данный вид ошибок распространяется положение о повторяющихся ошибках.
69
Молодой юноша, очень прекрасный
9
Речевая недостаточность
Привлечь <…> читателей к данной проблеме.
Николай занял первое место <…>
по английскому языку.
Характеру Аркадия, как и <…> его отцу, свойственна мягкость
10
Не устранённая контекстом двусмысленность (употребление местоимений, многозначных слов, омонимов)
Писатель анализирует поступок героя. Ему
кажется…
Педагог попросил меня кратко записать своё выступление.
Автор рассказал нам его (вместо свою) историю.
Директор попросил учителя пройти к себе
в кабинет.
Герой не только не хочет помогать другим, но и считает любую помощь вредом. А ведь
это делает человека человеком.
Мы, как всегда, вытянули свои носочки.
По мнению рассказчика, Андрей прослушал лекцию
11
Неуместное употребление слов и фразеологизмов разговорной речи
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
По физиономии героя не скажешь о нём ничего положительного
12
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьеву как писателю браво!
13
Неуместное употребление изобразительно-выразительных средств
Поэзия Владимира Высоцкого – это зеркало
с живым лицом и глазами, видящими мир
субъективно
14
Неуместное употребление слов и конструкций с ярко выраженными признаками официально-делового стиля
(канцеляризм, речевой штамп)
Отец вынес выговор сыну.
За неимением цветов жизнь человеческая будет лишена красок.
Автор ставит проблему необходимости
усиления внимания к изучению природы
15
Неуместное употребление книжных слов и выражений
Реконструировал этот провинциальный клуб районный зодчий
16
Неуместное употребление заимствованных слов (в том числе варваризмов)
Герой говорит, что у него всё Ok
17
Неуместное употребление лексики разных исторических эпох
(анахронизмов)
Акакий Акакиевич был мелким клерком
70
Приложение 3
Инструкция для эксперта
Не позднее чем за день до проведения итогового собеседования
ознакомиться с:
демоверсиями материалов для проведения итогового собеседования, включая критерии оценивания итогового собеседования, размещёнными на официальном сайте ФГБНУ «ФИПИ» (http://fipi.ru) либо полученными от ответственного организатора образовательной организации;
порядком проведения и проверки итогового собеседования, определённым ОИВ;
Рекомендациями.
В день проведения итогового собеседования:
получить от ответственного организатора образовательной организации следующие материалы:
– протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
– КИМ итогового собеседования;
– доставочный пакет для упаковки протоколов эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
– листы бумаги для черновиков для эксперта (при необходимости);
ознакомиться с материалами для проведения итогового собеседования, полученными в день проведения итогового собеседования (КИМ итогового собеседования, протоколом эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования).
Во время проведения итогового собеседования:
оценивать ответы участников итогового собеседования непосредственно в аудитории проведения итогового собеседования во время проведения итогового собеседования с участниками или после проведения собеседования, прослушивая аудиозапись
(схема оценивания определяется ОИВ);
вносить в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие сведения:
– ФИО участника;
– класс;
– номер аудитории;
– номер варианта;
– баллы по каждому критерию оценивания;
– общее количество баллов;
– отметку «зачёт»/ «незачёт»;
71
– отметку о досрочном завершении итогового собеседования по объективным причинам (в случае оценивания в присутствии участника итогового собеседования);
– ФИО, подпись и дату проверки.
По окончании проведения итогового собеседования пересчитать протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования, упаковать их в конверт и в запечатанном виде передать собеседнику вместе с КИМ итогового собеседования, выданным эксперту, листами бумаги для черновиков для эксперта (при наличии).
Эксперт не должен вмешиваться в беседу участника и собеседника!
Если эксперт находится в аудитории проведения итогового
собеседования, его рабочее место рекомендуется определить в той части
учебного кабинета, которую участник итогового собеседования
зрительно не сможет наблюдать (и, соответственно, отвлекаться)
на процесс оценивания итогового собеседования.
72
Приложение 4
Протокол эксперта по оцениванию ответов участников
итогового собеседования