Файл: Москва 2 0 1 9министерство транспорта российской федерациифедеральное государственное бюджетное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

46
е) толщина стен и перегородок:
– боковых наружных —
b
б
;
– торцевых —
l
т
;
– межкупейных —
l
mk
;
– между коридором пассажирского салона и купе —
b
с
;
д) тамбур:
– длина —
l
т
;
– ширина —
b
т
;
– высота —
h
т
;
– высота —
h
т
;
е) коридор вдоль пассажирского отделения:
– длина —
l
пс
;
– ширина —
b
пс
;
– высота —
h
пс
Общая длина пассажирского салона равна сумме длин пас- сажирских купе с учетом толщин перегородок между ними
L
пс
+
п
пк
·
l
пк
+ (
п
пк
– 1)·
l
мк
. (47)
С учетом принятых выше размеров пассажирских и служеб- ных помещений, перегородок, тамбуров и торцевых стен опре- делим наружную длину кузова вагона
L
нк
=
L
пс
+ 2
l
т
+
l
со
+
l
км
+ 2(
l
тб
+
l
бп
). (48)
Базу вагона принимаем равной
L
б
+ 2
l
б
. (49)
Полная длина вагона по осям сцепления автосцепок
L
ас
=
L
б
+ 2
а
а
, (50)
где
а
а
— вылет автосцепки, т.е. расстояние от оси сцепления автосцепок до концевой балки.
Ширина вагона с учетом толщины боковых стен кузова
В
нк
=
b
пк
+
b
пс
+ 2
l
б
+
b
с
. (51)
Высота кузова вагона от низа поперечных балок до верхней точки крыши

47
Н
вк
=
h
пк
+
h
КР
, (52)
где
h
КР
— высота крыши вагона.
Принимаем стандартное расстояние между буферами вагона
b
бф
, а высоту буферов от головок рельсов —
h
бф
= 1060±20 мм.
Отношение тары вагона-прототипа к числу мест для пасса- жиров определяется по формуле

пр пас пас
,
Т
K
N
(53)
где
Т
пр
— тара вагона-прототипа;
N
пас
— число мест для пассажиров.
Отношение тары нового вагона определяется из следующе- го выражения
К
т
=
k
пас
·
k
м
·
k
л
,
(54)
где
k
м
— коэффициент, учитывающий влияние применяемого материала на изменение тары вагона,
k
м
= 0,9–0,98;
k
л
— коэффициент, учитывающий изменение линейных размеров элементов вагона,
k
л
= 0,9–0,98.
Масса брутто вагона равна
m
бр
=
Р
о
·
т
о
, (55)
где
Р
о
— допустимая осевая нагрузка;
т
о
— число осей.
Тара вагона определяется по формуле
Т = N · k
м
. (56)
Снижение тары рассчитываемого пассажирского вагона определяется

 

пр пр
100.
Т
Т
Т
(57)
Если тара рассчитываемого пассажирского вагона снижена на 6%, это является вполне удовлетворительным.


48
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные технико-экономические параметры грузовых вагонов. Какие параметры грузовых вагонов отнесе- ны к группе показателей назначения?
2. Назовите коэффициенты тары вагонов и их назначение.
3. Дайте определение терминов «статическая и динамиче- ская нагрузка грузового вагона» и разъясните их отличия.
4. Дайте толкование термина «погонная нагрузка грузового вагона».
5. Назовите величину осевой и погонной нагрузки грузово- го вагона, которую допускает современное состояние железно- дорожного пути в России.
6. Дайте определение термина «коэффициент тары вагона».
Назовите отличия технического, погрузочного и эксплуата- ционного коэффициентов тары.
7. Дайте толкование термина «конструкционная скорость грузового вагона.
8. Назовите основные параметры грузовых вагонов.
9. Что характеризуют удельный объем и удельная площадь кузова?
10. Дайте определение термина «коэффициент тары вагона».
11. Что характеризуют грузоподъемность и осевая нагрузка вагона?

