Файл: 1. Структура и организация Армянской Апостольской Церкви 7 Вероучение Армянской Апостольской Церкви 13.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вардапета. За определенные заслуги епископы могут получить сан архиепископа. Католикос миропомазывается несколькими (от 3 до 12) епископами.

Особое место в иерархии ААЦ занимает ученая степень вардапета (армянский аналог архимандрита); за выдающиеся труды и заслуги присваивается степень верховного вардапета (протоархимандрит). Эти звания присваиваются только безбрачному духовенству епископами, имеющими степень верховного вардапета1.

При всех 4 главных престолах ААЦ действуют духовные учебные заведения: духовные семинарии «Вазгенян» в Севане и Гюмри, духовные академии «Геворкян» в Эчмиадзине, Киликийского Католикосата в г. Бикфайя (Ливан), семинария св. Иакова в Иерусалиме, армянский лицей в Ускюдаре.

Официальные печатные органы ААЦ: ежемесячные журналы («Эчмиадзин», Эчмиадзинский Католикосат), («Колос», Киликийский Католикосат), («Сион», Иерусалимский Патриархат), («Шогакат», Стамбульский Патриархат).

Монастыри ААЦ: в Эчмиадзинском Католикосате - ставропигиальные монастыри: Патриарший св. Эчмиадзин, св. Рипсимии, св. Гаиании, св. Шогакат - близ Эчмиадзина, св. Гегарда, св. Григория Хор-Вирап, Севанский; епархиальные монастыри: в Гугарке - Ахпат, Агарцин, Макараванк, в Шираке - Арич, в Гегаркуни - Ваневан, в Котайке - Кечарис, Бджни, в Арагацотне - Ошакан, св. Георгия в Мугни, Сагмосаванк, в Сюнике - Нораванк, Св. Креста, Татев. В Киликийском Католикосате - Патриарший монастырь в Антильясе, летний монастырь в Бикфайе; в Иерусалимском Патриархате - Патриарший монастырь св. ап. Иакова, монастырь Спасителя в Иерусалиме, Архангельский монастырь в Иерусалиме, св. Николая в Яффе и св. Георгия в Рамле.

Главные святыни ААЦ хранятся в Эчмиадзине. Св. копие (Гегард), пронзившее ребро Иисуса Христа, по преданию, принес в Армению апостол Фаддей. Десница св. Григория Просветителя является символом власти Верховного Патриарха и Католикоса всех армян; во время мироварения он освящает св. миро этими 2 святынями. Частица древа Ноева ковчега, остановившегося «на горах Араратских», по выражению книги Бытия, была обретена в начале IV в. епископом Иаковом Нисибинским; в 1766 г. часть древа ковчега передана католикосом Симеоном I в дар императрице Екатерине II.

Богослужение ААЦ ведется на древнеармянском языке (грабаре), но проповедь произносится на современном языке. По указу католикоса Геворга V от 6 ноября 1923 г. состоялся переход ААЦ на новый календарный стиль (с 1 января 1924); однако епархии в пределах Грузии, России и Украины, а также Иерусалимский Патриархат продолжают использовать старый стиль (юлианский календарь)
1.

Среди традиционных особенностей армянских церковных обрядов выделяются следующие: 6 января отмечается праздник Богоявления, объединяющий Рождество Христово и Крещение; в таинстве Евхаристии используется пресный хлеб и неразбавленное вино; при пении Трисвятого после слов «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» прибавляются слова «Распныйся за ны» или др.; крестятся армяне тремя пальцами, касаясь ими лба, ниже груди, левой, а затем правой стороны груди, и в конце прикладывают ладонь к груди. Варианты крестного знамения, практикуемые в других Церквах, ААЦ воспринимает как естественную поместную традицию. Армяне отмечают т. н. Передовой пост (Араджаворац), наступающий за 3 недели до Великого поста; в дни больших праздников совершается заклание животных (матах), имеющее благотворительный характер. Функция священнослужителя ограничивается освящением соли для матаха.

В армянских храмах мало икон и нет иконостаса, что является следствием местной традиции, исторических условий и общего аскетизма убранства.

Среди верующих армян не принято обязательно хранить в домах иконы, как правило, чаще используется крест. Это связанно с тем, что икона в ААЦ должна быть освящена епископом при помощи святого мира, что в принципе, не может быть массовым явлением, а потому она является скорее храмовой святыней, нежели непременным атрибутом домашней молитвы.


2. Вероучение Армянской Церкви

В ААЦ, как и в других древневосточных Церквах, отсутствует официально утвержденное краткое изложение основ вероучения. Источниками по догматике служат Символы веры, святоотеческие сборники-флорилегии (напр., «Печать веры», VII в.), соборные постановления и вероисповедания наиболее авторитетных богословов: Григора Нарекаци (X в.); католикоса Нерсеса IV Шнорали (в пастырском послании к армянскому народу, в послании к императору Мануилу Комнину и в богословской поэме «Иисус, Сын Единородный Отцу» - XII в.); архиеп. Тарсского Нерсеса Ламбронаци (XII в.)

