Файл: Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 345
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В.С. Аханов при формировании критериев относимости к огнестрельному оружию, выделил пять элементов:
1) наличие пускового канала ствола, направляющего снаряд в цель;
2) наличие камеры заряжания и сгорания взрывчатого вещества, запираемой
в казенной части затвором, казенником, щитком колодки и т.д.;
3) наличие механизма, который воспламеняет заряд;
4) нанесения повреждений снарядом, который обладает необходимой начальной скоростью;
5) достаточная прочность механизма, безопасность и безотказность его
применения и многократность использования.
По ч.4 ст.222 УК РФ ответственность наступает за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия.
Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст.223 УК РФ, большинство авторов определяет так же, как и в составе, предусмотренном ст.222 УК РФ. Но встречается и такое определение – это «общественная безопасность в сфере производства и оборота оружия (огнестрельного, газового и холодного)».3 То есть данным определением охватывается безопасность не только в сфере оборота оружия, но и его производства.
Дополнительным объектом указанного преступления при его совершении с применением насилия или угрозой его применения могут выступать жизнь и здоровье людей.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст.222 УК РФ, заключается совершении следующих альтернативных действий: «приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского, огнестрельного гладкоствольного, длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему)».2 Представляется, что такое объединение нескольких элементов незаконного оборота оружия в одном составе обусловлено тем, что в реальной действительности отдельные преступные действия в отношении оружия практически не встречаются обособленно, чаще всего они находятся во взаимосвязи. Так, например, если лицо приобретает оружие, то, очевидно, что далее следует его хранение или ношение данным лицом. Или другой пример – сбыт оружия одним лицом предполагает, что оно будет приобретено другим лицом. В ч.4 ст.222 УК речь идет только об одном действии – незаконном сбыте, при этом отличается предмет преступления, о чем будет говориться далее. Следует обратить внимание на то, что вышеперечисленные действия должны иметь незаконный характер, то есть противоречить правилам оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, установленных законодательством. Содержание каждого выше обозначенного действия раскрыто в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2020 г. N 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств". Те же самые действия образуют объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 2221УК РФ.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст.222 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления «осознает, что незаконно приобретает, передает, сбывает, хранит, перевозит или носит огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы, осознает общественную опасность своих действий и желает совершить эти действия». 1 Деяние, предусмотренное ч.4 ст.222 УК также совершается с прямым умыслом.
Цели и мотивы преступления могут быть различны. И.И. Бикеев считает, что применительно к анализируемому составу наиболее распространены такие низменные мотивы преступления, как корысть, месть, не конкретизированная подготовка к вероятному совершению преступления, приготовление к конкретному преступлению, желание запугать, использование в иных противоправных целях.
Также он считает, что любые мотивы совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 222 и 223 УК РФ, связанные с неправовым воздействием на человека, организации, государство, следует относить к низменным, так как стремление к приобретению контроля над жизнью и здоровьем других людей безнравственно. Исключение могут составлять случаи, когда лицо приобретает, изготавливает, ремонтирует и владеет предметами вооружения хотя и незаконно, но с социально-полезным мотивом (например, таковыми могут являться желание противостоять преступникам, ложно понятые интересы службы, помощь беззащитным и т.д.). Также к мотивам, лишенным низменного характера, можно отнести мотивы, вытекающие из вынужденного поведения, к которому можно отнести физическое или психическое насилие, стечение тяжелых жизненных обстоятельств.
Если говорить о целях данного преступления, то здесь можно говорить об основной цели (иметь, а при сбыте или передаче – избавиться от предметов преступления) и других целях _ конечных, для осуществления которых лицом совершаются предусмотренные ст. 222 УК действия. При этом основная цель является средством достижения конечных целей, которые, чаще всего, сопряжены с использованием оружия и боеприпасов. При совершении данного преступления лицо может преследовать различные цели: использование вооружения, чтобы заниматься охотой или спортом, для самообороны или коллекционирования и т.п. Эти цели изменчивы под влиянием различных обстоятельств.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст.222 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления осознает незаконность приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки, ношения взрывчатых веществ или взрывных устройств, осознает общественную опасность своих действий и желает совершить эти действия. Мотивы и цели могут быть такими же, как в составе преступления, предусмотренном ст.222 УК РФ.
Если исходить из смысла ст.19 УК, субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного уголовным законом возраста.
Субъектом преступлений, предусмотренных ст.ст.222, 223, 224, 225, 2261 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.
Субъектом преступлений, предусмотренных ст.ст.2221 , 2231 и 226 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее 14 лет.
Если говорить о преступлении, предусмотренном ст.222 УК РФ, то существует точка зрения о целесообразности снижения возраста привлечения к уголовной ответственности за данное преступление до 14 лет. Вероятно, это связано с распространенностью данного деяния. В современных реалиях уровень развития и социальной адаптации подростков старшего возраста зачастую опережает их настоящий возраст, поэтому они уже осознают общественную опасность обращения с оружием и ценность обладания им. В подтверждение этому можно привести результаты опроса, проведенного среди учащихся 8-х классов, достигших 14-летнего возраста.