49
П
РАКТИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ
4
1   2   3   4

Тема:
АБСОЛЮТНЫЙ ШАБЛОН. ЕГО ИЗУЧЕНИЕ.
СБОРКА И РАЗБОРКА БУКС. ОЗНАКОМЛЕНИЕ
С КОНСТРУКЦИЕЙ БУКС
Цель занятия
Самостоятельное изучение студентами устройства вагонных букс грузовых и пассажирских вагонов, основных положений нормативно-технической документации, регламентирующей техническое обслуживание вагонных букс при эксплуатации и ремонте вагонов, ознакомление с основными неисправностя- ми вагонных букс и способами их выявления.
Порядок проведения занятия
1. Ознакомиться с классификацией и конструкцией вагон- ных букс грузовых и пассажирских вагонов, используя Руко- водящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов маги- стральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм, лабораторные стенды и дидактические материалы.
2. Изучить основные неисправности вагонных букс и под- шипников качения, а также способы их обнаружения при ре- монте и в пути следования поездов.
3. Ответить на вопросы для самоконтроля.
4. Выбрать и выполнить задание из раздела «Темы индиви- дуальных заданий».
4. Подготовить письменный отчет о проделанной работе на практическом занятии по установленной форме и защитить его в ходе контрольного собеседования.
Отчет выполняется в форме небольшого реферата по изу- чаемой теме с оформлением по нормам, принятым в универ- ситете для оформления контрольных или самостоятельных работ. В отчете приводятся схемы буксовых узлов грузовых и пассажирских вагонов, указываются основные неисправности подшипников и деталей буксовых узлов, угрожающие безопас- ности движения поездов. В отчете дается письменный ответ на вопрос индивидуального задания. Типы буксовых узлов и

50
вопросы индивидуального задания выдаются преподавателем.
Для более глубокого изучения студентами теоретического ма- териала допускается при оформлении отчета использовать ин- формацию, размещенную в информационных ресурсах Интер- нета, с обязательной ссылкой на источник информации.
Теоретический материал
КОНСТРУКЦИЯ БУКСОВЫХ УЗЛОВ
Букса грузового вагона (рис. 17) имеет корпус 1 с прили- вами в котором размещены передний
5 и задний 4 подшип- ники с короткими цилиндрическими роликами. Со стороны колеса корпус закрыт лабиринтным уплотнением 2, 3, а спере- ди — крепительной крышкой
8, укрепленной болтами к корпу- су и смотровой крышкой
13 с болтами 12 и шайбами 11. Кре- пительная крышка из стали или алюминиевого сплава прочно удерживает наружные кольца роликовых подшипников в бук- се, не позволяя им проворачиваться и перемещаться вдоль оси колесной пары.
Рис. 17. Буксовый узел


51
Внутренние кольца подшипников закреплены на шейке оси с торца корончатой гайкой, либо торцевой шайбой
7 с болта- ми
14. Между корпусом буксы и крепительной крышкой уста- новлено уплотнительное кольцо
9, обеспечивающее гермети- зацию буксового узла. Внутренняя полость буксы заполнена консистентной смазкой, обеспечивающей надежную работу подшипников в сложных условиях их нагружения. Корпус бук- сы может изготавливаться из стали или алюминиевого сплава.
Особенность конструкции буксы пассажирского вагона за- ключается в том, что в нижней части корпуса отлиты заодно с корпусом кронштейны с отверстиями для пропуска шпин- тонов, укрепленных на раме тележки. Кронштейны предна- значены для размещения пружин буксового подвешивания.
Передняя часть корпуса позволяет устанавливать редукторно- карданный привод подвагонного генератора. В потолке корпу- са буксы имеется несквозное отверстие, служащее для крепле- ния термодатчика контроля за состоянием буксы при движе- нии вагона. Задняя часть корпуса буксы выполнена как одно целое с лабиринтной частью.
Буксы вагонов скоростных поездов отличаются от обычных наличием упорного шарикового подшипника
4, воспринима- ющего повышенные осевые нагрузки, возникающие при вы- сокой скорости движения до 200 км/ч и более.
С 2007 г. на грузовые вагоны начали устанавливать бескор- пусные буксы с кассетными подшипниками.
Кассетный подшипник запрессовывается внутренними обой- мами на шейку оси колесной пары. Непосредственно на под- шипник установлена
полубукса («адаптер»), имеющая массив- ную верхнюю часть для передачи нагрузок от боковой рамы тележки на буксу. Горизонтальные (поперечные и продольные) усилия передаются также через челюсти. Торец оси с шайбовым.
НЕИСПРАВНОСТИ БУКСОВЫХ УЗЛОВ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
Запрещается постановка в поезд и следование в нем ваго- нов, у которых буксовый узел имеет хотя бы одну из неисправ- ностей:

