Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
_______________________________________________________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Методические материалы
для подготовки и аттестации экспертов
по проверке и оцениванию устных ответов
участников итогового собеседования
по русскому языку с использованием аудиозаписей
ИТОГОВОЕ
СОБЕСЕДОВАНИЕ
Москва
2023

2
Под редакцией Р.А. Дощинского
Авторы-составители: Р.А. Дощинский, Т.Н. Малышева, И.П. Цыбулько
Пособие нацелено на подготовку экспертов по проверке выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку и ориентировано на то, что в результате изучения учебных материалов эксперты будут владеть алгоритмами проверки и оценивания таких заданий.
Пособие содержит методические рекомендации по оцениванию выполнения всех заданий итогового собеседования, в нём анализируются ответы обучающихся, типичные ошибки участников итогового собеседования.
Авторы-составители будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.

3
© Р.А. Дощинский, Т.Н. Малышева, И.П. Цыбулько, 2023
© Федеральный институт педагогических измерений, 2023

4
СОДЕРЖАНИЕ
Сокращения и условные обозначения ....................................................................................... 5
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................... 6
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО
СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ФОРМАТ ЗАДАНИЙ И ТЕХНОЛОГИИ
ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ........................................................... 11
Тема 1. Основные особенности устной речи. Говорение как особый вид речевой
деятельности ........................................................................................................................................ 11
Тема 2. Концепция итогового собеседования по русскому языку как процедуры
стандартизированной проверки ...................................................................................................... 14
Цели и задачи итогового собеседования по русскому языку ....................................................... 14
Общие подходы к разработке заданий для итогового собеседования по русскому языку ....... 15
Тема 3. Оценивание выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку .... 19
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКУМ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ.......................................................................................... 39
Тема 1. Технология оценивания задания 1 «Чтение текста вслух» .......................................... 39
Тема 2. Технология оценивания задания 2 «Пересказ текста с включением приведённого
высказывания» ................................................................................................................................... 42
Тема 3. Технология оценивания задания 3 «Монологическое высказывание» ..................... 47
Тема 4. Технология оценивания задания 4. «Диалог» ................................................................. 50
РАЗДЕЛ III. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО
ИСПЫТАНИЯ ЭКСПЕРТОВ ПО ОЦЕНИВАНИЮ УСТНЫХ ОТВЕТОВ ..................... 53
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ............................................................................................................. 53
Теоретический зачёт 1 ...................................................................................................................... 53
Теоретический зачёт 2 ...................................................................................................................... 54
Теоретический зачёт 3 ...................................................................................................................... 54
Ответы к теоретическим зачётам .................................................................................................... 55
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ............................................................................................................... 58
Итоговый зачёт ................................................................................................................................. 58
Список источников .................................................................................................................... 64
Приложение 1. Обобщённый план варианта для проведения итогового собеседования
по русскому языку ....................................................................................................................... 66
Приложение 2. Основные виды грамматических и речевых ошибок ............................... 65
Приложение 3. Инструкция для эксперта ............................................................................ 68
Приложение 4. Протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового
собеседования .............................................................................................................................. 70


5
Сокращения и условные обозначения
Сокращение,
условное
обозначение
Расшифровка сокращения, условного обозначения
ГИА
Государственная итоговая аттестация
ЕГЭ
Единый государственный экзамен
ОГЭ
Основной государственный экзамен
ОИВ
Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования
РФ
Российская Федерация
Процедура
Процедура проведения итогового собеседования
КИМ
Контрольные измерительные материалы
ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт

6
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о статусе итогового собеседования по русскому языку находится в первую очередь в русле проблемы целеполагания
1
Характеризуя цели изучения современного курса русского языка, необходимо иметь в виду, что значение этого предмета в достижении глобальных целей школьного образования, результатов обучения и воспитания детерминировано сущностью человеческого языка как полифункционального явления. Это вводит язык в предметную область разных наук и предопределяет метапредметную роль данной учебной дисциплины в системе образования.
При отборе содержания курса русского языка актуальной является реализация компетентностного подхода, что позволяет представить процесс обучения в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций на деятельностной основе.
Формирование
коммуникативной
компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. В самом общем виде эта компетенция может быть понята как существенное продвижение в овладении аудированием и чтением,
говорением и письмом как видами речевой деятельности (см. схему).
Эта компетенция включает знание основных речеведческих понятий: признаки текста, функциональные разновидности языка, функционально- смысловые типы речи, способы и средства связи предложений в тексте и т.д.
Однако эти знания и умения сами по себе ещё не обеспечивают способности
1
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ
Минобразования России от 17.12.2010 № 1897).
Коммуникативная компетенция
Речеведческие знания, умения
Коммуникативные умения
Продуктивные
Рецептивные
Говорение
Письмо
Чтение
Монологическая речь
Диалогическая речь
Аудирование


7 к общению, адекватному коммуникативной ситуации, овладению различными видами речевой деятельности в разных сферах общения.
Определяющее место в коммуникативной компетенции занимает владение коммуникативными умениями, среди которых важное место занимает умение выбирать нужную языковую форму, способ выражения мысли в зависимости от условий коммуникативного акта. Собственно коммуникативные умения – это умения речевого общения с учётом того, с кем, где и с какой целью мы говорим.
Являясь продуктивным видом речевой деятельности, говорение в
школе развивается в русле коммуникативной компетенции, которая
формируется на базе лингвистической, языковой и культуроведческой
компетенций.
Следует отметить, что введение итогового собеседования по русскому языку на уровне государственного контроля обусловлено логикой тех задач, которые стоят перед образованием. Динамика социальных процессов, инновационной характер производства, информатизация всех сфер жизни предъявляют современному человеку качественно новые требования.
Успешность человека в разных сферах жизни напрямую зависит от его речевого поведения, от способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника.
Говоря о значимости продуктивной речевой деятельности в аспекте социализации, нельзя сводить всё к прагматической стороне языка,
превращая его только в инструмент делового общения.Необходимо осознавать, что язык человека конструирует определённую картину действительности и что восприятие реальности, её оценка во многом зависят от того, какие языковые концепты актуализируются в сознании человека. Мы можем говорить о неких тенденциях речевого поведения, некой моде, которая задаёт стихийную совокупность норм, определяющих содержание и форму речевых актов.
Пёстрая эклектичность сознания, отсутствие целостного мировоззрения, контекстуальность суждений и оценок, противоречивость, неспособность к критическому осмыслению фактов, низкий уровень интроспекции, бытийная неосвоенность базовых концептов русской культуры, деформация концептов как результат влияния массовой культуры на коммуникативное поведение школьников, резкое уменьшение количества слов в индивидуальном лексиконе, клиповое мышление учащихся – все эти особенности
редуцированного мышления выражаются в речевых действиях,
поведенческих реакциях, нравственном выборе.
В современном обществе, в котором часто побеждает потребительская матрица быстрой жизни, проблема развития эмоциональной культуры человека, его эмоциональной компетентности – открытости человека своим эмоциональным переживаниям и сопереживанию другому – стоит достаточно остро. Неслучайно, отвечая на вызовы времени, первостепенную задачу современного образования представители психологической


8 педагогики стали видеть в воспитании души, ибо «образование без души опустошает душу»
2
, порождая людей, если воспользоваться психологической метафорой Л.С. Выготского, с «засушенным сердцем».
Очевидно, что проблема формирования эмоционального репертуара
«детей цифровой эры», его соотношения с традиционным эмоциональным репертуаром русской культуры
(в основу которой ещё
А.С. Пушкиным заложена, по Ф.М. Достоевскому, доминанта «всемирной отзывчивости») должна находиться в зоне гражданской и профессиональной ответственности современного педагога.
Не владея «языком эмоций» в реальном общении, подростки пытаются решать проблему передачи своего эмоционального состояния в виртуальной коммуникации посредством пунктуации и использования специальных символов – эмотиконов, или смайликов. Однако и виртуальная коммуникация не снимает всех барьеров, возникающих в «живом» общении.
Необходимо признать, что в системе школьных творческих работ отсутствует жанровая ниша для созревания и очеловечивания чувств растущего человека, которому, по Ю.М. Лотману, «надо вырабатывать душу», поскольку «опасен интеллект без совести»
3
. Методические же работы в этой области, помогающие юному человеку преодолеть пространство разрыва между собою и миром в процессе порождения своего собственного мира как мира культуры, языка и человеческой свободы, относятся до сих пор к концептуальным дефицитам.
Всё изложенное выше представляет собой пунктирное обозначение тех проблем, на которые должны адекватно реагировать образование в целом и
ГИА в частности. В качестве важнейших функций аттестации необходимо рассматривать не только контролирующую функцию, но и развивающую, мотивационную, диагностическую и ориентационную функции. Механизмы аттестации должны быть направлены на выявление и оценку не только ожидаемых результатов освоения учебных программ, компетентностей школьников, но и наиболее значимых личностных достижений обучающихся.
Итоговое собеседование по русскому языку как допуск к ГИА проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся IX классов: умение выразительно читать текст вслух, умение пересказывать текст с привлечением дополнительной информации, умение создавать монологические высказывания на разные темы, умение принимать участие в диалоге. Кроме того, о степени сформированности языковой компетенции говорят умения обучающихся, связанные с соблюдением основных языковых норм (орфоэпических, грамматических, речевых).
Выполнение участниками итогового собеседования совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их
2
Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. С. 64.
3
Лотман Ю.М. Чему же учатся люди? // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа.
М.: Гнозис, 1994. С. 459–462.


9 подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку
(устная речь). При этом работа построена с учётом вариативности: участникам предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога и, как следствие, соответствующего диалога (соответствующей беседы).
Система оценивания ответов на отдельные задания и работы в целом создавалась с учётом требований теории и практики педагогических измерений и отечественных традиций преподавания русского языка.
Оценивание ответов осуществляется экспертами, к которым, согласно
Порядку проверки и оценивания итогового собеседования
4
, предъявляются следующие требования:
 владение необходимой нормативной базой:
– знание требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, установленных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 17.12.2010
№ 1897);
– нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового собеседования;
– Рекомендации;
 владение необходимыми предметными компетенциями:
– наличие высшего образования по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией «Учитель русского языка и литературы»;
 владение компетенциями, необходимыми для проверки итогового собеседования:
– умение объективно оценивать устные ответы участников итогового собеседования;
– умение применять установленные критерии оценивания;
– умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа;
– умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;
– умение обобщать результаты.
Следует также помнить, что оценивание работ участников итогового собеседования может быть проведено по двум схемам (выбор схемы оценивания определяется на уровне ОИВ, учредителей, загранучреждений: может быть выбрана как одна схема, так и две схемы одновременно).
Первая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе «зачёт»/«незачёт».
4
Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку (приложение к письму Рособрнадзора, версия текущего года).