В ААЦ используются 3 древних Символа веры1. Краткий Символ (I), употребляемый в чине оглашения, вероятно, развился из древних «крещальных вопрошаний». Он гласит: «Веруем: во Святую Троицу, Отца, Сына и Святого Духа; благовещению Гавриила, зачатию Марии, рождению Христа, святотворящему Крещению, спасительному Распятию, и трехдневному погребению, блаженному Воскресению, и Божественному Вознесению, и седению одесную Отца; и еже страшное и преславное Второе Пришествие веруем и исповедуем».



Входящий в чин Божественной литургии ААЦ «средний» Символ (II), в армянской традиции именуемый Никейским, а в научной литературе - «Armeniacum», родственен Никео-Константинопольскому Символу веры и Толкованию на него, приписываемым свт. Афанасию Великому, и восходит предположительно к V в. (древнейшее свидетельство - «История» еп. Себеоса, VII в.), но содержит ряд дополнений.

Пространный (III) Символ, в современной практике ААЦ читаемый священником в начале утреннего богослужения, также предположительно относится к V в. Его текст существенно отличается от вышеупомянутых и содержит формулировки, определяемые концепцией «единой природы» Христа: «едино лице, един вид, и соединен в едином естестве», «тело Его положено бысть во гробе купно с Божеством».

Как следует из Символов веры, в целом догматическое богословие ААЦ основывается на учениях великих отцов Церкви IV-V вв. (святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Кирилла Александрийского) и на догматах, принятых на первых трех Вселенских Соборах (Никейском 325 г., Константинопольском 381 г. и Эфесском 431 г.). Лишь фразы из пространного Символа свидетельствуют о главном отличии армянского вероисповедания от православного, которое содержит исповедание двух естеств во Христе, принятое на IV Вселенском Соборе в Халкидоне (451).

Восточные богословы антихалкидонского направления отказались признать учение о «двух естествах» Христа, увидев здесь возврат к несторианской ереси. Как было сказано выше, армянской делегации не было на самом Соборе; сведения о принятых формулировках дошли позднее и с лингвистическими искажениями, возможно, намеренными. Основывая свое толкование христологического догмата на некоторых определениях главного обличителя несторианства святителя Кирилла Александрийского, противники Халкидонского Собора отстаивали формулу «единая воплощенная природа Бога Слова». За отказ признать учение о двух природах во Христе православные называли своих оппонентов монофизитами (хотя нехалкидонские богословы осуждали монофизитство Евтихия, признающее полное поглощение человечества Христа его Божеством). Не способствовала взаимопониманию и нечеткость терминологии, в особенности значений терминов «естество» («природа») и «ипостась». Еще более эта проблема усложнялась при переводах богословских текстов с греческого на иностранные языки. Православное богословие VI-VII вв., твердо оставаясь на позициях Халкидонского Собора, раскрыло его определение с помощью положений, выработанных в трудах 
Леонтия ВизантийскогоЛеонтия Иерусалимского и прп. Максима Исповедника, синтез которых осуществил в VIII в. прп. Иоанн Дамаскин. Православное учение понимает под естеством предельную, неделимую далее категорию вида (отсюда невозможность «сложной природы»), а под ипостасью (лицом) - индивидуальное, самобытное проявление и трактует соединение Божества и человечества как «воипостазирование» двух природ в «единую сложную ипостась» Христа. На этом христологическом основании основывается учение св. отцов Православной Церкви о «причастности и обожении», получившее развитие в современном православном богословии.

Для противников халкидонского вероопределения признание во Христе двух природ означало признание двух ипостасей (несторианство). Решая вопрос о способе сосуществования в едином лице Христа совершенного Божества и совершенного человечества, «умеренные монофизиты» развили учение о «единой сложной природе Богочеловека». Христологическое учение ААЦ формировалось в оппозиции халкидонскому вероопределению. Его формулировки, содержащиеся в соборных канонах и исповеданиях веры V-XII вв., нередко вырабатывались в ходе регулярно возобновлявшихся переговоров о воссоединении с православной Церковью.

В 726 г. на Соборе ААЦ в Маназкерте были сформулировано вероучение, отвергающее постановления Халкидонского Собора и содержащее концепцию о единой сложной природе Христа, а также анафематствование не согласным с соборными определениями. При этом, существовали православные армянские общины халкидонитов (признающих решения IV Собора)1.

В 1166 г. католикосом Нерсесом IV Шнорали, занявшим престол после Григора III, было составлено изложение вероучения ААЦ для рассмотрения возможности церковного воссоединения. По мнению исследователя И. Троицкого, оно наиболее полно излагает учение ААЦ. В нем содержится, в частности, следующее христологическое учение:

«Исповедуем, что единое из Трех Лиц, Сын Божий, по изволению Отца и Духа Святого, по благовестию Архангела Гавриила, сошел на землю, Им сотворенную и Им непрестанно хранимую, пребыв неотлучно, откуда низшел,- и вместился во чрево Девы (...), прияв от Нея наше греховное и тленное естество, душу, ум и тело, смешав, соединил с безгрешным и чистым естеством Своим, и соделался единым с ними и нераздельным, не пременив естества тела в безтелесность, но только греховное тело соделав безгрешным, тленное - нетленным и смертное - безсмертным. Непременяемый, в самом соединении сохраняя Божественное и человеческое естества, благоизволил девять месяцев пребывать и быть носимым во чреве, родиться от Девы, оставив девство неповрежденным и нерастленным, и Тот же Самый, рожденный от Отца безтелесно, родился от матери с телом, и Сын Божий соделался сыном человеческим,- не так, что один есть Сын Божий, а другой - сын человеческий, чем единый сын разделился бы на двоих, по превратному учению Нестория. Ибо Слово не вселилось в тело, но воплотилось, не изменением, но соединением, и во чреве Девы не Само сотворило Себе тело, (…) но от Девы прияло тело вовсе не чуждое ей, но взятое от Ее же естества, и не призрачно прошло через Нее, словно чрез некий канал, как превратно умствовал Евтихий и его единомышленники, но истинно прияв тело от состава Адамова в новое смешение и чудесное сочетание превыше всякого сравнения и примера, ибо Творец от начала веков не составлял с творением подобного смешения и соединения. (…) И мы, согласно с сим, веруем, что Слово, соделавшееся плотью, по слову евангелиста Иоанна, не превратилось в плоть, утратив свое естество, но, соединясь с телом, истинно соделалось плотью - и осталось безплотным, каким и было исконно. Не иной кто - плоть, и иной - безплотный, но Один и Тот же Иисус Христос есть плоть и безплотный... И Тот же - видимый и невидимый, осязаемый и неосязаемый, временный и безвременный, сын человеческий и Сын Божий, единосущный Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству. Не иной и иной, но единое существо и единое лицо из двух естеств, во
едином Иисусе Христе соединенных, несмесным и нераздельным соединением. (…) - И как мы исповедуем, что от двух естеств соделалось единое и что в соединение не утратилось ни одно из обоих, равно и о воле разумеем мы не так, что Божественная воля во Христе противостояла воле человеческой или человеческая - Божией, но - что у единого существа, двояким соделавшегося, воля была в разные времена иная: иногда Божественная, когда хотел Он явить силу Божественную, иногда человеческая, когда хотел показать смирение человеческое(…). Подобно тому, как в единой самовластной воле Божества было двоякое воление Божественное и человеческое без противления, веруем, что и действие в соединении так же было Божественное и человеческое. Впрочем, мы не приписываем ни высших действий - Божеству без плоти, ни низших - человечеству, взятому отдельно от Божества (…). Ибо Один и Тот же Иисус Христос, будучи человеком, смертным по естеству, и Богом, по естеству безсмертным,- не надвое разделенный по двум соединенным естествам (…), но соединенный из двух противоположных, соделавшись единым,- носил в Себе противоположные ощущения обоих: страдание и смерть человеческого естества, безстрастие и безсмертие - Божественного. (…)»1.

Начало формирования положений армянского церковного права восходит ко времени св. Григория Просветителя. ААЦ приняла решения I-III Вселенских Соборов; позднее они были переведены на армянский язык. К ним были добавлены 55 правил католикоса Саака Великого.

Ряд дисциплинарных правил был принят на Соборе ААЦ в Аштишате (около 354 г.) при католикосе Нерсесе I; они касались вопросов о статусе различных церковных учреждений (монастырей, больниц, школ), а также содержали положения для мирян: правила, касающиеся заключения браков, запрет кровавых жертвоприношений и языческих погребальных обычаев.

В VIII в. католикос Ованнес Одзнеци составил 1-й канонический сборник, в который вошли постановления правила I-III Вселенских Соборов, 30 «правил св. Григория Просветителя»; 88 «правил Афанасия»; 51 - Василия Великого; 55 «правил св. патриарха Саака»; 20 - Шахапиванского Собора (447); 14 - из «Послания еп. Севантия»; 37 - католикоса Нерсеса и еп. Нершапуха (VI в.); 9 - католикоса Ованнеса I (478-490); 3 «правила еп. Авраама Мамиконяна к царю Вачагану Албанскому» (ок. 500); 15 - католикоса Саака III (677-703); 32 правила католикоса Ованнеса III (Двинский Собор, 719/20). В X веке, при католикосе Анании Мокаци, в этот корпус были добавлены еще 16 групп, в т. ч. постановления Соборов в Двине (645, 12 правил) и Партаве (768 или 771, 24 правила). В XI в. корпус был дополнен «постановлениями Каринского Собора» (VII в.; их аутентичность в наст. время считается сомнительной). Претерпев еще ряд переработок, «Книга канонов» ААЦ окончательно оформилась в XVII в., включив около 2 тыс. церковных правил