Файл: Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий воинов в современном бою.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
различным чередованием строевых приемов, изложенных в Строевом уставе.
Всего таких приемов и действий в Строевом уставе более пятидесяти, но каждый из обучаемых выполняет те приемы, которые назначает ему проверяющий. Из практики это восемь—десять приемов и действий. В ре- зультате такого подхода к проверке в роте будут выполнены все приемы с учетом пройденной программы.
Выполнение таких команд, как «Ложись», «Встать», можно проверять и на строевом плацу, а проверка приемов и способов передвижения на поле боя осуществляется на специально отведенном участке местности рядом с плацем.
В ходе контрольного занятия у офицеров и курсантов военных училищ проверяется и методика обучения. В этом случае проверка может включать следующие вопросы: умение организовать обучение, выявить недостатки и указать способы их устранения, правильно оценить обучаемых и провести с ними состязание на лучшее выполнение строевых приемов и действий.
Строевая слаженность проверяется выборочным порядком по назначению проверяющего, начиная с отделений, затем взводов и роты в соответствии с требованиями Строевого устава и программы боевой подготовки. Так, например, 1-й взвод может проверяться по действиям личного состава у машин и на машинах, 2-й взвод — по действиям в развернутом строю, 3-й взвод—по действиям в походном строю и т. д.
При проверке слаженности учитываются не только согласованность и четкость действий личного состава, но и правильность подачи команд командирами.
Проверка слаженности в составе роты: действия в развернутом и походном строях, перестроения на месте и в движении в пешем порядке.
Кроме того, по решению проверяющего может быть проверена слаженность личного состава при действиях у машин и на машинах.
Заканчивается проверка исполнением строевой песни и прохождением роты торжественным маршем.
Если перед проверкой проводился строевой смотр полка, то в этом случае учитываются оценки, полученные ротой на смотре за исполнение песни и- прохождение торжественным маршем.
В заключение проводится разбор контрольного занятия. Объявляются индивидуальные оценки за одиночную подготовку, оценки за показатели строевой слаженности, указываются недостатки, пути их устранения и при необходимости срок. Общая оценка роте определяется с учетом выполнения требований Строевого устава в повседневной жизни.
СОСТЯЗАНИЯ
Состязания на лучшее подразделение по строевой подготовке
За последние годы широкое распространение в войсках и военных училищах получили такие мероприятия, как состязания по строевой подготовке, смотры-конкурсы на лучшее исполнение строевой песни и показательные выступления лучших подразделений с выполнением
Всего таких приемов и действий в Строевом уставе более пятидесяти, но каждый из обучаемых выполняет те приемы, которые назначает ему проверяющий. Из практики это восемь—десять приемов и действий. В ре- зультате такого подхода к проверке в роте будут выполнены все приемы с учетом пройденной программы.
Выполнение таких команд, как «Ложись», «Встать», можно проверять и на строевом плацу, а проверка приемов и способов передвижения на поле боя осуществляется на специально отведенном участке местности рядом с плацем.
В ходе контрольного занятия у офицеров и курсантов военных училищ проверяется и методика обучения. В этом случае проверка может включать следующие вопросы: умение организовать обучение, выявить недостатки и указать способы их устранения, правильно оценить обучаемых и провести с ними состязание на лучшее выполнение строевых приемов и действий.
Строевая слаженность проверяется выборочным порядком по назначению проверяющего, начиная с отделений, затем взводов и роты в соответствии с требованиями Строевого устава и программы боевой подготовки. Так, например, 1-й взвод может проверяться по действиям личного состава у машин и на машинах, 2-й взвод — по действиям в развернутом строю, 3-й взвод—по действиям в походном строю и т. д.
При проверке слаженности учитываются не только согласованность и четкость действий личного состава, но и правильность подачи команд командирами.
Проверка слаженности в составе роты: действия в развернутом и походном строях, перестроения на месте и в движении в пешем порядке.
Кроме того, по решению проверяющего может быть проверена слаженность личного состава при действиях у машин и на машинах.
Заканчивается проверка исполнением строевой песни и прохождением роты торжественным маршем.
Если перед проверкой проводился строевой смотр полка, то в этом случае учитываются оценки, полученные ротой на смотре за исполнение песни и- прохождение торжественным маршем.
В заключение проводится разбор контрольного занятия. Объявляются индивидуальные оценки за одиночную подготовку, оценки за показатели строевой слаженности, указываются недостатки, пути их устранения и при необходимости срок. Общая оценка роте определяется с учетом выполнения требований Строевого устава в повседневной жизни.
СОСТЯЗАНИЯ
Состязания на лучшее подразделение по строевой подготовке
За последние годы широкое распространение в войсках и военных училищах получили такие мероприятия, как состязания по строевой подготовке, смотры-конкурсы на лучшее исполнение строевой песни и показательные выступления лучших подразделений с выполнением
элементов одиночной подготовки и строевой слаженности.
