Файл: 1. Структура и организация Армянской Апостольской Церкви 7 Вероучение Армянской Апостольской Церкви 13.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.
В конце XII в. армянский ученый Мхитар Гош составил юридический справочник под названием «Книга судебных постановлений» (Судебник). В этом труде, пользовавшемся в ААЦ большим авторитетом, были собраны отдельные канонические правила, сопровожденные толкованием. Около 1265 г. появился Судебник Смбата, в котором юридические тексты были систематизированы, переведены на разговорный армянский язык и сведены в 177 статей, касающихся церковного, гражданского и государственного права.
Современное законодательство ААЦ, основанное как на канонической традиции средневековья, так и на законоположениях XIX в., развивается со времени легализации Церкви в СССР в 40-х гг. XX в. В состав Церковно-Национального Собора, входят как духовные лица (около 25% участников), так и светские делегаты, избираемые армянскими общинами по всему миру. Собор избирает тайным голосованием Верховного Патриарха и Католикоса всех армян и имеет право сместить его в чрезвычайных случаях.
Традиционно существовавшие при Эчмиадзинском престоле органы высшего управления Церковью в XX в. претерпели значительную эволюцию. В 20-х гг. ХХ в., Синод ААЦ был преобразован в Высший Духовный Совет, собиравшийся нерегулярно. В 1955 г. на его основе был учрежден Архиерейский Синод, который в настоящее время включает всех епископов ААЦ и собирается периодически для решения важнейших вопросов веры, и организации внутрицерковной жизни2. Кроме того, при Католикосе всех армян продолжает действовать на постоянной основе Высший Духовный Совет, в состав которого наряду с иерархами входят представители армянских общин из числа мирян (ученые, видные общественные деятели).
3. Особенности взаимоотношений Армянской Церкви с внешним миром: межконфессиональный диалог и национальная политика
В настоящее время Армянская Апостольская Церковь участвует в межконфессиональном диалоге с другими христианскими конфессиями, в том числе с Русской Православной Церковью (Московского Патриархата).
Необходимо сказать, что новый этап диалога по вопросу церковного единства начался после Второй мировой войны. С одной стороны, это было связано с некоторым смягчением антирелигиозной политики партийно-государственного руководства СССР. С другой стороны, с началом международного экуменического движения (имеющего лишь вид конструктивного диалога, но на деле приносящего вред, прежде всего, православному вероучению и православной традиции).
В ходе многочисленных неофициальных консультаций (Орхус, Дания, 1964; Бристоль, Великобритания, 1967; Женева, Швейцария, 1970 и др.) представители ААЦ сделали ряд докладов: «Доктрина о лице Иисуса Христа в Армянской Церкви», «Христология в литургической традиции Армянской Церкви», «Историко-богословское обозрение анафематствования Армянской Церковью IV Вселенского Собора»
1.
В сентябре 1990 г. в Шамбези (Швейцария) было принято «Второе общее заявление и предложения Церквам» Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами, однако его решение об отсутствии догматических расхождений в области христологии не было принято Церквами как окончательное.
Предстоятели Церквей приняли решение о начале прямого двустороннего диалога между РПЦ и ААЦ по самому широкому спектру вопросов. 6 июля 2000 г. на переговорах в Москве председателей ОВЦС обеих Церквей митр. Смоленского и Калининградского Кирилла и епископа Езника Петросяна были достигнуты договоренности о начале совместного обсуждения наиболее актуальных проблем современности, а также богословского диалога, который должен быть тщательно подготовлен и основываться на серьезной совместной исследовательской работе богословов и ученых обеих Церквей. При должен содержать вопросы иконопочитания, агиологии, почитания святых, значительное место может занять изучение темы Священного Предания, в частности места и роли в Церкви Вселенских Соборов. 13-16 февр. 2001 г. в Эчмиадзине состоялось первое двустороннее собеседование между делегациями РПЦ и ААЦ, посвященное социальной доктрине Церкви.
После визита в Армению, приуроченного к празднованию 1700-летия принятия Арменией христианства как государственной религии (22-23 сент. 2001), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II охарактеризовал отношения РПЦ и ААЦ как тесные и братские. Московский Патриархат поддерживает деловые отношения с главой Новонахичеванской и Российской епархии епископом Езрасом, более того, отмечались факты получения образования священством ААЦ в учебных заведениях РПЦ МП.
