Файл: Время работы театра.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Внутренняя свобода неизбежно приводит к переменам в жизни. Конструктора кукол Владимира Захарова она убедила сменить стационарный театр на кочевую театральную повозку.

«Это была авантюра чистой воды. Шел 1991 год. Ничего не понятно: что, где и как вообще. А я взялся делать свой театр. Первый год, пока резал кукол, собирал декорации, на жизнь зарабатывал корнепластикой, изготовлением подсвечников, ручек, бижутерии, все сделанное сдавал в магазины».

Свой театр Захаров называл «2+ Ку» - двое и куклы. Тогда их было действительно двое - Владимир и Ольга Захарова. С двумя чемоданами, в которых умещались декорации, реквизит и куклы, театральная повозка семейно-кукольного театра немало колесила по Томску, России и Европе. В репертуаре - четыре спектакля, три про Жана, которого выдумал и воплотил он сам, четвертый - «Маленький принц».

В 1997 году кибитка, запряженная парой лошадок, обрела пристанище в переулке Южном. Сначала это был дом, потом дом-театр. Еще через семь лет дом и театр разделились, так же, как и семья Владимира и Ольги. В 2004 году неугомонный Захаров воплотил-таки свою мечту в жизнь - построил деревянный театр «Живых кукол».

...Под нежные звуки балалайки Алексея Архиповского сказка «Перелетный заяц» вкатывается в зал. На сцене-поляне, размером с колесо легкового автомобиля, появляется Медвежонок. Слушает. Слушают и зрители. «Волшебство», - говорит Медвежонок. И уходит прочь от зрителей, беречь в душе музыку, оставляя актера Захарова наедине с залом. Актер зовет на помощь Ежика, но тот поступает точно так же: оставляет человека одного сумерничать с Зайцем. И вдруг оказывается, что Заяц-то не умеет сумерничать... В сказке Сергея Козлова такой подробности нет, а в спектакле Владимира Захарова есть. А еще в нем есть джазовая степень импровизации.

«Хитрость в том, что я сам делаю спектакли и сам играю. А так как я режиссер и автор текста, вот и лезут импровизации, потому что все живое. Куклы - это мои равноправные партнеры. Чем дальше все идет, тем больше кукла становится совершеннее как актер. Но и мои возможности растут. То есть мы растем одновременно, - объясняет Владимир феномен живых и естественных отношений с куклой. - За тот текст, который возникает у нее в голове, я не несу никакой ответственности. Я однажды пробовал без Ежика
говорить Ежиком. Пытался озвучить вслух мысли Ежика. И понял, что не могу. Не получается. Потому что нет образа. И я ничего не могу придумать. Но как только Ежик появляется на руке - все. У него - как шлюзы открываются. Он порой такое несет! Я никогда в жизни себе такое не позволю. Я же интеллигентный человек и не могу сказать женщине, которая за рулем на джипе приехала, что у нее джинсы поношенные. А Ежик может. Если я ей скажу такое, она, может быть, по морде мне даст. А от Ежика приняла, хохочет в истерике и счастлива: «Я столько заплатила за джинсы, а он - «поношенные!».

Ежик в театре «Живых кукол» самый популярный актер, любимец публики. Он появился раньше Зайца, раньше Медвежонка. Даже раньше самого спектакля «Про Ежика».

До того, как стал выходить на сцену, он полтора года жил вполне самостоятельной жизнью - участвовал в тусовках, выступал с импровизациями на концертах. Однажды даже стоял на контроле в новосибирском театре - проверял билеты.

«Народ смешно реагировал. Ежику показывали билеты, протягивали деньги (а я стоял рядом). Одна девочка долго смотрела, а потом принесла свои игрушки и стала ему показывать. Когда его резал, то полагал, что прежде с куклой надо оттачивать каждое движение, а Ежик мне говорит: «Черта лысого! Ты текст выучи, а я знаю, что делать».

«Твои куклы умеют держать реплику», - не раз говорил Владимиру Захарову другой Владимир, актер Козлов. В 90-х годах он был режиссером-постановщиком на спектаклях «Жан из стручка» и «Жан в подземелье». Фокус в том, что кукол Захаров делает необычных. Это не марионетки, не тростевые, не перчаточные. Это «куклы на запястье». Особенность их - в конструкции. Движение на голову передается движением запястья. А дальше дело техники, как научить куклу пальчиками шевелить, руками двигать. Захаров придумал этот вид куклы еще в «Скоморохе», но там они не прижились, а в его театре - живут и здравствуют. И всем нравятся. То, как их делает Захаров, интересует многих кукольников мира. Владимира часто приглашают на разные фестивали. Он проводит мастер-классы. Некоторые сами приезжают в Томск, чтобы научиться делать таких же живых кукол.

...Спектакль закончился. И наступило время экскурсии. Малыши карабкаются на второй этаж и на антресоли. Девочка останавливается около Спящей. Красавицей ее не назовешь, но вполне симпатичная бабушка. И начинает ощупывать ее. «Что ты ищешь?» - спрашиваю ее. «Ноги ее ищу», - отвечает.

«Куклы еще не было, а кровать уже стояла,

- рассказывает Владимир. - И дети постоянно меня спрашивали: «А зачем кровать? У вас есть жена?» Я подумал, надо с этим что-то делать. И положил туда куклу. Теперь никто не задает вопросов о жене».

Между «Перелетным зайцем» и «Маленьким принцем» всего час. Надо успеть сменить декорации, приготовить к выходу новых актеров. А в этом театре, как тонко подметил Ежик, «нет даже реквизиторов». Похоже, нет и монтировщика. «Никого нет, всех уволил. Сам за всех», - голосом сказочника отвечает Владимир и проверяет тумблер с семью рычажками. Каждый - на свой спектакль.

«Они так и живут в подвешенном состоянии?» - указываю на кукол, висящих вниз головой. - «Я тебе скажу больше: многие люди так живут. Не замечала разве?» - «А звездочки - это дырочки в ткани?» - «Ну, ты скажешь! Дырочки... - тоже мне! Разве дырочки мерцать могут? Это светодиоды».

Тем временем на сцене появляется белый матовый плафон. Это и есть Планета В-625, где живет Маленький принц. Час назад он работал Луной и Солнцем, теперь будет Планетой. Потом Захаров растягивает черную ткань, то есть космическое пространство, только без светодиодов. Немного погодя достает пустыню - прозрачную ткань.

Второе рождение Маленького принца случилось год назад.

«Я делал девушку для нового спектакля. Тогда она была еще лысая. Просто механизм. А тут надо в Коктебель ехать на фестиваль «Мамокабо». И там впервые показывал эту куклу. Ей было всего три дня от рождения. Когда увидел фоторепортаж с первого дня феста, обратил внимание на один снимок: след от светящейся сферы шел на куклу, и это существо, которое сидело на руке, казалось эфемерным. С одной стороны, механизм. С другой, он живой до безумия. Вот в этом существе я и увидел Маленького принца. Ведь кто такой герой Экзюпери - эфемерное существо. «Тела я его не нашел на песке». А что там было искать? Принц - плод воображения. Он создан из Мечты, из Мысли, из Воспоминаний, из вечного Спора с Женщиной».

С появлением другого Принца и спектакль получился другим, теперь он сюрреалистичный.

Спектакли рождаются, живут и умирают. Таков закон жизни. Захаров пытается открыть новый закон, чтобы делать вечно живые спектакли.

«В Индии мосты не строят, выращивают из каучукового фикуса. Сажают растения по обеим сторонам реки. Фикус растет, а люди направляют его корни и ветки по нужным линиям, потом соединяются два фикуса. Мост растет лет 10-15, потом по нему можно ездить, ходить. И с каждым годом, он становится прочнее и прочнее, и красивее и красивее. Там такая пластика корней. Все потому, что он живой. А место, где выращивают мосты - самое влажное место на земле. Мосты там ни железные, ни деревянные не выдерживают».


«Уже уходите? - вежливо интересуется Лиса Алиса, когда подхожу к гардеробу. - А как же вторая часть? Напрасно торопитесь». «Они только на первую билеты купили», - с хрипотцой отвечает за меня голова Кота Базилио. Боже, как Захаров мог предугадать заранее эту ситуацию?! Ведь текст сочинен и записан давно...

Веснина Татьяна

«Я если чего умею, то того добился с большим трудом».
Владимир Захаров и его театр «2+ку»

Я часто рассказываю своим ученикам или просто людям, которые спрашивают, как я стал кукольником, о буфете для «Было или не было», спектакля театра «Скоморох». С него все и началось.

Итак, как я стал кукольником? Я был робототехником, работал в НИИ, занимался разработкой, внедрением в производство, автоматизацией технологического процесса уже 7 лет. Однажды спросил про автоматизацию в театре кукол. Мне нравился тот театр кукол, что появился в Томске в 1983 году. В 1984 году там начали играть спектакли, в 1985 я пришел их посмотреть, а в 1986 уже работал в «Скоморохе». Сказал, что я кибернетик, и услышал, «Вот нам как раз такие люди и нужны!».

Спектакль «Было или не было» был по «Мастеру и Маргарите» Булгакова. В моем буфете для этой постановки выдвигались ящики, поднималось дно. Раз — и зритель видит голосующих, 5 человек. Председатель руку поднимает, и остальные 4 человека сразу тоже. Это Советский союз, все одинаково голосуют. В другом ящике — очередь за гонорарами. Там кассирша, она смотрит, как литераторы с протянутой рукою к ней подходят и царским жестом дает им зарплату.

Куклы в этом буфете пели, играли на инструментах, ходили, кушали. Я делал его год. Параллельно работал в институте, а по ночам сидел и создавал буфет. Знал, когда в городе выключают свет, когда перестают ходить троллейбусы. Ночью шел 10 километров домой пешком. Понял: здесь, в театре, гораздо интереснее, бросил институт и туда перешел. То, что мы в НИИ, где нас работало 800 человек, делали, не приносило никакой пользы. На бумаге мы писали отчеты о том, что 60 миллионов рублей сэкономили благодаря изобретению, например, автомата для упаковки шурупов. Но на самом деле все эти железки валялись никому ненужные.