Так, из общего числа опрошенных 87% понимают, что незаконное использование оружия является общественно опасным деянием, то есть способно повлечь причинение вреда охраняемым законом общественным отношениям, а 70% опрошенных считают, что знание о том, что уголовная ответственность за незаконные действия с оружием (его приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение) установлена с 14 лет, способно предостеречь подростка от совершения данных преступлений. Как правило, оружие в руках несовершеннолетнего демонстрирует его готовность совершения корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Установление уголовной ответственности с 14 лет может иметь важное превентивное значение.
Необходимо сказать, что лица в возрасте от 14 до 16 лет в случае приобретения ими огнестрельного оружия, а также его изготовления или ремонта для совершения в дальнейшем преступлений, могут нести уголовную ответственность за приготовление к совершению тяжкого и особо тяжкого преступления с применением огнестрельного оружия (например, за приготовление к убийству или разбойному нападению).
2.2. Квалифицирующие признаки преступлений в сфере незаконного оборота оружия.
Квалифицированным видом незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов является совершение указанных действий группой лиц по предварительному сговору (ч.2 ст.222 УК РФ). Понятие группы лиц по предварительному сговору дается в ч.2 ст.35 УК РФ. «Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления».
Соучастие с предварительным сговором имеет место в случаях, когда он состоялся заранее, до начала совершения преступления. Это обеспечивает взаимную осведомленность о том, в совершении какого именно преступления предполагается участвовать и в какой роли, а также более высокий уровень согласованности. Время, прошедшее от достижения согласия до начала совершения преступления, не влияет на определение формы соучастия. Сговор, как правило, касается целей совершения преступления, способа, места, времени, дележа прибыли. Форма сговора не имеет уголовно-правового значения. Она может быть словесная (устная или письменная), молчаливая, выраженная жестами, мимикой.
Способ сговора - путем непосредственного общения, передачи согласия через третьих лиц или с помощью средств связи - также не важен. Сговор будет считаться предварительным несмотря на то, имел ли он место задолго до деяния или непосредственно перед его началом. При этом продолжительность промежутка времени между сговором о совершении преступления и самим его совершением не влияет на квалификацию преступления, а может лишь свидетельствовать о степени общественной опасности преступления и лиц, его совершивших. Преступление будет считаться совершенным группой лиц по предварительному сговору даже, если некоторые из участвующих лиц не будут привлекаться к уголовной ответственности в силу не достижения возраста уголовной ответственности или невменяемости.
Необходимо отметить, что «если незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов совершено группой лиц без предварительного сговора, содеянное подлежит квалификации по ч. 1 ст. 222 УК РФ. При этом суд при постановлении приговора при наличии соответствующих оснований, предусмотренных ч.1 ст.35 УК РФ, имеет право признать совершение преступления в составе группы лиц без предварительного сговора в качества обстоятельства, отягчающего наказание по п. «в» ч. 1 ст. 63 УК РФ.
Следует также отметить, что в теории уголовного права и судебной практике возникают вопросы по поводу того, какие формы соучастия понимать под группой лиц по предварительному сговору. По мнению В.С. Комиссарова, группу лиц по предварительному сговору, предусмотренную в Особенной части Уголовного кодекса РФ как квалифицирующий признак, необходимо характеризовать исключительно как соисполнительство, то есть как форму, при которой все участники группы выступают исполнителями преступления и совместно достигают цели совершения преступного посягательства.2 В противоположность этому С.М. Кочои полагает, что «ограничение формы соучастия в п. «а» части второй ст. 158 УК РФ соисполнительством... не основано на законе», так как является обязательным признаком только группы, предусмотренной частью первой ст. 35 УК РФ». Думается, такую позицию можно применить и в нашем случае. Таким образом, под группой лиц по предварительному сговору необходимо понимать две формы соучастия: сложное (с распределением ролей) и простое (соисполнительство).
Особо квалифицированным видом является совершение преступления организованной группой (ч.3 ст.222 УК РФ). Понятие организованной группы дается в ч.3 ст.35 УК РФ. «Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений».
Отличие организованной группы от группы лиц по предварительному сговору состоит в признаках устойчивости и организованности. Признак устойчивости характеризуется объединением двух и более лиц на сравнительно продолжительное время для совершения одного или нескольких преступлений, при этом оно должно быть сопряжено с длительной совместной подготовкой либо сложным исполнением. Это может быть время, которое истекло с момента формирования группы до момента совершения первого преступления. Или отрезок времени, в пределах которого ее участниками были совершены преступления.
Под организованностью понимается подчинение участников группы указаниям одного или нескольких лиц, решимость организованно достигать осуществления преступных намерений. Как правило, такая группа тщательно подходит к планированию и подготовке к преступлению, распределению ролей между соучастниками, оснащению техникой и т.д.
Таким образом, для того, чтобы квалифицировать преступление, как совершенное организованной преступной группой, необходимо установить два наиболее значимых признака: признак устойчивости и совершения преступлений как цель группы.
Также в научной литературе встречаются точки зрения, согласно которым мнения организованная преступная группа может иметь и иные признаки. Так, В. Быков в качестве дополнительных признаков организованной преступной указывает «формирование психологической структуры группы, выдвижение лидера, распределение ролей при совершении преступления, подготовка к совершению преступления, использование сложных способов совершения преступления, строгая дисциплина, замена личных отношений на деловые, распределение преступных доходов, создание специального денежного фонда».
Однако можно сказать, что перечисленные признаки являются криминологической характеристикой устойчивости, которые никак не влияют на квалификацию совершения преступления, а могут лишь служить неким ориентиром для правоприменителя.