РПЦ представлена на территории Армении 5 приходами (главный - Свято-Покровский храм в Ереване), в которых служат 2 священника и 1 диакон. Приходы канонически подчинены Майкопской епархии; в наст. время изучается вопрос о придании им статуса, соответствующего уровню добрососедских отношений России с независимым Армянским государством1.
20 марта 2001 г. в Москве состоялось первое заседание координационного комитета с участием представителей РПЦ и Коптской, Сирийской и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквей. На встрече с участниками Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо отметил важное значение дальнейшего межконфессионального богословского диалога, необходимость придать новый импульс дальнейшему изучению разных богословских традиций, прежде всего, в области христологической терминологии. При этом, по мнению Алексия II, важно приложить максимум усилий не для защиты документов или формул согласия, а для обретения самого этого согласия в вопросах веры. Обсуждение богословской проблематики началось также в рамках прямого диалога РПЦ и ААЦ, для проведения которого создана богословская комиссия (по 6 представителей от каждой Церкви). Здесь необходимо сказать о допустимости согласия в вопросах веры путем устранения терминологической неточности, а также необоснованных взаимных обвинений, и строгого следования позиции Вселенских Соборов. Из вышеизложенного ясно, что спор о терминах и неточность перевода послужили ещё в V веке основой для отпадения ААЦ от Православия. В то же время неприемлемо экуменическое единство ради единства, основанное не на истинности веры, а на политических соображениях.
Армянская Церковь в настоящее время, как и на протяжении веков, продолжает позиционировать себя, не только как хранительницу апостольского учения и преемственности, но и как национальную Церковь – главный стержень духовной жизни и основу самоидентификации армянского народа. Последнее рассматривается вне зависимости от места проживания конкретного армянина – на исторической родине или в диаспоре, за рубежом. В то же время подлинными армянами, как отмечает О. Ованесян в статье «Современные проблемы армянства в религиозной плоскости», ААЦ традиционно считает только своих последователей, рассматривая армянскую национальную идентичность, прежде всего, в зависимости от идентичности религиозной1. Необходимо указать на тот факт, что в историческом процессе рассеивания армянских общин по зарубежным странам, большие и малые группы армян переходили в другие христианские конфессии – в Римско-Католическую Церковь, в протестантизм. Значительная часть армян (в основном, в диаспоре) традиционно придерживается Православия (т.н. армяне-халкидониты, по выражению В. А. Арутюновой-Фиданян)2. Некоторая часть армян в ходе гонений вынуждена была перейти в ислам.
Тем не менее, несмотря на существенные различия в вероисповедании, все вышеперечисленные группы сохраняют армянскую национальную идентичность, что является существенным фактором консолидации армянского народа. Тот же Ованесян считает необходимым повышение уровня религиозной терпимости в официальной политике ААЦ, допуская конфессиональное разнообразие среди армянства, но при четком соблюдении этнической однородности. Такое мнение поддерживают А. Симаворян и О. Овян в статье «Формы и механизмы консолидации конфессиональных сегментов армянства», указывая на армянский национализм как на главную платформу единства армян разной религиозной и конфессиональной принадлежности1. Причем, все трое авторов считают необходимым консолидацию именно армян-григорианцев, армян-католиков и армян-евангелистов, умалчивая при этом об армянах православного вероисповедания.
Во взаимоотношениях ААЦ и политического руководства Республики Армения определяющим началом является позиция конструктивного сотрудничества в армянских национальных интересах. В. Будкин в статье «Государство и религия на постсоветском пространстве» отмечает в качестве примера, участие как светских властей Армении в выборах католикоса Гарегина I, так и национально-ориентированную позицию ААЦ, позволяющую снизить накал партийных противоречий в политических процессах республики. Свыше 80 % населения Республики Армения – верующие ААЦ, что при всем конфессиональном разнообразии определяет её
доминирующее значение в религиозной жизни страны2.
Заключение
В данной работе были рассмотрены вопросы современного состояния Армянской Апостольской Церкви, включая структурно-организационный аспект, вопросы вероучения, ряд особенностей обрядовой и богослужебной практики. Проанализированы тенденции межконфессионального диалога, позиция ААЦ в национальном и государственном вопросе. Также сделан краткий исторический экскурс с целью понимания современной вероисповедной концепции ААЦ. Подводя итог работы, следует сделать несколько выводов.