В целях поднятия уровня строевой подготовки личного состава необходимо практиковать проведение состязаний на лучший взвод и роту во всех частях и соединениях (военных училищах).
Состязания целесообразно проводить: в конце зимнего периода обучения—на лучший взвод сначала в каждой роте и между отдельными взводами, а затем на первенство части между взводами, занявшими первые места в предварительных состязаниях; в конце летнего периода обучения — на лучшую роту сначала в каждом батальоне и между отдельными ротами, а затем на первенство части между ротами, занявшими первые места в предварительных состязаниях; один раз в год—на лучшую роту в соединении; в таких финальных состязаниях участвуют роты, занявшие первые места в своих частях.
В учебных частях состязания рекомендуется проводить на лучший взвод сначала в каждой роте и в батальоне, а затем на первенство части между взводами, занявшими первые места в предварительных состязаниях.
Оценка подразделений на предварительных состязаниях дается командирами рот и батальонов соответственно, а в состязаниях на первенство части и соединения — комиссией в составе трех — пяти офицеров из числа лучших методистов-строевиков.
По итогам состязаний отдается приказ по части (соединению). Для взводов и рот, занявших первые места в состязаниях на первенство части
(соединения), целесообразно учредить переходящие призы, а за второе и третье места награждать грамотами.
В программу состязаний рекомендуется включать выполнение изученных строевых приемов одиночной подготовки и отдельных элементов строевой слаженности.
При подведении итогов состязаний целесообразно определять средний балл каждому подразделению отдельно за одиночную подготовку и отдельно за строевую слаженность. Строевая слаженность на состязаниях опреде- ляется обычно по двум показателям: отдание воинской чести в движении в составе подразделения и прохождение строем с исполнением строевых песен.
Кроме того, для удобства подсчета результатов может быть введен определенный коэффициент, например 100.
Пример. Во взводе проверено по одиночной подготовке 20 человек, из них оценены: «отлично»—10 «хорошо» — 6, «удовлетворительно» — 4.
Средний балл взводу (50+24+12) :20=4,3. Следовательно, взвод за оди- ночную подготовку набирает 430 очков (4,3 • 100 •=4.30).
Взвод за строевую слаженность оценен: отдание воинской чести —
«хорошо», исполнение песни — «отлично». Средний балл взводу (4+5)
:2"4,5. Следовательно, . взвод за строевую слаженность набирает 450 очков.
Место каждому подразделению выводится по общей сумме очков, которая определяется путем суммирования очков за одиночную подготовку и строевую слаженность. Так, в данном примере взвод набирает 880 очков.
Финальные состязания на первенство воинской части и соединения,
В целях поднятия уровня строевой подготовки личного состава необходимо практиковать проведение состязаний на лучший взвод и роту во всех частях и соединениях (военных училищах).
Состязания целесообразно проводить: в конце зимнего периода обучения—на лучший взвод сначала в каждой роте и между отдельными взводами, а затем на первенство части между взводами, занявшими первые места в предварительных состязаниях; в конце летнего периода обучения — на лучшую роту сначала в каждом батальоне и между отдельными ротами, а затем на первенство части между ротами, занявшими первые места в предварительных состязаниях; один раз в год—на лучшую роту в соединении; в таких финальных состязаниях участвуют роты, занявшие первые места в своих частях.
В учебных частях состязания рекомендуется проводить на лучший взвод сначала в каждой роте и в батальоне, а затем на первенство части между взводами, занявшими первые места в предварительных состязаниях.
Оценка подразделений на предварительных состязаниях дается командирами рот и батальонов соответственно, а в состязаниях на первенство части и соединения — комиссией в составе трех — пяти офицеров из числа лучших методистов-строевиков.
По итогам состязаний отдается приказ по части (соединению). Для взводов и рот, занявших первые места в состязаниях на первенство части
(соединения), целесообразно учредить переходящие призы, а за второе и третье места награждать грамотами.
В программу состязаний рекомендуется включать выполнение изученных строевых приемов одиночной подготовки и отдельных элементов строевой слаженности.
При подведении итогов состязаний целесообразно определять средний балл каждому подразделению отдельно за одиночную подготовку и отдельно за строевую слаженность. Строевая слаженность на состязаниях опреде- ляется обычно по двум показателям: отдание воинской чести в движении в составе подразделения и прохождение строем с исполнением строевых песен.
Кроме того, для удобства подсчета результатов может быть введен определенный коэффициент, например 100.
Пример. Во взводе проверено по одиночной подготовке 20 человек, из них оценены: «отлично»—10 «хорошо» — 6, «удовлетворительно» — 4.
Средний балл взводу (50+24+12) :20=4,3. Следовательно, взвод за оди- ночную подготовку набирает 430 очков (4,3 • 100 •=4.30).
