Файл: Введение 1 теоретические основы анализа состава, структуры активов и оценка динамики их рентабельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Краткосрочные финансовые вложения отражают общую стоимость краткосрочных финансовых вложений на срок не более 12 месяцев.

Денежные средства отражают остаток денежных средств организации в кассе, на расчетных и валютных счетах – используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг).

1.2 Методика проведение анализа структуры и динамика активов

Анализ активов представляет собой процесс исследования результативных показателей их формирования и использования на предприятии с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности их функционирования.

В зависимости от используемых методов различают следующие системы финансового анализа, проводимого на примере организации при исследовании функционирования активов: горизонтальный, вертикальный, сравнительный, интегральный финансовый анализы и анализ финансовых коэффициентов.

1. Горизонтальный финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени (темпы роста (прироста) отдельных показателей финансовой отчетности). В системе управления активами наибольшее распространение получили следующие методы финансового анализа:

– исследование динамики показателей отчетного периода в сопоставлении с показателями предшествующего периода,

– исследование динамики показателей отчетного периода в сопоставлении с показателями аналогичного периода прошлого года,

– исследование динамики показателей за ряд предшествующих периодов.

Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса имеет целью отразить изменения показателей в натуральном выражении – процентах или рублях. Обычно сравнивают текущий период с одним из предыдущих. Можно узнать, как изменились долгосрочные и краткосрочные обязательства за последние 2-3 года.

Если проанализировать несколько периодов (кварталов или лет), можно выявить долгосрочную тенденцию развития бизнеса. Поэтому горизонтальный анализ еще называют «трендовым».

Алгоритм проведения включает в себя три этапа:

Шаг 1. Берется баланс за интересующие периоды (например, за текущий и прошлый год).

Шаг 2. Найти разницу между показателями текущего и прошлого периодов.

Шаг 3. Исследуют изменения и делают выводы.

Формула для анализа бухгалтерского баланса дополняется, когда ставят задачу показать изменения в процентах. Полученное изменение делят на значение прошлого периода и умножают на 100%.


Целью этого метода анализа является выявление тенденций изменения отдельных показателей, характеризующих результаты функционирования активов организации.

2. Вертикальный (структурный) финансовый анализ базируется на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности организации. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих финансовых показателей.

Наибольшее распространение получили следующие методы вертикального анализа:

– структурный анализ объема использования активов по видам хозяйственной деятельности. Такой анализ служит предпосылкой расчета показателей эффективности использования активов в разрезе отдельных видов деятельности и проведения соответствующего факторного анализа этой эффективности по организации в целом,

– структурный анализ объема и состава активов по внутренним подразделениям организации. Результаты этого анализа служат базой проведения последующего углубленного сравнительного и факторного анализа эффективности использования активов отдельными внутренними подразделениями,

– структурный анализ используемых операционных внеоборотных и оборотных активов организации. Такой анализ служит основной предпосылкой исследования оборачиваемости активов организации в разрезе отдельных видов его хозяйственных циклов, а также базой расчета показателей эффективности использования конкретных видов этих активов.

Для вертикального анализа бухгалтерского баланса нужна отчетность, как минимум, за два периода. Специалисты сравнивают изменения долей и выявляют аномальные изменения по сравнению с прошлым для принятия управленческих решений. Использование данных для анализа за длительный период используется, когда руководство ставит задачу выявить долгосрочные тенденции изменения финансового состояния.

Вертикальный анализ проводят в три этапа:

Шаг 1. Обозначить сумму актива как 100%.

Шаг 2. Рассчитать для каждой статьи баланса ее долю в общем значении показателей.

Шаг 3. Вычислить динамику изменений.

Такой анализ позволяет выявить следующие изменения, произошедшие в финансовом состоянии организации: в какую сторону, изменилась задолженность по отношению к кредиторам; что стало с основными средствами и их амортизацией. Удобство вертикального анализа заключается в том, что аналитика в процентном соотношении наглядно демонстрирует отклонение результатов по сравнению с тем или иным периодом.



Рассмотрим основные отличия вертикального и горизонтального анализа, представленные в таблице 2.