Во-первых, в настоящее время официальная позиция ААЦ в вопросах вероисповедания соотносится с позицией Армянской Церкви, выработанной в VI-VII веках (от II Двинского до Маназкертского Соборов). Отпадение от Православия путем непризнания IV Вселенского Халкидонского Собора вызвало обособление Армянской Церкви и со временем только усилило религиозные различия. Вместе с тем, ересь Евтихия (монофизитство), осужденная в Халкидоне, была также осуждена в ААЦ: христологическое учение ААЦ отличается от концепции Евтихия. Как и в V-VII веках большое значение здесь имеют расхождения в лингвистическом толковании греческих терминов при переводе на армянский язык, а также, по нашему мнению, национально-политические мотивы. Во времена Византии иерархи ААЦ стремились к обособлению как к религиозному (с апелляцией к сохранению неизменного апостольского учения), так и к национальному (сохранение армянства в противовес византийской экспансии). Тем не менее, конструктивный диалог между ААЦ и Поместными Православными Церквами возможен, каноническое же воссодинение требует признания не только Халкидонского, но и последующих, V-VII Вселенских Соборов, а также пересмотр ряда богослужебных и обрядовых традиций (в первую очередь, являющихся следствием вероисповедных отличий).
Во-вторых, Армянская Апостольская Церковь имеет развитую структуру и сложную, масштабную организацию, охватывающую примерно 9 млн. верующих в Армении и зарубежных странах. Первоиерархом является Верховный Патриарх и Католикос всех армян, возглавляющий Эчмиадзинский Католикосат, Гарегин II. Существует и Киликийский Католикосат, отношения которого с Эчмиадзином традиционно остаются сложными; а также два Патриархата – Константинопольский и Иерусалимский. Данное устройство является исторически обусловленным. В России ААЦ представлена Российской и Ново-Нахичеванской епархией во главе с архиепископом Е. Нерсисяном, а также епархией юга России во главе с М. Мовсесяном.
В-третьих, в настоящее время Армянская Апостольская Церковь участвует в межконфессиональном диалоге с другими христианскими конфессиями, в том числе с Русской Православной Церковью (Московского Патриархата). Кроме того, Армянская Церковь в настоящее время, как и на протяжении веков, продолжает позиционировать себя, не только как хранительницу апостольского учения и преемственности, но и как национальную Церковь – главный стержень духовной жизни и основу самоидентификации армянского народа. Представители ААЦ также участвуют в социально-политической жизни армянского государства, где верующие армяне-григорианцы составляют порядка 80% среди вероисповеданий.
Армянская Апостольская Церковь на сегодняшний день является не только одной из крупнейших Древневосточных Церквей, но и духовным центром консолидации армянского народа, как в Армении, так и за её пределами.
Список литературы
1. Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал «Православная энциклопедия» [электрон. ресурс] – Код доступа: http://www.pravenc.ru/text/76124.html
2. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты. Терминология. // Вестник ПСТГУ. Филология. – 2013. – Вып. 5 (35). - С. 9-20.
3. Будкин В. Государство и религия на постсоветском пространстве.// Кавказ и глобализация. – Вып. 5 . Т.1 – 2007. – С. 24-46.
4. Ованесян О. Современные проблемы армянства в религиозной плоскости. //21-й век. – 2012. - № 2 (22). – С. 23-36.
5. Симаворян А., Овян О. Формы и механизмы консолидации конфессиональных сегментов армянства.// 21-й век. – 2012. - № 2 (22). – С. 37-51.
6. Христианство Армении. Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах [электрон. ресурс]. – Код доступа: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1142436
1 Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал «Православная энциклопедия» [электрон. ресурс] – Код доступа: http://www.pravenc.ru/text/76124.html
1 Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал «Православная энциклопедия» [электрон. ресурс] – Код доступа: http://www.pravenc.ru/text/76124.html
1 Христианство Армении. Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах [электрон. ресурс]. – Код доступа: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1142436
1 Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал «Православная энциклопедия» [электрон. ресурс] – Код доступа: http://www.pravenc.ru/text/76124.html
1 Христианство Армении. Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах [электрон. ресурс]. – Код доступа: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1142436
В конце XII в. армянский ученый Мхитар Гош составил юридический справочник под названием «Книга судебных постановлений» (Судебник). В этом труде, пользовавшемся в ААЦ большим авторитетом, были собраны отдельные канонические правила, сопровожденные толкованием. Около 1265 г. появился Судебник Смбата, в котором юридические тексты были систематизированы, переведены на разговорный армянский язык и сведены в 177 статей, касающихся церковного, гражданского и государственного права.
