Файл: Москва 2 0 1 9министерство транспорта российской федерациифедеральное государственное бюджетное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

66 4. Назовите основные детали и узлы автоматического пнев- матического тормоза.
5. Где накапливается запас сжатого воздуха, интенсивно расходующегося при зарядке и отпуске (оттормаживании) тор- мозов?
6. Какие узлы относятся к механическому оборудованию пневматического тормоза?
7. Какие детали и оборудование относятся к арматуре тор- моза, для каких функций они предназначены?
8. Для каких целей предназначены воздухораспределители пневматического тормоза?
9. Для чего предназначено автотормозное оборудование?
10. Принцип действия прямодействующего неавтоматиче- ского тормоза.
11. Опишите конструкцию гидравлического гасителя коле- баний.

67
П
РАКТИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ
6
1   2   3   4

Тема:
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАСПОЛОЖЕНИЯ
И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТЕЙ АВТОСЦЕПНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ
Цель занятия
1. Самостоятельное изучение студентами конструкции удар- но-тяговых приборов вагонов и основных положений норма- тивно-технической документации, регламентирующей систе- му технического осмотра автосцепки в процессе эксплуатации и при плановых видах ремонта.
2. Детальное изучение конструкции и работы автосцепки
СА-3, схемы передачи нагрузок при работе узла, взаимодей- ствия деталей механизма сцепления и их влияния на надеж- ность работы узла в целом.
3. Ознакомление с конструкциями поглощающих аппара- тов.
4. Ознакомление с основными неисправностями автосце- пок и поглощающих аппаратов и способами их выявления.
5. Получение первичных навыков измерения геометриче- ских размеров автосцепки с помощью шаблонов и определе- ния пригодности автосцепки к эксплуатации.
Порядок проведения занятия
1. Ознакомиться с основными узлами ударно-тяговых при- боров и размещением их на раме кузовов грузовых и пассажир- ских вагонов, используя литературу УМК, плакаты и лабора- торные образцы.
2. Детально ознакомиться с конструкцией автосцепки
СА-3, изучить порядок разборки и сборки деталей механизма сцепления, их функциональное назначение и взаимодействие, расположение в корпусе автосцепки.
Оформить и защитить отчет в ходе контрольного собеседо- вания.
Форма и содержание отчета о выполнении задания
Отчет выполняется в форме небольшого реферата по изуча- емой теме в объеме 3–4 листа формата А4, с оформлением по

68
нормам, принятым в университете для оформления контроль- ных и индивидуальных работ.
В отчете приводится ответы на вопросы для самостоятель- ной работы.
Теоретический материал
Автосцепное устройство вагона (рис. 22) состоит из автос- цепки
6 с деталями механизма сцепления, расцепного при- вода (
7, 11, 13, 14), ударно-центрирующего прибора (4, 8, 9), упряжного устройства (
1, 2, 5) с поглощающим аппаратом10
и опорных частей. Основные части автосцепного устройства размещаются в консольной части хребтовой балки рамы кузо- ва вагона.
Ударно-центрирующий прибор, состоящий из ударной ро- зетки
4, прикрепленной в средней части к концевой балке рамы, двух маятниковых подвесок
9 и центрирующей балоч- ки
8, на которую опирается корпус автосцепки, воспринимает продольные ударные усилия, а также возвращает отклоненный корпус автосцепки в центральное положение.
Рис. 22. Автосцепное устройство
Расцепной привод закреплен на концевой балке рамы.
Он состоит из двуплечего рычага
13, кронштейна 14, дер-


69
жавки
11 и цепи 7 для соединения рычага с приводом механиз- ма автосцепки. Для расцепления автосцепок нужно до отказа повернуть рукоятку расцепного рычага любого из двух сце- пленных вагонов из вертикального положения в сторону от концевой балки и опустить ее в прежнее положение.
Упряжное устройство (рис. 23) включает в себя тяговый хо- мут
2, клин 5 и упорную плиту 3. Внутри тягового хомута на- ходится поглощающий аппарат
10, который воспринимает и гасит тяговые и ударные усилия, действующие на автосцепку и передает эти усилия на раму вагона. В эксплуатации нахо- дятся поглощающие аппараты различных типов для грузовых и пассажирских вагонов. Корпус автосцепки
6 установлен в окно ударной розетки
4 и своим хвостовиком соединен с тяговым хомутом
2 при помощи клина 5, который вставляется снизу и опирается на два болта, закрепленных запорными шайбами и гайками. Корпус автосцепки стальной литой полой голов- ной части
7, в которой помещается весь механизм сцепления и пустотелого хвостовика. Головная часть автосцепки имеет большой
2 и малый 5 зубы, которые служат для сцепления восприятия тяговых и ударных усилий. Пространство между ними образует зев автосцепки. В зев собранной автосцепки выступают рабочая часть замка
4 и лапа замкодержателя 3.
С противоположной стороны головная часть корпуса автос- цепки имеет упор
1, предназначенный для передачи жесткого удара на торец хребтовой балки через концевую балку рамы вагона и ударную розетку.
Рис. 23. Упряжное устройство