Таблица 2 – Основные отличи вертикального и горизонтального анализа

Вертикальный анализ

Горизонтальный анализ

Аналитика в процентах

Исследование изменений в натуральном выражении

Показывает долю показателей в общей структуре бизнеса

Показывает изменения в процентах и рублях

Положительные значения

Значения могут быть отрицательными (зависит от ситуации)

Анализ ориентирован на структуру

Анализ ориентирован на финансовые изменения во времени

Процентные показатели объективнее отражают изменение финансового положения

Отрицательные показатели позволяют своевременно реагировать на проблемы в деятельности организации.


3. Сравнительный финансовый анализ (состав активов) базируется на сопоставлении отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В системе управления активами наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного финансового анализа:

– сравнительный анализ показателей функционирования активов организации и среднеотраслевых показателей (выявляется степень отклонения основных результатов формирования и использования активов данной организации с аналогичными среднеотраслевыми параметрами с целью оценки своей конкурентной позиции в этой сфере хозяйствования и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности их функционирования),

– сравнительный анализ показателей функционирования активов данного предприятия и организаций-конкурентов (выявляются слабые стороны деятельности организации в сфере использования его активов с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции на конкретном региональном рынке),

– сравнительный анализ функционирования активов в разрезе внутренних структурных подразделений данной организации (сравнительной оценки и поиска резервов повышения эффективности формирования и использования активов внутренних подразделений организации),


– сравнительный анализ отчетных и плановых показателей функционирования активов (выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых, определяются причины этих отклонений и формируются выводы о необходимости корректировки отдельных направлений хозяйственной деятельности организации, связанной с использованием его активов).

4. Анализ финансовых коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности организации между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные результаты функционирования активов организации, и степень их влияния на общий уровень финансового состояния организации. В системе управления активами наибольшее распространение получили следующие группы аналитических финансовых коэффициентов: коэффициенты оценки рентабельности активов (характеризуют их способность генерировать необходимую прибыль в процессе хозяйственной деятельности и определяют общую эффективность использования как всей совокупности, так и отдельных их видов); коэффициенты оценки производительности активов; коэффициенты оценки ликвидности активов (характеризуют возможность организации своевременно рассчитываться по своим текущим финансовым обязательствам за счет оборотных активов различного уровня ликвидности.); коэффициенты оценки оборачиваемости активов (характеризуют насколько быстро сформированные активы оборачиваются в процессе хозяйственной деятельности организации. В определенной степени они являются индикатором его деловой (производственно-коммерческой) активности.).

В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные результаты функционирования активов организации, и степень их влияния на общий уровень финансового состояния организации.


1.3 Экономическая сущность и порядок расчета рентабельности активов

Рентабельность – это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно – всей компании сразу.

Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность организации оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.

В зависимости от сферы деятельности компании показатели рентабельности различаются:

рентабельность организации, которая оценивает работу всей компании в целом,

рентабельность продукции и услуг, данный показатель можно рассчитывать для всей компании и для конкретного товара или услуги,

рентабельность активов, что представляет собой расчет рациональности и целесообразности использования компанией какого-либо ресурса.

Рентабельность является одним из основных показателей анализа деятельности компании. Он рассчитывается, как для вновь запускаемых, так и для уже действующих проектов. Можно произвести расчет отдельного актива или деятельности компании в целом.

Основываясь на показателе рентабельности производится разработка планов по дальнейшему развитию бизнеса, регулируется методика управления персоналом, рассчитывается ценообразование.

Рентабельность рассчитывается:

в действующих компаниях с его помощью прогнозируют прибыль будущего периода,

для сравнения конкурентоспособности фирмы с другими аналогичными компаниями,

чтобы убедить инвестора в прибыльности вложений,

если в компании несколько подразделений (точек продаж), то руководство по коэффициенту рентабельности может оценить эффективность работы каждого их них.

Любой владелец или руководитель компании хочет, чтобы рентабельность его бизнеса была максимально возможной. Чтобы научиться управлять рентабельностью, нужно знать о факторах, которые на нее влияют.