Современное законодательство ААЦ, основанное как на канонической традиции средневековья, так и на законоположениях XIX в., развивается со времени легализации Церкви в СССР в 40-х гг. XX в. В состав Церковно-Национального Собора, входят как духовные лица (около 25% участников), так и светские делегаты, избираемые армянскими общинами по всему миру. Собор избирает тайным голосованием Верховного Патриарха и Католикоса всех армян и имеет право сместить его в чрезвычайных случаях.
Традиционно существовавшие при Эчмиадзинском престоле органы высшего управления Церковью в XX в. претерпели значительную эволюцию. В 20-х гг. ХХ в., Синод ААЦ был преобразован в Высший Духовный Совет, собиравшийся нерегулярно. В 1955 г. на его основе был учрежден Архиерейский Синод, который в настоящее время включает всех епископов ААЦ и собирается периодически для решения важнейших вопросов веры, и организации внутрицерковной жизни2. Кроме того, при Католикосе всех армян продолжает действовать на постоянной основе Высший Духовный Совет, в состав которого наряду с иерархами входят представители армянских общин из числа мирян (ученые, видные общественные деятели).
3. Особенности взаимоотношений Армянской Церкви с внешним миром: межконфессиональный диалог и национальная политика
В настоящее время Армянская Апостольская Церковь участвует в межконфессиональном диалоге с другими христианскими конфессиями, в том числе с Русской Православной Церковью (Московского Патриархата).
Необходимо сказать, что новый этап диалога по вопросу церковного единства начался после Второй мировой войны. С одной стороны, это было связано с некоторым смягчением антирелигиозной политики партийно-государственного руководства СССР. С другой стороны, с началом международного экуменического движения (имеющего лишь вид конструктивного диалога, но на деле приносящего вред, прежде всего, православному вероучению и православной традиции).
В ходе многочисленных неофициальных консультаций (Орхус, Дания, 1964; Бристоль, Великобритания, 1967; Женева, Швейцария, 1970 и др.) представители ААЦ сделали ряд докладов: «Доктрина о лице Иисуса Христа в Армянской Церкви», «Христология в литургической традиции Армянской Церкви», «Историко-богословское обозрение анафематствования Армянской Церковью IV Вселенского Собора»
1.
В сентябре 1990 г. в Шамбези (Швейцария) было принято «Второе общее заявление и предложения Церквам» Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами, однако его решение об отсутствии догматических расхождений в области христологии не было принято Церквами как окончательное.
Предстоятели Церквей приняли решение о начале прямого двустороннего диалога между РПЦ и ААЦ по самому широкому спектру вопросов. 6 июля 2000 г. на переговорах в Москве председателей ОВЦС обеих Церквей митр. Смоленского и Калининградского Кирилла и епископа Езника Петросяна были достигнуты договоренности о начале совместного обсуждения наиболее актуальных проблем современности, а также богословского диалога, который должен быть тщательно подготовлен и основываться на серьезной совместной исследовательской работе богословов и ученых обеих Церквей. При должен содержать вопросы иконопочитания, агиологии, почитания святых, значительное место может занять изучение темы Священного Предания, в частности места и роли в Церкви Вселенских Соборов. 13-16 февр. 2001 г. в Эчмиадзине состоялось первое двустороннее собеседование между делегациями РПЦ и ААЦ, посвященное социальной доктрине Церкви.
После визита в Армению, приуроченного к празднованию 1700-летия принятия Арменией христианства как государственной религии (22-23 сент. 2001), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II охарактеризовал отношения РПЦ и ААЦ как тесные и братские. Московский Патриархат поддерживает деловые отношения с главой Новонахичеванской и Российской епархии епископом Езрасом, более того, отмечались факты получения образования священством ААЦ в учебных заведениях РПЦ МП.
РПЦ представлена на территории Армении 5 приходами (главный - Свято-Покровский храм в Ереване), в которых служат 2 священника и 1 диакон. Приходы канонически подчинены Майкопской епархии; в наст. время изучается вопрос о придании им статуса, соответствующего уровню добрососедских отношений России с независимым Армянским государством1.
20 марта 2001 г. в Москве состоялось первое заседание координационного комитета с участием представителей РПЦ и Коптской, Сирийской и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквей. На встрече с участниками Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо отметил важное значение дальнейшего межконфессионального богословского диалога, необходимость придать новый импульс дальнейшему изучению разных богословских традиций, прежде всего, в области христологической терминологии. При этом, по мнению Алексия II, важно приложить максимум усилий не для защиты документов или формул согласия, а для обретения самого этого согласия в вопросах веры. Обсуждение богословской проблематики началось также в рамках прямого диалога РПЦ и ААЦ, для проведения которого создана богословская комиссия (по 6 представителей от каждой Церкви). Здесь необходимо сказать о допустимости согласия в вопросах веры путем устранения терминологической неточности, а также необоснованных взаимных обвинений, и строгого следования позиции Вселенских Соборов. Из вышеизложенного ясно, что спор о терминах и неточность перевода послужили ещё в V веке основой для отпадения ААЦ от Православия. В то же время неприемлемо экуменическое единство ради единства, основанное не на истинности веры, а на политических соображениях.
Армянская Церковь в настоящее время, как и на протяжении веков, продолжает позиционировать себя, не только как хранительницу апостольского учения и преемственности, но и как национальную Церковь – главный стержень духовной жизни и основу самоидентификации армянского народа. Последнее рассматривается вне зависимости от места проживания конкретного армянина – на исторической родине или в диаспоре, за рубежом. В то же время подлинными армянами, как отмечает О. Ованесян в статье «Современные проблемы армянства в религиозной плоскости», ААЦ традиционно считает только своих последователей, рассматривая армянскую национальную идентичность, прежде всего, в зависимости от идентичности религиозной1. Необходимо указать на тот факт, что в историческом процессе рассеивания армянских общин по зарубежным странам, большие и малые группы армян переходили в другие христианские конфессии – в Римско-Католическую Церковь, в протестантизм. Значительная часть армян (в основном, в диаспоре) традиционно придерживается Православия (т.н. армяне-халкидониты, по выражению В. А. Арутюновой-Фиданян)2. Некоторая часть армян в ходе гонений вынуждена была перейти в ислам.
Тем не менее, несмотря на существенные различия в вероисповедании, все вышеперечисленные группы сохраняют армянскую национальную идентичность, что является существенным фактором консолидации армянского народа. Тот же Ованесян считает необходимым повышение уровня религиозной терпимости в официальной политике ААЦ, допуская конфессиональное разнообразие среди армянства, но при четком соблюдении этнической однородности. Такое мнение поддерживают А. Симаворян и О. Овян в статье «Формы и механизмы консолидации конфессиональных сегментов армянства», указывая на армянский национализм как на главную платформу единства армян разной религиозной и конфессиональной принадлежности1. Причем, все трое авторов считают необходимым консолидацию именно армян-григорианцев, армян-католиков и армян-евангелистов, умалчивая при этом об армянах православного вероисповедания.
Во взаимоотношениях ААЦ и политического руководства Республики Армения определяющим началом является позиция конструктивного сотрудничества в армянских национальных интересах. В. Будкин в статье «Государство и религия на постсоветском пространстве» отмечает в качестве примера, участие как светских властей Армении в выборах католикоса Гарегина I, так и национально-ориентированную позицию ААЦ, позволяющую снизить накал партийных противоречий в политических процессах республики. Свыше 80 % населения Республики Армения – верующие ААЦ, что при всем конфессиональном разнообразии определяет её
доминирующее значение в религиозной жизни страны2.
Заключение
В данной работе были рассмотрены вопросы современного состояния Армянской Апостольской Церкви, включая структурно-организационный аспект, вопросы вероучения, ряд особенностей обрядовой и богослужебной практики. Проанализированы тенденции межконфессионального диалога, позиция ААЦ в национальном и государственном вопросе. Также сделан краткий исторический экскурс с целью понимания современной вероисповедной концепции ААЦ. Подводя итог работы, следует сделать несколько выводов.
Во-первых, в настоящее время официальная позиция ААЦ в вопросах вероисповедания соотносится с позицией Армянской Церкви, выработанной в VI-VII веках (от II Двинского до Маназкертского Соборов). Отпадение от Православия путем непризнания IV Вселенского Халкидонского Собора вызвало обособление Армянской Церкви и со временем только усилило религиозные различия. Вместе с тем, ересь Евтихия (монофизитство), осужденная в Халкидоне, была также осуждена в ААЦ: христологическое учение ААЦ отличается от концепции Евтихия. Как и в V-VII веках большое значение здесь имеют расхождения в лингвистическом толковании греческих терминов при переводе на армянский язык, а также, по нашему мнению, национально-политические мотивы. Во времена Византии иерархи ААЦ стремились к обособлению как к религиозному (с апелляцией к сохранению неизменного апостольского учения), так и к национальному (сохранение армянства в противовес византийской экспансии). Тем не менее, конструктивный диалог между ААЦ и Поместными Православными Церквами возможен, каноническое же воссодинение требует признания не только Халкидонского, но и последующих, V-VII Вселенских Соборов, а также пересмотр ряда богослужебных и обрядовых традиций (в первую очередь, являющихся следствием вероисповедных отличий).
Во-вторых, Армянская Апостольская Церковь имеет развитую структуру и сложную, масштабную организацию, охватывающую примерно 9 млн. верующих в Армении и зарубежных странах. Первоиерархом является Верховный Патриарх и Католикос всех армян, возглавляющий Эчмиадзинский Католикосат, Гарегин II. Существует и Киликийский Католикосат, отношения которого с Эчмиадзином традиционно остаются сложными; а также два Патриархата – Константинопольский и Иерусалимский. Данное устройство является исторически обусловленным. В России ААЦ представлена Российской и Ново-Нахичеванской епархией во главе с архиепископом Е. Нерсисяном, а также епархией юга России во главе с М. Мовсесяном.
В-третьих, в настоящее время Армянская Апостольская Церковь участвует в межконфессиональном диалоге с другими христианскими конфессиями, в том числе с Русской Православной Церковью (Московского Патриархата). Кроме того, Армянская Церковь в настоящее время, как и на протяжении веков, продолжает позиционировать себя, не только как хранительницу апостольского учения и преемственности, но и как национальную Церковь – главный стержень духовной жизни и основу самоидентификации армянского народа. Представители ААЦ также участвуют в социально-политической жизни армянского государства, где верующие армяне-григорианцы составляют порядка 80% среди вероисповеданий.
Армянская Апостольская Церковь на сегодняшний день является не только одной из крупнейших Древневосточных Церквей, но и духовным центром консолидации армянского народа, как в Армении, так и за её пределами.
Список литературы
1. Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал «Православная энциклопедия» [электрон. ресурс] – Код доступа: http://www.pravenc.ru/text/76124.html
2. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты. Терминология. // Вестник ПСТГУ. Филология. – 2013. – Вып. 5 (35). - С. 9-20.
3. Будкин В. Государство и религия на постсоветском пространстве.// Кавказ и глобализация. – Вып. 5 . Т.1 – 2007. – С. 24-46.
4. Ованесян О. Современные проблемы армянства в религиозной плоскости. //21-й век. – 2012. - № 2 (22). – С. 23-36.
5. Симаворян А., Овян О. Формы и механизмы консолидации конфессиональных сегментов армянства.// 21-й век. – 2012. - № 2 (22). – С. 37-51.
6. Христианство Армении. Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах [электрон. ресурс]. – Код доступа: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1142436
1 Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал «Православная энциклопедия» [электрон. ресурс] – Код доступа: http://www.pravenc.ru/text/76124.html
1 Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал «Православная энциклопедия» [электрон. ресурс] – Код доступа: http://www.pravenc.ru/text/76124.html
1 Христианство Армении. Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах [электрон. ресурс]. – Код доступа: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1142436
1 Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал «Православная энциклопедия» [электрон. ресурс] – Код доступа: http://www.pravenc.ru/text/76124.html
1 Христианство Армении. Армянская Апостольская Церковь. Интернет-портал храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах [электрон. ресурс]. – Код доступа: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1142436