52 1. Трещина в корпусе или крышке буксы.
2. Ослабление болта крепления смотровой или крепитель- ной крышки буксы.
3. Повышенный нагрев верхней части корпуса буксы.
Темпeратура верхней части букс по всему составу долж- на быть примерно одинаковой. Сравнение температуры букс должно производиться с одной стороны вагона или состава.
Осмотрщик при движении вагонов, а также на стоянках по внешним признакам выявляет неисправные буксовые узлы, температура которых может и не отличаться от температуры исправных. Температура букс определяется на ходу поезда при- борами бесконтактного обнаружения перегретых букс.
Порядок технического обслуживания буксы:
1. Проверка состояния колесной пары; осмотр колесной буксы, лабиринтного кольца и крышки;
2. Проверка нагрева буксы и сравнение его с другими бук- сами этого же вагона.
По всем неисправностям, выявленным по внешним при- знакам осмотрщик должен принять решение о ремонте колес- ной пары. При невозможности установить причину нагрева буксы колесная пара должна быть заменена и направлена в ва- гонное депо для ремонта. Для всех букс с роликовыми под- шипниками установлены два вида ревизии: полная и проме- жуточная.
Полную ревизиюбукспроизводят при полном освидетельст- вовании колесных пар, а также при выявлении неисправности буксового узла. Она выполняется на вагоноремонтных заводах, в мастерских или депо, имеющих цеха для ремонта ролико- вых подшипников. После полной ревизии на корпус буксы устанавливают бирку с указанием даты и номера пункта реви- зии.
Промежуточную ревизию букс проводят при обточке по- верхности катания колес (без снятия букс), при обыкновенном освидетельствовании колесных пар и единой технической ре- визии пассажирских вагонов.


53
Вопросы для самоконтроля
1.
Для каких целей предназначены вагонные буксы?
2. Назовите все типы вагонных букс, используемых в отече- ственном вагоностроении.
3. Классификация и устройство подшипников буксовых уз- лов.
4. Назовите основные дефекты подшипников качения.
5. Устройство буксы с роликовыми подшипниками кассет- ного типа.
6. Каким образом осуществляется контроль температуры нагрева букс пассажирского вагона в пути следования?
7. Назовите основные признаки неисправности буксового узла, при наличии которых требуется отцепка вагона от поезда для проведения ревизии букс или текущего отцепочного ре- монта.
Темы индивидуальных заданий
1. Преимущества буксовых узлов с подшипниками кассет- ного типа.
2. Отличия буксовых узлов с цилиндрическими подшипни- ками от буксовых узлов с подшипниками кассетного типа.
3. Особенности устройства буксовых узлов тележек пасса- жирских вагонов.
4. Буксовые узлы с подшипниками кассетного типа.
5. Устройство кассетного подшипника.
6. Устройство буксовых узлов колесных пар тележек инно- вационных грузовых вагонов.
7. Устройство буксовых узлов колесных пар современных тележек пассажирских вагонов.

54
П
РАКТИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ
5
Тема:
СБОРКА И РАЗБОРКА ГАСИТЕЛЯ.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОНСТРУКЦИЕЙ
ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ГАСИТЕЛЯ КОЛЕБАНИЙ.
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ВАГОНА
Цель занятия
1. Самостоятельное изучение студентами устройства пнев- матических, электропневматических тормозов грузовых и пас- сажирских вагонов, требований к тормозам нетягового под- вижного состава.
2. Изучение схем тормозной рычажной передачи тормозов грузовых и пассажирских вагонов, включая вагоны нового по- коления.
3. Ознакомление с конструкцией гидравлического гасителя колебаний
.
Порядок проведения занятия
1. Ознакомиться с требованиями Правил технической экс- плуатации железнодорожного транспорта к тормозам нетяго- вого подвижного состава.
2. Изучить устройство тормозов грузовых и пассажирских вагонов.
3. Рассмотреть элементы тормозной рычажной передачи грузового и пассажирского вагонов, используя на лаборатор- ные стенды и макеты тележек, найти принципиальные отли- чия в их схемах.
4. Ответить на вопросы для самоконтроля, оформить и за- щитить отчет в ходе контрольного собеседования.
Форма и содержание отчета о выполнении задания
Отчет выполняется в форме небольшого реферата по изу- чаемой теме по нормам, принятым в университете для оформ- ления контрольных и самостоятельных индивидуальных работ.
Каждый студент в отчете дает письменный ответ на вопро- сы для самоконтроля в порядке индивидуального задания.
Для более углубленного изучения студентами теоретического