70
Торцевые поверхности малого зуба и зева называют ударны- ми, так как они воспринимают сжимающие (ударные) усилия.
Задние поверхности большого и малого зубьев тяговыми (тя- говые усилия передаются тяговыми поверхностями большого и малого зубьев). В сцепленном положении малые зубы нахо- дятся внутри полости, образуемой большими зубами сведен- ных вместе автосцепок. Два замка, вышедших в полость, обра- зуемую малыми зубами автосцепок, обеспечивают их запертое
(сцепленное) положение, обеспечивающее передачу тяговых усилий между сцепленными подвижными единицами.
Хвостовая часть корпуса автосцепки полая, имеет отвер- стие
8, предназначенное для соединения корпуса автосцепки посредством клина с тяговым хомутом. Пустотелый хвостовик по всей длине имеет прямоугольное сечение постоянной высо- ты. Торец хвостовика выполнен в виде цилиндрической формы.
Внутри головной части корпуса автосцепки, называемой карманом, размещаются детали механизма автосцепки, слу- жащие для выполнения процессов сцепления и расцепления подвижного состава
Порядок сборки и разборки автосцепки
Перед сборкой автосцепки необходимо осмотреть карман корпуса и убедиться, что в нем нет посторонних предметов, а приливы для размещения деталей механизма сцепления нахо- дятся в исправном состоянии.
Сборка автосцепки выполняется в следующем порядке:
1. Подъемник замка автосцепки уложить на полукруглую опору, расположенную в кармане на стенке со стороны боль- шого зуба, так, чтобы широкий палец был повернут кверху, а прилив в кармане корпуса вошел в углубление подъемника со стороны узкого пальца.
2. В карман корпуса ввести замкодержатель и навесить на шип. Подъемник и замкодержатель следует прижать к стенке кармана так, чтобы они не препятствовали установке замка ав- тосцепки.
3. Надеть предохранитель от саморасцепа на шип замка автосцепки и повернуть по направлению стрелки так, чтобы


71
нижнее плечо предохранителя, пройдя через прорезь прилива, уперлось в вертикальную стенку замка.
4. Ввести замок в карман корпуса и бородком, крючком г-образной формы или каким-либо другим предметом поднять нижнее плечо предохранителя так, чтобы его верхнее плечо стало выше полочки, находящейся в кармане, а направляю- щий зуб замка вошел в предназначенное для него отверстие на дне кармана.
5. Ввести валик подъемника в отверстие корпуса со сторо- ны малого зуба. При этом следует слегка нажать на замок и протолкнуть валик подъемника, чтобы его балансир дошел до прилива корпуса, а отверстие для крепящего болта располо- жилось против паза на толстой цилиндрической части стерж- ня. Отпустить замок. Задняя кромка его овального отверстия должна находиться против толстой цилиндрической части стержня валика подъемника.
6. Вставить в отверстие на приливе корпуса и паз валика подъемника крепящий болт, установить фасонную шайбу и закрутить гайку.
7. Проверить, правильно ли выполнена сборка. Для этого рукой нажимают на замок и перемещают его внутрь кармана корпуса заподлицо с ударной стенкой зева, а затем отпускают.
Замок должен быстро и беспрепятственно возвратиться в свое начальное положение. Так же проверяют подвижность замко- держателя, нажимая до отказа и нажимая его лапу. После этого определяют, нет ли заеданий в деталях механизма при расце- плении. Для этого валик подъемника поворачивают против ча- совой стрелки до отказа, затем отпускают. Валик подъемника и другие детали должны свободно возвратиться в исходное поло- жение. Подвижность детали проверяют несколько раз подряд.
8. Проконтролировать надежность перекрытия полочки в кармане корпуса верхним плечом предохранителя. Для этого замок вытягивают из кармана корпуса, насколько позволяют зазоры между удерживающими его деталями, а затем вталки- вают внутрь кармана. Замок должен свободно уходить внутрь кармана корпуса.

