Файл: Управление себестоимостью продукции как фактор повышения эффективности предприятия.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
| Введение | 4 |
1. | Управление себестоимостью продукции как фактор повышения эффективности предприятия | 5 |
1.1 | Сущность, себестоимость продукции, услуг">структура и показатели себестоимости | |
1.2 | Роль себестоимости продукции в повышении конкурентоспособности предприятия | 10 |
2. | Анализ себестоимости продукции предприятия | 16 |
2.1 | Краткая характеристика предприятия | |
2.2 | Анализ затрат на рубль товарной продукции | 26 |
2.3 | Анализ динамики и структуры затрат | 31 |
2.4 | Анализ себестоимости отдельных видов изделий | 34 |
| Заключение | 46 |
| Список использованных источников | 48 |
Введение
В настоящее время в Республике Беларусь значительными темпами развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резервы улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимости продукции.
Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.
Объектом исследования данной выпускной работы явилось открытое акционерное общество «Белшина». Предметом исследования – себестоимость продукции, выпускаемой одним из основных структурных подразделений - заводом массовых шин.
Цель курсовой работы: изучение теоретических аспектов управления снижением себестоимости продукции, анализ себестоимости продукции на примере завода массовых шин ОАО «Белшина».
Основными задачами выпускного исследования применительно к объекту исследования являются: анализ затрат на рубль товарной продукции; анализ динамики состава и структуры затрат; анализ себестоимости отдельных видов продукции.
1. Управление себестоимостью продукции, как фактор повышения эффективности предприятия
1.1 Сущность, структура и показатели себестоимости продукции
Для изготовления продукции на предприятии затрачивается труд, расходуются сырье, материалы, топливо, энергия, используется основной капитал, то есть ресурсы предприятия. Расход ресурсов на производство конкретных видов продукции называется затратами. Процесс производства продукции связан с затратами живого и овеществленного труда. Совокупность этих затрат называют издержками производства. Таким образом, под издержками понимается совокупность всех расходов, которые оно несёт в целях достижения намеченного объёма производства.
Можно выделить следующие группы издержек, обеспечивающих выпуск продукции:
- издержки предметов труда (сырья, материалов и т.д.);
- издержки средств труда (издержки основного капитала);
- издержки по использованию живого труда;
- суммарное выражение всех затрат на производство и реализацию продукции образует себестоимость продукции [7].
В зависимости от источников покрытия расходы предприятия подразделяются по нескольким относительно самостоятельным подгруппам:
- расходы, включаемые в себестоимость продукции;
- расходы, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
- расходы, покрываемые за счет целевых средств и средств специальных фондов.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат [7].
Себестоимость продукции (работ, услуг) является комплексным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования предприятием различных видов ресурсов
, а также об уровне организации труда на предприятии.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
определение оптимальных размеров предприятия;
экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. В себестоимость входят затраты, связанные: непосредственно с производством (сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.); с обслуживанием производственного процесса и его управлением; с оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты, а также платежи по имущественному страхованию; с затратами на ремонт основных производственных фондов; с амортизационными отчислениями на полное восстановление основных фондов; с расходами на реализацию продукции.
В хозяйственной деятельности предприятий используют различные виды себестоимости.
По последовательности формирования на предприятии различают цеховую, производственную и полную себестоимости. Цеховая себестоимость включает стоимость затрат, связанных с производством продукции в цехах [4]. В цеховую себестоимость не включаются общехозяйственные (общезаводские) и прочие производственные расходы. Производственная себестоимость включает все затраты от начальной операции производственного процесса до сдачи готовой продукции на склад. Производственная себестоимость отличается от цеховой себестоимости на величину общехозяйственных и прочих производственных расходов, а также потерь от брака. Полная себестоимость помимо производственной себестоимости включает внепроизводственные (коммерческие) расходы, т.е. расходы по сбыту продукции.
Различают также себестоимость плановую, нормативную и фактическую, или отчетную.
Плановая – это себестоимость, рассчитанная исходя из технически обоснованных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, рационального или возможного использования производственных фондов, действующих тарифных ставок и зданий по производительности труда, а также нормативов по обслуживанию производства и управлению.
Нормативная – это себестоимость, исчисленная исходя из норм расхода материальных ресурсов и затрат живого труда, действующего на начало месяца, и нормативов по обслуживанию производства и управлению, утвержденных на начало квартала.
Фактическая или отчетная – это себестоимость, определенная исходя из фактически сложившихся в отчетном периоде затрат трудовых и материальных ресурсов.
Не все издержки предприятия входят в себестоимость выпускаемой продукции. Состав затрат, относимых на себестоимость продукции, определен Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Минэкономики РБ от 26.01.1998 №19-12/397, Минфином РБ от 30.01. 1998 №3, Минстатом РБ от 30.01. 1998 №3.
Структуру затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия можно представить в следующем виде:
1) Затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции
2) Затраты, связанные с использованием природного сырья в пределах установленных лимитов и т.д.
3) Затраты на подготовку и освоение производства.
4) Затраты, связанные с проведением научно-технических мероприятий, изобретательством и рационализаторством.
5) Затраты по обслуживанию производственного процесса.
6) Затраты по обеспечению нормальных условий труда и охране труда.
7) Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.
8) Затраты, связанные с управлением производством.
9) Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров и набором рабочей силы.
10) Затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно.
11) Выплаты, предусмотренные законодательством о труде за непроработанное на производстве (неявочное) время.
12) Отчисления, налоги и платежи.
13) Расходы по содержанию помещений, предоставляемых предприятиям общественного питания.
14) Затраты на воспроизводство основных производственных фондов, нематериальных активов.
15) Затраты, связанные со сбытом продукции.
16) Другие виды затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Не включаются в себестоимость продукции затраты, связанные с выполнением работ по благоустройству, оказанием помощи сельскому хозяйству, содержанием культурно-бытовых и других объектов, находящихся на балансе предприятия, а также работы, выполняемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, себестоимость единицы продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции, затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции, рентабельность продукции.
Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.
В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов.
Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года.
Показатель себестоимости единицы продукции, который широко используется для сравнения уровня затрат продукции на производство одинаковых изделий на разных предприятиях, что способствует поиску наиболее эффективных методов управления себестоимостью и позволяет выявлять резервы снижения затрат.
При анализе показателей себестоимости в динамике наиболее целесообразно использовать показатель затрат на рубль товарной продукции (З), и через него рассматривать изменение себестоимости товарной продукции. Данный показатель рассчитывается следующим образом:
(1.1),
где С – себестоимость, тыс. руб.;
ТП – товарная продукция, тыс. руб.
Показатель рентабельности продукции, рассчитываемый как отношение балансовой прибыли к себестоимости продукции, характеризует величину прибыли, получаемую предприятием на один рубль себестоимости продукции: