Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
54
Теоретический зачёт 2
Тема «Структура итогового собеседования, особенности его организации
и проведения»
Вопросы к зачёту
1. Каков статус процедуры итогового собеседования?
2. Какие виды заданий включает итоговое собеседование?
3. Охарактеризуйте речевую ситуацию итогового собеседования.
4. Какова роль экзаменатора-собеседника при проведении итогового собеседования?
5. Имеет ли право обучающийся при подготовке к выполнению заданий делать пометы в КИМ (подчёркивать слова и т.п.)?
6. Имеет ли право обучающийся при подготовке к выполнению заданий вести записи и пользоваться ими при ответе?
7. Сколько времени даётся ученику на подготовку к пересказу текста с включением цитаты?
8. Должен ли экзаменатор-собеседник рекомендовать обучающемуся тему монолога?
9. Имеет ли право обучающийся переспросить экзаменатора-собеседника, уточнить заданный вопрос? Будут ли снижены за это баллы при оценивании задания?
10. Каково речевое поведение экзаменатора-собеседника в том случае, если во время диалога обучающийся молчит или даёт ответ на вопрос типа «Не знаю...», «Мне нечего сказать...»?
11. Имеет ли право экзаменатор-собеседник менять порядок предложенных вопросов или менять их в зависимости от содержания монолога обучающегося?
12. Должен ли экзаменатор-собеседник исправлять ошибки в речи ученика в ходе проведения итогового собеседования?
Теоретический зачёт 3
1 2 3 4 5 6
Тема «Специфика оценивания итогового собеседования обучающихся
основной школы»
Вопросы к зачёту
1. В каком случае по критерию «Темп чтения» выставляется 0 баллов?
2. Можно ли выставить 1 балл по критерию «Соблюдение орфоэпических норм», если ученик допустил при чтении одну ошибку в слове, сопровождающемся знаком ударения?
3. В каком случае при оценивании чтения текста учитываются грамматические ошибки?
4. Рекомендуется ли контролировать речевые нормы при чтении текста?
5. Сколько баллов следует выставить по критерию «Сохранение при пересказе микротем текста» (П1), если ученик сохранил только одну микротему?
55 6. При оценивании какого задания следует обращать внимание на искажения слов?
7. Какой вид пересказа представлен на итоговом собеседовании?
8. Если при пересказе ученик допустил одну фактическую ошибку, какой балл должен быть выставлен по критерию П2?
9. Сколько баллов получит ученик по критериям оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания (П1–П4), если при ответе был дан подробный пересказ, сохранены все микротемы, фактические ошибки отсутствовали, но приведённое высказывание включено не было?
10. Объём монолога ученика составил шесть фраз; были даны ответы на все вопросы, представленные в задании. Какой балл должен быть выставлен по критерию «Выполнение коммуникативной задачи» (М1)?
11. Во время монолога ученик использовал молодёжный сленг и разговорные слова. По какому критерию должен быть снижен балл при оценивании?
12. В монологе ученик привёл 10 фраз по теме высказывания, но дал их в форме ответов на вопросы, предложенные в задании, не создал целостный текст. По какому критерию должен быть снижен балл?
13. В диалоге с экзаменатором-собеседником ученик дал три односложных ответа на вопросы. Какой балл должен быть выставлен по критерию
«Выполнение коммуникативной задачи» (Д1)?
14. Во время монолога и диалога обучающийся допустил одну орфоэпическую ошибку. Сколько баллов следует поставить по критерию «Соблюдение орфоэпических норм»?
15. Во время монолога и диалога обучающийся допустил три речевые ошибки. Сколько баллов следует поставить по критерию «Соблюдение речевых норм»?
Ответы к теоретическим зачётам
Теоретический зачёт 1. Тема «Особенности устной речи и говорения
как вида речевой деятельности»
Ответы:
1. Чтение, письмо, говорение, слушание.
2.
Коммуникативная компетенция
Речеведческие знания, умения
Коммуникативные умения
Продуктивные
Рецептивные
Говорение
Письмо
Чтение
Монологическая речь
Диалогическая речь
Аудирование
56 3. Необратимость, поступательный и линейный характер развёртывания во времени.
4. Необратимость.
5. Одновременно по слуховому и зрительному каналам.
6. Устную речь сопровождают, усиливая её выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством.
7.
Подготовленная устная речь
Неподготовленная устная речь
• продуманность
• чёткая структура
• язык близок к письменной речи
• спонтанность
• паузы, уточнение мысли, повторы
• меньшая лексическая точность
• наличие речевых ошибок
• короткие предложения
8.Лекция, доклад, выступление, отчёт, презентация.
9. Беседа, интервью, репортаж, выступление в дискуссии.
10. Говорение как вид речевой деятельности основывается на сложной совокупности навыков внутреннего и внешнего оформления высказывания.
Психологическая структура акта говорения включает четыре фазы: побудительно-мотивационную, аналитико-синтетическую, исполнительную и контролирующую. Современная речь – это результат усиленной мыслительной работы, это логически выстроенное высказывание с использованием слов в их точном значении. Поэтому говорение – это не только школа слова, но и школа мысли.
11. Монологическая и диалогическая формы.
12.Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.
Особенности диалогической речи:
краткость высказывания;
широкое использование неречевых средств общения (мимика, жесты);
большая роль интонации;
разнообразие особых предложений неполного состава;
свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания;
преобладание простых предложений.
Монологическая речь – форма речи, обращённая к одному слушателю или группе слушателей (собеседников), иногда к самому себе. В отличие от диалогической речи, она характеризуется:
развёрнутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания;
57
наличием распространённых конструкций, грамматической их оформленностью.
Теоретический зачёт 2. Тема «Структура итогового собеседования,
особенности его организации и проведения»
Ответы:
1. Допуск к ГИА.
2. 1) Чтение текста; 2) подробный пересказ с включением приведённого высказывания; 3) монологическое высказывание; 4) диалог.
3. Речевая ситуация – это ответы на вопросы: где? с кем? с какой целью?
(происходит общение). Речевая ситуация итогового собеседования требует от обучающегося соблюдений правил официального общения, адекватного отбора фактического материала для монолога и др.
4. Экзаменатор-собеседник ведёт итоговое собеседование: анонсирует задания, даёт задания, контролирует время подготовки к ответу ученика и время ответа, ведёт диалог.
5. Да.
6. Да, используя «Поле для заметок».
7. 2 минуты.
8. Нет.
9. Да, баллы не будут понижены.
10. Должен стимулировать речь ученика эмоциональной реакцией, дополнительными вопросами.
11. Имеет.
12. Не должен.
Теоретический зачёт 3. Тема «Специфика оценивания итогового
собеседования обучающихся основной школы»
Ответы:
1. Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
2. Нет.
3. При проверке склонения имени числительного.
4. Не рекомендуется.
5. 0 баллов.
6. Чтение текста.
7. Подробный.
8. 0 баллов.
9. 3 балла.
10. 0 баллов.
11. Учёт речевой ситуации (М2).
12. Речевое оформление монологического высказывания (МР).
13. 0 баллов.
14. 1 балл.
15. 1 балл.
58
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Итоговый зачёт
1. Аудиозапись. Зачёт 1
Прослушайте аудиозапись.Оцените ответы обучающегося на все задания итогового собеседования.
Критерии Баллы
Комментарий
ИЧ
ТЧ
П1
П2
П3
П4
Грам. нормы
Орфоэп. нормы
Реч. нормы
Искажения
М1
М2
М3
Д1
Д2
Грам. нормы
Орфоэп. нормы
Реч. нормы
Реч. оформление
59
2. Аудиозапись. Зачёт 2
Прослушайте аудиозапись.Оцените ответы обучающегося на все задания итогового собеседования.
Критерии Баллы
Комментарий
ИЧ
ТЧ
П1
П2
П3
П4
Грам. нормы
Орфоэп. нормы
Реч. нормы
Искажения
М1
М2
М3
Д1
Д2
Грам. нормы
Орфоэп. нормы
Реч. нормы
Реч. оформление
60
3. Аудиозапись. Зачёт 3
Прослушайте аудиозапись.Оцените ответы обучающегося на все задания итогового собеседования.
Критерии Баллы
Комментарий
ИЧ
ТЧ
П1
П2
П3
П4
Грам. нормы
Орфоэп. нормы
Реч. нормы
Искажения
М1
М2
М3
Д1
Д2
Грам. нормы
Орфоэп. нормы
Реч. нормы
Реч. оформление
61
4. Аудиозапись. Зачёт 4
Прослушайте аудиозапись.Оцените ответы обучающегося на все задания итогового собеседования.
Критерии Баллы
Комментарий
ИЧ
ТЧ
П1
П2
П3
П4
Грам. нормы
Орфоэп. нормы
Реч. нормы
Искажения
М1
М2
М3
Д1
Д2
Грам. нормы
Орфоэп. нормы
Реч. нормы
Реч. оформление
62
5. Аудиозапись. Зачёт 5
Прослушайте аудиозапись.Оцените ответы обучающегося на все задания итогового собеседования.
Критерии Баллы
Комментарий
ИЧ
ТЧ
П1
П2
П3
П4
Грам. нормы
Орфоэп. нормы
Реч. нормы
Искажения
М1
М2
М3
Д1
Д2
Грам. нормы
Орфоэп. нормы
Реч. нормы
Реч. оформление
63
6. Аудиозапись. Зачёт 6
Прослушайте аудиозапись.Оцените ответы обучающегося на все задания итогового собеседования.
Критерии Баллы
Комментарий
ИЧ
ТЧ
П1
П2
П3
П4
Грам. нормы
Орфоэп. нормы
Реч. нормы
Искажения
М1
М2
М3
Д1
Д2
Грам. нормы
Орфоэп. нормы
Реч. нормы
Реч. оформление
64
Список источников
1. Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М.: Владос,
1999.
2. Бернов В.Ф. Культура диалога. М., 2002.
3. Бондаренко М.А. Приёмы формирования личностных результатов обучения на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2017. № 8.
4. Бредемайер К. Искусство словесной атаки. М., 2008.
5. Валгина Н.С. Теория текста. М., 2004.
6. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Развитие устной речи обучающихся как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции // Русская словесность. 2018. № 1.
7. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: Флинта, 1996.
8. Гребенщиков Ю.Ю., Захарова М.В. Homo dicens: речь как действие
(из опыта международной творческой олимпиады по русскому языку) //
Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия
«Гуманитарные науки». 2021. № 9.
9. Добротина И.Н., Гостева Ю.Н. Вопросы обновления содержания и технологий обучения в контексте реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации //
Литература в школе. 2021. № 1.
10. Дроздова О.Е. Метапредметное обучение русскому языку: новый этап научно-методического обеспечения // Мир русского слова. 2020. № 3.
11. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации.
М.: Дело, 2002.
12. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.
13. Иванова-Лукьянова
Г.Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. 9-е изд., стереотипное.
М.: Флинта, 2022.
14. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 637-р).
15. Кравцов С.С., Музаев А.А. Основные подходы к анализу результатов национальных исследований качества образования // Педагогические измерения. 2018. № 1.
16. Лотман Ю.М. Чему же учатся люди? // Ю.М. Лотман и тартуско- московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994.
17. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999.
18. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994.
19. Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996.
20. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
65
(приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018
№ 189/1513).
21. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015
№ 1/15)).
22. Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку (приложение к письму Рособрнадзора, версия текущего года).
23. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1997.
24. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М., 1948–1952.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобразования России от 17.12.2010
№ 1897).
26. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
27. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования
//
Вестник практической психологии образования. 2011. № 1.
28. Цыбулько И.П. Устная часть государственной итоговой аттестации по русскому языку как педагогическое явление // Педагогические измерения. 2017. № 1.
29. Шмелёва Т.В. Письмо как культурная утрата // Концепты культуры и концептосфера культурологии: коллективная монография. СПб.:
Астерион, 2011.
66
Приложение 1
Обобщённый план варианта для проведения
итогового собеседования по русскому языку
Уровень сложности заданий: Б – базовый.
№
Проверяемые элементы содержания
Коды проверяемых элементов содержания
Коды проверяемых умений
Уровень сложности задания
Максимальный балл за выполнение задания
1
Чтение текста вслух
8.2–8.4 11.2 1.1
Б
2 2
Подробный пересказ текста с привлечением дополнительной информации
8.3 8.5 11.3 1.1 1.3 4.7
Б
5 3
Создание устного монологического высказывания
2.1–2.4 8.1–8.4 1.3 4.8
Б
3 4
Участие в диалоге
2.1–2.4 8.1–8.2 1.2 1.3 4.8
Б
2
Соблюдение норм современного русского литературного языка
9.1–9.4 5.4–5.6 8
Всего заданий – 4; из них с развёрнутым ответом – 4; по уровню сложности: Б – 4.
Максимальный первичный балл за работу – 20.
Общее время ответа участника собеседования – примерно 15–16 минут.
67
Приложение 2
Основные виды грамматических и речевых ошибок
Грамматические ошибки
№
Вид ошибки
Примеры
1
Ошибочное словообразование
Трудолюбимый; надсмехаться
2
Ошибочное образование формы имени существительного
Многие чуда техники; не хватает время
3
Ошибочное образование формы имени прилагательного или наречия
Эта книга более интереснее;выглядит
красивше
4
Ошибочное образование формы имени числительного
С пятистами рублями
5
Ошибочное образование формы местоимения
Ихние дети; не хотелось от её (книги) оторваться
6
Ошибочное образование формы глагола, причастия и деепричастия
Они ездиют;они хочут; пиша о жизни природы
7
Неправильное употребление имён числительных
Двое девушек неспешно шли по аллее
8
Неправильное употребление местоимений Собралась только молодёжь, они были рады встретиться.
В тексте звучит тема детской жестокости, сложности их характеров.
Кусты, они покрывали берег реки
9
Нарушение согласования
Она повесила на окна новую тюль
10
Нарушение управления, в том числе неправильное употребление падежной формы имени существительного
(местоимения) с предлогом или неправильный выбор варианта предлога
Это было свойственно для них.
Поезд прибыл на вокзал согласно
расписания.
Книга написана и о мне
11
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Группа художников возражали против такой оценки их творчества
12
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
(неоправданный пропуск слова, нарушающий грамматические связи в предложении)
Он написал книгу, которая эпопея.
Ваше мнение странным
13
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении
спорта и почему я его люблю.
Все были рады, счастливы и весёлые
14
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое странное чувство
15
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся снегом под ногами.
Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом
16
Ошибки в построении сложного предложения
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё