Файл: 1. Структура и организация Армянской Апостольской Церкви 7 Вероучение Армянской Апостольской Церкви 13.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение 3

1. Структура и организация Армянской Апостольской Церкви 7

2. Вероучение Армянской Апостольской Церкви 13

3. Особенности взаимоотношений Армянской Церкви

с внешним миром: межконфессиональный диалог и национальная политика 20

Заключение 24

Список литературы 26

Введение

В данной работе рассматривается проблема современного положения Армянской Апостольской Церкви. Хронологические рамки исследования включают период с 1991 г. до настоящего времени.

Целью написания работы является определение положения Армянской Апостольской Церкви (далее – ААЦ) в современном мире, в религиозном, политическом, национальном и культурном аспектах, а также анализ структурной организации и характерных тенденций последних лет.

Актуальность работы обусловлена двумя причинами. Во-первых, тем, что значительная часть армян – последователей ААЦ, проживает в Российской Федерации, и на территории сопредельных государств, исторически входивших в состав России. Во-вторых, тем, что ААЦ как организация, с 451 г. находится в состоянии отпадения от Православия. Воссоединение Армянской Церкви с Поместными Православными Церквами путем преодоления монофизитства григорианского толка укрепило бы позиции Православия в мире. Вместе с тем, необходимо сказать о недопустимости экуменического, вероотступнического альянса с григорианством, что означало бы размывание основ православного вероисповедания.

Объектом исследования является Армянская Апостольская Церковь как христианское сообщество древневосточной традиции.

Предметом исследования является положение ААЦ в современном мире, характерные для данной религиозной организации тенденции и процессы.

При написании работы использовались статьи современных исследователей, материалы интернет-ресурсов.

История христианства в Армении восходит к I в. н.э., когда в страну с христианской проповедью пришли апостолы Фаддей и Варфоломей. Обратив в христианскую веру множество людей, апостолы были преданы смерти. Армянская Церковь рассматривает сказания об апостолах Фаддее и Варфоломее как отражающие в той или иной форме древнеармянскую историческую действительность апостольских времен. Этим обусловлено современное официальное наименование ААЦ.

Принятие Арменией христианства как государственной религии связано с именами Григория Просветителя и царя Трдата III Великого (287-330 гг.). Повествование «Агафангел» говорит о гонениях на христиан со стороны Трдата, в частности, о заточении одного из ближайших сподвижников царя Григория и казни 35 девушек-христианок, прибывших из Рима во главе с Рипсимией (Рипсиме) и Гаианией (Гаяне). После данных действий Трдат впал в тяжелую нервную болезнь, от которой был исцелен при непосредственном участии Григория. После этого, Трдат прекратил гонения на христиан, принял крещение и провозгласил христианство государственной религией Армении. Это произошло около 301 г.; дата официально считается основанием Армянской Апостольской Церкви. В IV в. престол Предстоятеля ААЦ установился в столице Великой Армении Вагаршапате, где св. Григорий построил кафедральный собор, назвав его
Эчмиадзином1.

В правление Нерсеса I Великого (353-373) состоялся 1-й Собор ААЦ в Аштишате (354), на котором были приняты решения об организации в стране монастырей и школ, борьбе с язычеством; осуждена ересь Ария.

Вселенский IV Собор в Халкидоне (451) состоялся без участия армянской делегации - в это время армяне вели войну с Персией за само право исповедовать христианскую веру. В том же году состоялась Аварайрская битва, в которой армяне потерпели поражение, но продолжили партизанскую войну.

Узнав решениях Собора, осудившего ересь Евтихия (о поглощении человеческой природы Христа Божественной) армянские богословы отказались их признать, увидев в учении о двух природах Христа возрождение несторианства. В неприятии Собора сыграло немалую роль и решение о возвышении столицы Византии в церковной иерархической структуре, что в Армении рассматривали как угрозу собственной церковной независимости. На II Двинском Соборе (554-555 гг.) халкидонские определения были осуждены.

В 591 г. произошел 2-й раздел Армении, в результате бо́льшая часть страны оказалась включена в состав Византии. При поддержке властей империи был образован православный (халкидонитский) Католикосат в Аване, противостоявший армянскому Католикосату, находившемуся в Двине на персидской территории. В VII в. успешно шли переговоры между Константинополем и ААЦ о церковном воссоединении, была заключена т. н. Каринская уния (630 г.). В дальнейшем тенденция к воссоединению не получила развития.

Период VI-XII вв. включал в себя восстановление армянской государственности и переносы резиденций католикосов из одного города в другой, а также окончательное размежевание с Православными Церквами.

В XII-XIV вв. существовало Киликийское армянское царство; в это время Киликия становится центром развития армянского христианства. Период был характерен активизацией отношений как с римо-католиками, так и с православными византийцами. Падение Киликии в 1375 г. вызвало новые волны эмиграции армян с Ближнего Востока, на Кипр и в Южную Европу.

К началу XVI века весь регион был поделен между Османской империей и Персидским государством Сефевидов. В 1441г. главной резиденцией армянских католикосов становится Эчмиадзин. После падения Византии в Стамбуле был образован Константинопольский Патриархат ААЦ (1461). Патриарх являлся главой объединения всех неправославных христианских общин1.

Армяне в персидских владениях почти полностью утратили права на автономию, и ААЦ здесь осталась единственным общественным институтом, который мог представлять нацию и влиять на общественную жизнь.



Османско-персидская борьба за доминирование в регионе, тяжелое положение христиан способствовали эмиграции армян. В XVIII в. армянские общины имелись в Сирии, Египте, в европейских государствах и в России (в Москве, Санкт-Петербурге, Армавире, Нахичевани-на-Дону).

По Туркманчайскому договору 1828 г. Восточная Армения вошла в состав Российской империи. Деятельность Армянской Церкви протекала в соответствии с особым «Положением» («Сводом законов Армянской Церкви»), утвержденным императором Николаем I в 1836 г. Согласно этому документу, в частности, был упразднен утративший самостоятельное значение Албанский Католикосат, епархии которого подчинялись Эчмиадзину.

Начало XX века вызвало резкое ухудшение положения ААЦ. Первая Мировая война, геноцид армян, организованный младотурецкими масонскими правящими кругами, вызвали отток армянского населения за пределы исторических армянских территорий, и дезорганизацию церковной жизни ААЦ на подконтрольных османской Турции территориях.

С крушением Российской империи (1917) и утверждением советской власти в Закавказье (1920-1921) были организованы репрессии против верующих ААЦ, велась антирелигиозная пропаганда. Положение ААЦ улучшилось только в конце Великой Отечественной войны. С разрешения советского руководства в Армении впервые состоялся Национально-Церковный Собор ААЦ, на котором представители армянских епархий всего мира избрали Католикосом всех армян Геворга VI (1945-1954). Последующие годы были связаны с деятельностью католикоса Вазгена I (1955-1994). С началом перестройки в СССР, возрос уровень национального самосознания армян; ААЦ стала приобретать подобающее ей культурно-историческое значение.

Гарегин I (1995-1999), бывший католикос Киликийский, приложил немало усилий для сплочения рядов верующих и роста авторитета Церкви. При нем был достигнут большой прогресс в деле нормализации отношений между Эчмиадзином и Киликией, началась работа над документом об общем устроении ААЦ. В 90-х гг. ХХ в. Армянская Церковь восстановила упраздненную в советское время Арцахскую епархию (Нагорный Карабах).
1. Структура и организация Армянской Апостольской Церкви

Епархии и приходы ААЦ существуют на пяти континентах мира и объединяют около девяти миллионов верующих. Высшим органом ААЦ является Церковно-Национальный Собор, состоящий из духовных и светских лиц. В его компетенции находятся вопросы церковного законодательства и канонов, вопросы традиционной и обрядовой стороны, высший надзор за управлением и иерархией. На Соборе происходит избрание Первоиерарха ААЦ, которым является Предстоятель Эчмиадзинского престола
1.

Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 1999 г.  Гарегин II) представляет высшую централизованную церковную власть ААЦ, осуществляет надзор за соблюдением церковных установлений, является хранителем догматического учения, блюстителем веры и церковного благочестия, главным церковным законодателем и верховным судьей. Знаками отличия Католикоса всех армян являются: титул «Раб Иисуса Христа и, по неисповедимой воле Божией, Первосвятитель и Католикос всех армян, Верховный Патриарх всенародного первочтимого Престола Араратского Апостольской Матери-Церкви, святого кафедрального Эчмиадзина», герб, печать, покрывало с изображением Агнца, знамя-хоругвь, большой и малый жезлы, палица, трон, шатиры (почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках), бриллиантовый крест на клобуке. Верховный Духовный Совет при Католикосе состоит из 2 Патриархов, 10 архиепископов, 4 епископов и 5 мирян.

В юрисдикции Эчмиадзинского престола находятся 8 епархий в Армении (Араратская, Гегаркуникская, Ширакская, Армавирская, Сюникская, Арагацотнская, Котайкская, Гугаркская); Арцахская епархия – в Нагорном Карабахе; Грузинская и Имеретинская епархия; Азербайджанская и Туркестанская епархия; Новонахичеванская и Российская епархия, епархия юга России (Краснодар); 3 епархии в Иране – (Тегеранская, Атрпатаканская, Исфаханская); епархия Украины (Львов); Египетская епархия, общины в Эфиопии, в Судане и ЮАР; Западноевропейский Патриарший экзархат (Париж, собор св. Иоанна); епархиальные округа: Марсельский, Лионский; духовные пастырства: Голландское, Бельгийское, Итальянское; Восточноамериканская епархия и Западноамериканская в США; Канадская епархия; Аргентинская епархия, Бразильская епархия, Уругвайская епархия - в Южной Америке; Иракская епархия; Австралийская и Новозеландская епархия; Английская епархия и Манчестерское прелатство; Греческая епархия; Румынская епархия; Болгарская епархия; Центральноевропейский Патриарший экзархат (Вена) и духовное пастырство в Швеции; Германская епархия; Швейцарская епархия; Индийское и Дальневосточное Патриаршее викариатство1.

Престол Святейшего Католикоса Великого Дома Киликии (с 1995 г. - Арам I) расположен в Антильясе близ Бейрута. В его юрисдикции находятся епархии: Ливанская и Халебская епархии, наместничество Джизре и Дамасская епархия; Кувейтское викариатство; Кипрская епархия.

Католикосы имеют исключительное право освящать св. миро (торжество мироварения совершается раз в 7 лет) и рукополагать епископов. В их компетенцию входит благословение новых церковных законов, установление новых праздников, учреждение епархий, иные вопросы церковного управления.


Под управлением Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского, Предстоятеля Апостольского Престола св. Иакова (с 1990 г. - Торком II), находятся церковные общины в Израиле, Иордании и Палестине (примерно 10 тыс. прихожан). В его подчинении находятся 2 викариатства (Амман и Хайфа) и 2 ректорства (Яффа и Рамла).

Роль Константинопольского Престола ААЦ значительно уменьшилась после геноцида 1915 г., и в настоящее время в нем осталось лишь около 82 тыс. прихожан. Под управлением Блаженнейшего Армянского Патриарха Стамбульского и всей Турции (с 1998 г. - Месроб II) находится Патриаршая область - Турция. Викариатства: Румелихисары, Кайсери, Диярбакыр, Искендерун. Действует более 30 церквей (в т. ч. Патриарший собор Пресвятой Богородицы), в которых служат 30 священников и 20 диаконов.

Иерусалимский и Стамбульский Патриархаты не имеют подчиненных кафедр и в духовном отношении находятся в подчинении Верховному Патриарху и Католикосу всех армян.

Иерархия в Армянской Церкви построена следующим образом. Три степени священства ААЦ составляют епископ, священник (пресвитер) и диакон. Диакон, как и в РПЦ, сослужит при таинствах, но не совершает их; священник совершает таинства (кроме Священства), пребывая в подчинении епископу; епископ совершает все таинства, имея власть и право рукополагать священнослужителей в тот или иной сан (хиротония). При рукоположении во священника и епископа совершается миропомазание (хризма). Рукоположение, как и в православной практике, происходит во время служения литургии.

Диаконы, в чьи обязанности входит помощь священнику во время богослужений и в его пастырской деятельности, избираются из числа чтецов, совмещающих обязанности псаломщика, пономаря, ключаря, лампадника.

Священники бывают как безбрачными, так и женатыми (они должны состоять в браке не менее года и иметь сына). Безбрачный священник (иеромонах) после рукоположения в тот же день дает обет безбрачия и надевает в знак отречения от мира клобук. Брачные священники могут достичь сана протоиерея.

Таинство Священства не повторяется. В случае восстановления в сане ранее лишенного священника, последний повторно не рукополагается, но совершенные им во время лишения сана таинства считаются недействительными.

Рукоположение во епископа совершает Верховный Патриарх и Католикос всех армян или Католикос Великого Дома Киликии в сослужении 2 епископов. Епископ, духовный глава и предстоятель всех церковных общин подвластной ему области (епархии), рукополагается и помазывается католикосом, получая от него знаки власти - архиерейский жезл и перстень. Епископы избираются из числа безбрачного духовенства со степенью