72
Разборка автосцепки производится в порядке, обратном сборке.
Вопросы для самоконтроля
1. Назначение и основные узлы и детали ударно-тяговых приборов вагонов.
2. Назовите основные требования, предъявляемые к кон- струкции ударно-тяговых приборов вагонов.
3. Из каких узлов состоит автосцепное устройство вагона?
4. Порядок разборки и сборки механизма автосцепки.
5. Назовите основные неисправности автосцепного устрой- ства.
6. Методы восстановления изношенных поверхностей ав- тосцепки.
7. Для чего предназначены поглощающие аппараты автос- цепного устройства?


73
ЛИТЕРАТУРА
1. Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм: альбом —
справочник. — М.: ПКБ ЦВ ОАО «РЖД», 2010.
2. Л у к и н , В.В. Конструирование и расчет вагонов / В.В. Лу- кин, Л.А. Шадур, В.Н. Котуранов, А.А. Хохлов, П.С. Аниси- мов; под ред. В.В. Лукина. — М.: УМК МПС России, 2000. —
731 с.
3. П а с т у х о в , И.Ф. Конструкция вагонов / И.Ф. Пастухов,
В.В., Пигунов, Р.О. Кошкалда. — М.: Маршрут, 2004. — 504 с.
4. С о к о л о в , М.М. Архитектоника грузовых вагонов:
учебное пособие для работников железнодорожного транспор- та / М.М. Соколов, А.В. Третьяков, И.Г. Морчиладзе. — М.:
ИБС-Холдинг, 2006. — 394 с.
5. Специализированные цистерны для перевозки опасных грузов: справочное пособие. — М.: Издательство cтандартов,
1993. — 215 с.
6. http://rzd.ru — официальный сайт ОАО «РЖД».
7. http://www.zdt-magazine.ru — официальный сайт журнала
«Железнодорожный транспорт».
8. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт пас- сажирских вагонов [альбом]: в 2-х ч.: учеб. иллюстрированное пособие для студентов вузов, техникумов и колледжей и для профессион. подготовки работников ж.-д. трансп. Ч. 1. — М.:
Учебно-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2011 —
50 с.
9. Вагоны грузовые колеи 1 520 мм. Электронный альбом- каталог ОАО «РЖД». — 272 Мб.

74
СОДЕРЖАНИЕ
Тематика практических занятий по дисциплине
«Нетяговый подвижной состав» ............................................. 3
Практическое занятие 1 .......................................................... 4
Тема: Ознакомление с типами грузовых вагонов ................... 4
Практическое занятие 2 .......................................................... 13
Тема: Ознакомление с габаритными возможностями желез- ных дорог России и за рубежом. Построение габарит- ных рамок
13
Практическое занятие 3 .......................................................... 30
Тема: Ознакомление с технико-экономическими показате- лями вагонoв
30
Практическое занятие 4 .......................................................... 49
Тема: Абсолютный шаблон. Его изучение. Сборка и раз- борка букс. Ознакомление с конструкцией букс ......... 49
Практическое занятие 5 .......................................................... 54
Тема: Сборка и разборка гасителя. Ознакомление с кон- струкцией гидравлического гасителя колебаний.
Тормозная система вагона
54
Практическое занятие 6 .......................................................... 67
Тема: Изучение особенностей расположения и взаимодей- ствия частей автосцепного оборудования .................... 67
Литература ............................................................................... 73

75
ДЛЯ ЗАМЕТОК

Учебное издание
Садыкова Оксана Ильисовна,
Кривич Ольга Юрьевна,
Мироненко Олег Игоревич,
Смагин Борис Васильевич
НЕТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ
СОСТАВ
(практические занятия)
Учебное пособие
Редактор
Д.Н. Тихонычев
Компьютерная верстка
О.А. Денисова
Дизайн обложки
А.Ю. Байкова
Подписано в печать 16.01.2019. Изд. зак. 9.
Формат 60
×90 1
/
16
. Усл. печ. л. 4,75.
Тираж 100 экз. Тип. зак. 9
Информационно-издательский отдел
Информационно-методического управления РОАТ,
125190, Москва, Часовая ул., 22/2