Файл: Москва 2 0 1 9министерство транспорта российской федерациифедеральное государственное бюджетное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М о с к в а – 2 0 1 9
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»
8/12
НЕТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ
СОСТАВ
(практические занятия)

УДК 629.45/.46
Н576
Р е ц е н з е н т ы : доктор технических наук, профессор,
заведующий кафедрой «Нетяговый подвижной состав» К.А. Сергеев РОАТ РУТ (МИИТ)
доктор технических наук, профессор кафедры
«Вагоны и вагонное хозяйство» А.И. Быков
РУТ(МИИТ);
Нетяговый подвижной состав (практические занятия):
Н576 уч. пос. / О.И. Садыкова, О.Ю. Кривич, О.И. Миронен- ко, Б.В. Смагин. – Москва: Российский университет транспорта (МИИТ), 2019. – 73 с.
ISBN
978-5-7473-0933-3
Изложены вопросы вагоностроения, устройства основных де- талей и узлов вагона и их назначения. Приведена методика оцен- ки состояния основных элементов вагона. Даны рекомендации для овладения методикой обследования оценки состояния основных элементов вагона. Описаны задания на практические занятия по дисциплине «Нетяговый подвижной состав»
Предназначено для студентов 3 курса, обучающихся по специаль- ности 23.05.04 Эксплуатация железных дорог.
УДК 629.45/.46
©
Российский университет
ISBN 978-5-7473-0933-3 транспорта (МИИТ), 2019

3
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НЕТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ»
№ п/п
Курс
Тема (раздел) учебной дисциплины
Наименование практического занятия
Всего часов /
из них часов в интерактив- ной форме
1 2
3 4
5 1
3
Раздел 1. Обзор не- тягового подвижного состава
Ознакомление с ти- пами грузовых ваго- нов
1/0 2
3
Раздел 2. Конструк- ция вагонов. Назна- чение и устройство основных узлов ва- гонов
Ознакомление с га- баритными возмож- ностями железных дорог России и за рубежом. Построение габаритных рамок
1/0 3
3
Раздел 2. Конструк- ция вагонов. Назна- чение и устройство основных узлов ва- гонов
Ознакомление с технико-экономиче- скими показателями вагонoв
1/0 4
3
Раздел 2. Конструк- ция вагонов. Назна- чение и устройство основных узлов ва- гонов
Абсолютный шаблон.
Его изучение. Сбор- ка и разборка букс.
Ознакомление с кон- струкцией букс
1/1 5
3
Раздел 2. Конструк- ция вагонов. Назна- чение и устройство основных узлов ва- гонов
Сборка и разборка гасителя. Ознакомле- ние с конструкцией гидравлического гасителя колебаний.
Тормозная система вагона
2/2 6
3
Раздел 3. Виды и типы вагонов
Изучение особенно- стей расположения и взаимодействия частей автосцепного оборудования
2/1


4
П
РАКТИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ
1
Тема:
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТИПАМИ
ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
Цели занятия
1. Изучение классификационных признаков грузовых ваго- нов.
2. Ознакомление со структурой вагонного парка железнодо- рожного транспорта.
Порядок проведения занятия
1. Ознакомиться с типами грузовых вагонов.
2. Изучить классификационные признаки грузовых вагонов, используя рекомендуемую литературу и дидактические мате- риалы.
3. Ознакомиться со структурой вагонного парка железнодо- рожного транспорта.
4. Ответить на вопросы и выполнить задания
Теоретический материал
Грузовые вагоны в зависимости от вида перевозимых грузов классифицируются на следующие основные типы.
Крытые вагоны (рис. 1) — для перевозки требующих защиты от атмосферных воздействий тарно-упаковочных, высокоцен- ных грузов: различных пищевых продуктов, промышленных то- варов, приборов, станков, сыпучих грузов, зерна и др. Вагоны
Рис. 1. Крытый четырехосный грузовой вагон

5
оборудованы люками и задвижными дверями, обеспечивающи- ми погрузку и выгрузку грузов, вентиляцию и очистку кузова.
Цельнометаллический крытый вагон грузоподъемностью
64 т с уширенными, дверными проемами показан на рис. 2.
Объем кузова 120 м
3
. В боковых стенах такого вагона имеется по одному загрузочному люку с металлическими крышками и по две самоуплотняющихся задвижных металлических двери, а на крыше — четыре загрузочных люка с крышками. Такая конструкция позволяет использовать погрузочно-разгрузоч- ные механизмы.
Рис. 2. Крытый цельнометаллический вагон с уширенными дверными проемами
Крытые вагоны для перевозки скота имеют вентиляцион- ные люки или решетчатые кузова, они оборудуются кормуш- ками, корытами, баками для воды и другими устройствами.
Для перевозки мелких животных и птиц кузова вагонов стро- ятся многоярусными.
Полувагоны — для перевозки навалочных грузов (руды, уго- ля, флюсов), контейнеров, различных машин, а так же длин- номерных грузов — леса, проката. Вагон имеет открытый ку- зов, удобный для погрузки и выгрузки. В полу таких вагонов имеются люки для разгрузки сыпучих материалов и поэтому

6
они называются саморазгружающимися. Полувагоны строятся четырехосные (рис. 3) и восьмиосные (рис. 4).
Рис. 3. Четырехосный цельнометаллический полувагон
Рис. 4. Восьмиосный полувагон
К саморазгружающимся вагонам относятся металлические вагоны —
думпкары и хопперы. Думпкары (рис. 5) предназна- чены для перевозки руды и строительных материалов на ко- роткие расстояния. При разгрузке их кузов наклоняется в одну из сторон пневматическим механизмом.


7
Рис. 5. Шестиосный вагон-думпкар
В крытых хопперах (рис. 6) перевозят цемент, а в откры- тых — щебень, песок и др.
Рис. 6. Четырехосный вагон-хоппер

8
Платформы (рис. 7) — для перевозки длинных и громозд- ких грузов (лесоматериалы, прокат, строительные материалы), контейнеров, автомобилей и т.д. Кроме того, на платформах перевозят руду, уголь, щебень и другие сыпучие грузы. Пре- имущество платформ состоит в том, что их можно быстро и легко загружать и разгружать, применяя простейшие средства механизации. Они имеют настил пола на раме и обычно от- кидные борта.
Рис. 7. Четырехосная платформа
Для перевозки легковых, автомобилей создана четырехосная цельнометаллическая двухъярусная платформа (рис. 8), имею- щая металлическую ферму с полом. Автомобили грузят по два ряда в каждом ярусе и крепят колодками, расположенными в полу. С торцов на каждом ярусе сделаны опускающиеся мости- ки, которые позволяют грузить автомобили со станционной платформы, а также разгружать их без подъемных устройств.
Рис. 8. Платформа для перевозки легковых автомобилей

9
Транспортеры (рис. 9) — это специальные многоосные (от шести до 40 осей) платформы, предназначенные для перевозки громоздких и тяжелых грузов массой до 400 тонн: крупных от- ливок, ферм мостовых кранов, трансформаторов, генераторов, турбин и т.п. Средняя часть рамы транспортеров располагается как можно ниже для облегчения погрузки, выгрузки и разме- щения громоздких грузов большой массы.
Рис. 9. Транспортер
Цистерны (рис. 10) — для перевозки жидких и газообразных грузов (нефть, керосин, бензин, масла, кислоты, сжиженные газы и т.п.). Кузовом вагона служит специальный резервуар
Рис. 10. Восьмиосная цистерна

10
(котел) обычно цилиндрической формы. Для налива груза ко- тел цистерны имеет колпак с крышкой, а для слива (разгруз- ки) — сливной прибор. Цистерны, в которых перевозят цемент, оборудуют устройствами для пневматической выгрузки.
Изотермические вагоны (рис. 11) — для перевозки скоро- портящихся грузов или боящихся замерзания грузов (мясо, рыба, молоко, фрукты и т.п.). Кузова таких вагонов — тепло- изолированы, оборудованы приборами охлаждения, отопления и вентиляции. Изотермические вагоны бывают с машинным охлаждением и электрическим отоплением (рефрижератор- ные) и льдосоляные. Рефрижераторные вагоны строятся как автономными (с самостоятельной холодильной установкой), так и в виде отдельных поездов (секций) вагонов с централь- ной холодильной установкой. Изготовление изотермических вагонов с льдосоляным охлаждением с 1965 года прекраще- но. Рефрижераторные поезда эксплуатируются как самостоя- тельно сформированные с постоянным количеством вагонов в составе и предназначаются для маршрутных перевозок скоро- портящихся грузов. Секции и автономные вагоны включаются в грузовой поезд.
Рис. 11. Четырехосный цельнометаллический изотермический вагон
Вагоны специального назначения — для грузов, требующих особых условий перевозки. К этой группе относятся транспор- теры для перевозки тяжеловесных и громоздких грузов, вагоны для перевозки автомашин, цемента, скота и других специфи-


11
ческих грузов, а также вагоны, предназначенные для техни- ческих нужд железных дорог (вагоны-мастерские, вагоны вспомогательных и пожарных поездов и др.).
Классификация пассажирских и грузовых вагонов в зависи- мости от
технической характеристики:
• по осности — двухосные, четырехосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные. Вагоны бывают бестележеч- ные и тележечные;
• по материалу и технологии изготовления кузова — цель- нометаллические, с деревянной или металлической об- шивкой, в основном сварные с отдельными клепаными узлами;
• по грузоподъемности, величине тары, нагрузке от колес- ной пары на рельсы, нагрузке на 1 м пути и другим пара- метрам;
• по габариту подвижного состава, которому они удовлет- воряют, и по ширине железнодорожной колеи — широко- колейные и узкоколейные.
По
месту эксплуатации вагоны подразделяются на общесе- тевые и промышленного транспорта.
Общесетевые вагоны допускаются для движения по всей сети железных дорог.
Вагоны
промышленного транспорта, если их конструкции полностью отвечают нормам для расчетов на прочность и про- ектирования вагонов магистральных железных дорог и тре- бованиям Правил технической эксплуатации железных дорог
(ПТЭ), имеют право выхода на пути; вагоны других конструк- ций, не удовлетворяющие этим требованиям, допускаются для движения только по внутризаводским и другим промышлен- ным путям замкнутого направления.
На вагоны наносятся следующие четкие знаки и надписи: инициалы дороги приписки (на пассажирские вагоны), дата и место постройки, а также производства установленных видов ремонта, ревизии букс и тормозов, номер вагона, тара и, кроме того, на грузовых вагонах — грузоподъемность, а на пассажир- ских — число мест.

12
Задания
1. Привести классификацию грузовых вагонов по типам, назначению.
2. Привести иллюстрации грузовых вагонов, имеющих наи- больший удельный вес в вагонном парке (по типам).
3. Привести перечень классификационных признаков гру- зовых вагонов.
4. Привести в отчете структуру вагонного парка железнодо- рожного транспорта по признакам собственности, типам гру- зовых вагонов.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте краткую характеристику парка грузовых вагонов, обращающихся по путям общего пользования.
2. По каким признакам можно классифицировать грузовые вагоны?
3. На какие типы классифицируются грузовые вагоны в за- висимости от перевозимых грузов?
4. На какие группы делятся вагоны по числу колесных пар
(по осности)?
5. Какой тип вагона преобладает в вагонном парке России?
6. На какие группы делятся грузовые вагоны по месту экс- плуатации?
7. Распределение парка грузовых вагонов по признаку соб- ственности.


13
П
РАКТИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ
2
Тема:
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ГАБАРИТНЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ. ПОСТРОЕНИЕ ГАБАРИТНЫХ РАМОК
Теоретический материал
ГАБАРИТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПРИБЛИЖЕНИЯ
СТРОЕНИЙ
Одним из главных условий безопасного движения вагонов, локомотивов и другого подвижного состава является преду- преждение их соприкосновения со стационарными сооруже- ниями, размещенными вблизи железнодорожного пути или с подвижным составом, находящимся на соседнем пути. Поэто- му стационарные сооружения должны располагаться на опре- деленном расстоянии от пути, а подвижной состав — иметь ограниченное поперечное очертание.
Это вызывает необходимость использования двух контуров: контура, ограничивающего наименьшие допускаемые размеры приближения строений и путевых устройств к оси пути — га- барит приближения строений и контура, ограничивающего наибольшие допускаемые размеры поперечного сечения под- вижного состава — габарит подвижного состава. Второй кон- тур располагается внутри первого, и между ними имеется про- странство (зазоры), за исключением опорных поверхностей колес, где эти оба контура совпадают.
ГОСТ 9238-2013 предусматривает определенные ограни- чения в строительстве вагонов и сооружений двумя видами габаритов: подвижного состава
3 и приближения строений 1
(рис. 12).
Пространство (зазор) между указанными контурами габари- тов обеспечивает безопасные смещения вагона при его движе- нии. Эти смещения обусловлены отклонениями в состоянии пути (
e
1
), допускаемые нормами его содержания, и динамиче- ские колебаниями вагона на рессорах (
e
2
).

14
Рис. 12. Схема взаимного расположения габаритов подвижного состава и приближения строений:
1 — габарит приближения строений; 2 — ось междупутья; 3 — габарит подвижного состава;
4 — уровень верха головок рельсов
Таким образом, очертание, внутрь которого, помимо под- вижного состава, не должны заходить никакие сооружения и устройства, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей и устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (контактных проводов с деталями кре- пления, устройств для торможения подвижного состава (ваго- нов) при их роспуске с горок сортировочных станций и др.), при условии, что положение этих устройств во внутригаба- ритном пространстве связано с частями подвижного состава, с которыми они могут соприкасаться, и что они не могут вы- зывать соприкосновение с другими элементами подвижного состава.