Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10
При этом, при необходимости, возможно повторное прослушивание и оценивание записи ответов отдельных участников.
В случае если выбрана первая схема проверки ответов участников итогового собеседования, эксперт, оценивающий ответ участника непосредственно по ходу его общения с собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени вносит в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования необходимые сведения:
ФИО участника;
номер варианта;
номер аудитории проведения итогового собеседования;
баллы по каждому критерию оценивания;
общее количество баллов;
отметку «зачёт»/ «незачёт»;
ФИО, подпись и дату проверки.
Эксперт при необходимости может пользоваться листами бумаги для черновиков для эксперта.
Вторая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом после окончания проведения итогового собеседования в соответствии с критериями по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования.
11
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ
ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
ФОРМАТ ЗАДАНИЙ И ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ
ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ
Тема 1. Основные особенности устной речи. Говорение как особый вид
речевой деятельности
Устная речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, то есть произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека.
С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создаётся мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень чёткости произношения, наличие или отсутствие пауз.
Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать всё богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.
Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Устную речь сопровождают, усиливая её выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой- то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д.
Необратимость,
поступательный
и
линейный
характер
развёртывания во времени – одно из главных свойств устной речи.
Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи ещё раз, поэтому говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, то есть он думает как бы «на ходу», в связи с этим устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц. Вместе с тем говорящий обязан учитывать реакцию слушающего и стремиться привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщению. Поэтому в устной речи появляются интонационное выделение важных моментов, подчёркивание, уточнение каких-то частей, автокомментирование, повторы.
Устная речь может быть подготовленной и неподготовленной.
Подготовленная устная речь отличается продуманностью, чёткой структурной организацией, но при этом говорящий всё-таки, как правило, стремится, чтобы его речь была непринуждённой, не «заученной», походила на непосредственное общение.
12
Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью.
Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз (слов типа «э-э, гм») даёт возможность говорящему подумать о дальнейшем. Говорящий по возможности контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико- фразеологический уровни языка, то есть следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический и морфологический уровни языка, то есть произнесение и грамматические формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически. Поэтому устной речи свойственны меньшая лексическая точность, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных предложений.
Таблица 1
Подготовленная устная речь
Неподготовленная устная речь
• продуманность
• чёткая структура
• язык близок к письменной речи
• спонтанность
• паузы, уточнение мысли, повторы
• меньшая лексическая точность
• наличие речевых ошибок
• короткие предложения
лекция, доклад, выступление, отчёт,
презентация
беседа, интервью, репортаж, выступление
в дискуссии
Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако многие так называемые огрехи устной речи – функционирование незаконченных высказываний; введение перебивов, автокомментаторов, контакторов, реприз, элементов колебания и т.п. – являются необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации. Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это, тогда его речь будет понята и осмыслена.
Таблица 2
Критерии
отличий
Письменная речь
Устная речь
Механизм порождения
Обдуманность, подготовленность
Спонтанность, линейный характер развёртывания
Особенности восприятия
При чтении возможность вернуться к прочитанному
При произнесении восприятие однократное
Лексические и грамматические особенности
Преимущественное использование литературного языка, сложные синтаксические конструкции
Присутствие нелитературных элементов, простота синтаксических конструкций
Роль невербальных факторов
Незначительна
Важное значение интонации, мимики, жестов
Сфера употребления Книжная
Разговорная
Форма речи
Монолог
Диалог, монолог
13
Говорение – один из видов речевой деятельности. Это форма устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией
(высказывание своих мыслей и передача чужих мнений).
Психологическая структура акта говорения содержит четыре фазы:
1) побудительно-мотивационную, при которой проявляется потребность человека в общении под влиянием определённого мотива и при наличии определённой цели высказывания;
2) аналитико-синтетическую, представленную в виде свёрнутых умственных действий по программированию и формулированию мыслей
(здесь функционирует механизм внутреннего оформления высказывания, обеспечивающий выбор слов и грамматическое прогнозирование);
3) исполнительную – звуковое и интонационное оформление мысли;
4) контролирующую, задачи которой – сигнализировать о возможных ошибках и способствовать их исправлению; контроль предполагает наличие у говорящего эталона, формирующегося в результате языковой практики, и сличение собственной речи с эталоном.
Таким образом, говорение как вид деятельности основывается на сложной совокупности навыков внутреннего и внешнего оформления высказывания.
Устное речевое общение может иметь
монологическую и диалогическую формы.
Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.
Особенности диалогической речи:
краткость высказывания;
широкое использование неречевых средств общения (мимика, жесты);
большая роль интонации;
разнообразие особых предложений неполного состава;
свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания;
преобладание простых предложений.
Монологическая речь – форма речи, обращённая к одному слушателю или группе слушателей (собеседников), иногда к самому себе. В отличие от диалогической речи, она характеризуется
развёрнутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания;
наличием распространённых конструкций, их грамматической оформленностью.
Основные особенности устной речи и говорения как сложного речевого вида деятельности положены в основу концепции итогового собеседования по русскому языку.
14
Тема 2. Концепция итогового собеседования по русскому языку
как процедуры стандартизированной проверки
Цели и задачи итогового собеседования по русскому языку
Говорение как вид речевой деятельности заявлен в «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации»
5
, в которой указывается: «Государственная итоговая аттестация по учебному предмету должна включать оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью»
Таким образом, назначение итогового собеседования по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу
«Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях допуска обучающихся к ГИА. Результаты итогового собеседования могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.
На сегодняшний день ГИА по русскому языку (в форме ОГЭ и ЕГЭ) предполагает оценивание всех видов речевой деятельности, кроме говорения.
Элемент проверки орфоэпических норм присутствует в ЕГЭ в форме одного задания. Безусловно, говорение как вид речевой деятельности требует продуманного подхода к проверке и оцениванию.
При этом заявленная цель итогового собеседования по русскому языку предполагает решение нескольких задач:
1) объективная проверка требований
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к усвоению всех видов речевой деятельности, включая говорение;
2) выход на разнообразные социально-экономические, культурологические, социально-психологические контексты, на которые должна адекватно реагировать система российского образования, не сводимая только к обучению, контролю и оцениванию;
3) актуализация устной речи как педагогического явления в образовательном процессе.
5
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 637-р)
15
Общие подходы к разработке заданий
для итогового собеседования по русскому языку
Концептуальные подходы к разработке заданий для итогового собеседования по русскому языку определяются исходя из требований нормативных документов, традиций отечественного образования, современных тенденций в области оценки результатов обучения.
К основным концептуальным подходам можно отнести следующие:
компетентностный подход, заключающийся в том, чтобы в рамках разрабатываемой модели проверить следующие виды предметных компетенций: лингвистическую, то есть умение проводить лингвистический анализ языковых явлений; языковую, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческую, то есть осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;
интегрированный
подход, проявляющийся в единстве измеряемых умений, в интеграции подходов к проверке языкового и речевого развития ученика и т.п.;
коммуникативно-деятельностный подход, основой которого является система заданий, проверяющих сформированность коммуникативных умений, обеспечивающих стабильность и успешность коммуникативной практики выпускника школы. Этот подход тесно связан с компетентностным подходом, который предполагает значительное усиление в содержании образования деятельностного компонента, а именно приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности (учебной, познавательной, коммуникативной, практической и т.д.) как основы для развития личностных качеств и способностей.
В рамках изучения школьного курса русского языка это связано прежде всего с овладением обучающимися различными видами речевой деятельности. Обучение в школе должно обеспечить формирование читающего и пишущего человека, а также слушающего, рассказывающего и объясняющего (с учётом возрастных особенностей) человека, готового к продолжению образования и умеющего использовать навыки чтения, письма, говорения и слушания для познания других областей действительности;
когнитивный
подход, традиционно связывающийся с направленностью измерителя на проверку способности осуществлять такие универсальные учебные действия, как сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, классификация, конкретизация, установление определённых закономерностей и правил и т.п.;
личностный подход, предполагающий ориентацию заданий на
16 запросы ученика, адаптивность модели к уровням подготовки и интеллектуальным возможностям выпускников.
Заявленные подходы взаимообусловлены и дополняют друг друга.
Общие концептуальные подходы предполагают реализацию системы принципов в построении модели итогового собеседования по русскому языку: принцип содержательной и структурной валидности, принцип объективности, принцип соответствия формы задания проверяемому элементу и т.д.
Кроме общедидактических принципов, при составлении заданий учитываются и специфические принципы. В первую очередь к ним следует отнести
учёт
индивидуальных
возможностей
и
способностей
школьников. Реализация данного принципа предполагает формирование такого содержания, которое позволит строить проверку с опорой на способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт учеников, создаст условия для осуществления свободного индивидуального развития каждого ученика, поддержки его индивидуальных языковых и интеллектуальных способностей.
Важно, чтобы в итоговом собеседовании по русскому языку в достаточном количестве присутствовали задания, которые стимулируют проявление индивидуальных творческих способностей обучающихся, создают условия для их самовыражения средствами русского языка.
Принцип учёта жизненного опыта школьника
имеет прямое отношение к учёту его индивидуальных возможностей и способностей. Этот принцип связан, во-первых, с различной топографической принадлежностью детей, проходящих обучение в школе, а во-вторых, с различным уровнем владения русским языком (это не всегда школьник, являющийся носителем московской произносительной нормы, или школьник, у которого русский язык – единственный язык общения).
Принцип культуросообразности предполагает, что при отборе содержания должно быть усилено внимание к формированию этнокультуроведческой компетенции, которая включает: сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа и основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными традициями народа; осознание обучающимися красоты, выразительности и эстетических возможностей русской речи.
Принцип формирования эмоционально-ценностного отношения
к миру
вытекает из основополагающего тезиса культурологического подхода, в котором опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу является частью социального опыта, неотъемлемой частью содержания и важным условием формирования системы ценностей личности.
Опыт отношений личности рассматривается как система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит не в знаниях и не в умениях, а в оценочном отношении к миру, деятельности, людям. О значимости этого компонента в