Взвод за строевую слаженность оценен: отдание воинской чести —
«хорошо», исполнение песни — «отлично». Средний балл взводу (4+5)
:2"4,5. Следовательно, . взвод за строевую слаженность набирает 450 очков.
Место каждому подразделению выводится по общей сумме очков, которая определяется путем суммирования очков за одиночную подготовку и строевую слаженность. Так, в данном примере взвод набирает 880 очков.
Финальные состязания на первенство воинской части и соединения,
особенно их заключительную часть—проверку строевой слаженности, рекомендуется проводить в присутствии всех соревнующихся подразделений и в торжественной обстановке.
Смотры-конкурсы на лучшее исполнение строевых песен
В армейских условиях песня играет важную роль в воинском и эстетическом воспитании личного состава. Она мобилизует и вдохновляет воинов, пробуждает у них высокие мысли и чувства, зовет на новые свершения.
По сложившейся в передовых частях и лучших военных училищах традиции в праздничные дни подразделения воинов проходят с оркестром и песнями по улицам города, демонстрируя отличную выправку и слаженность исполнения строевых песен. Прохождение по городу создает праздничное и радостное настроение.
В момент исполнения пеони каждый военнослужащий, находящийся в строю, чувствует себя частицей воинского коллектива, гордится своей принадлежностью к Вооруженным Силам РОССИИ.
Исполнение строевых песен в составе подразделений предусмотрено общевоинскими уставами, программами боевой подготовки и должно рассматриваться всеми командирами как обязательный элемент армейской жизни.
Очень многое для пропаганды строевой песни могут сделать самодеятельные хоры и ансамбли клубов частей и Домов офицеров. В этой работе необходимо уделить больше внимания ротным запевалам. Их надо подбирать и учить. В этом заключается одна из обязанностей командиров, политработников и военных дирижеров.
Песня должна входить в жизнь и быт солдата, матроса, курсанта с первых шагов их воинской службы.
В целях пропаганды строевой песни, дальнейшего совершенствования исполнительского мастерства и строевой выучки личного состава, повышения идейно-художественной направленности репертуара и улучшения военно-патриотического воспитания армейской молодежи необходимо практиковать регулярное проведение смотров-конкурсов на лучшее исполнение строевой песни.
Смотр-конкурс проводится сначала на лучший взвод, роту в воинских частях, а затем на лучшую роту и батальон в соединении и военном училище.
В учебных частях смотры-конкурсы целесообразно проводить на лучший взвод сначала в каждой роте и в батальоне, а затем на первенство части между взводами, занявшими первые места в предварительных соревнованиях.
В репертуар должны входить произведения на героико-патриотическую тему, посвященные Родине, дружбе народов РОССИИ, боевым подвигам советского народа, Советской Армии и Военно-Морскому Флоту.
Оценка подразделений за исполнение строевой песни на предварительных соревнованиях производится соответствующими команди- рами и политработниками, а в ходе смотра-конкурса на первенство части,
Смотры-конкурсы на лучшее исполнение строевых песен
В армейских условиях песня играет важную роль в воинском и эстетическом воспитании личного состава. Она мобилизует и вдохновляет воинов, пробуждает у них высокие мысли и чувства, зовет на новые свершения.
По сложившейся в передовых частях и лучших военных училищах традиции в праздничные дни подразделения воинов проходят с оркестром и песнями по улицам города, демонстрируя отличную выправку и слаженность исполнения строевых песен. Прохождение по городу создает праздничное и радостное настроение.
В момент исполнения пеони каждый военнослужащий, находящийся в строю, чувствует себя частицей воинского коллектива, гордится своей принадлежностью к Вооруженным Силам РОССИИ.
Исполнение строевых песен в составе подразделений предусмотрено общевоинскими уставами, программами боевой подготовки и должно рассматриваться всеми командирами как обязательный элемент армейской жизни.
Очень многое для пропаганды строевой песни могут сделать самодеятельные хоры и ансамбли клубов частей и Домов офицеров. В этой работе необходимо уделить больше внимания ротным запевалам. Их надо подбирать и учить. В этом заключается одна из обязанностей командиров, политработников и военных дирижеров.
Песня должна входить в жизнь и быт солдата, матроса, курсанта с первых шагов их воинской службы.
В целях пропаганды строевой песни, дальнейшего совершенствования исполнительского мастерства и строевой выучки личного состава, повышения идейно-художественной направленности репертуара и улучшения военно-патриотического воспитания армейской молодежи необходимо практиковать регулярное проведение смотров-конкурсов на лучшее исполнение строевой песни.
Смотр-конкурс проводится сначала на лучший взвод, роту в воинских частях, а затем на лучшую роту и батальон в соединении и военном училище.
В учебных частях смотры-конкурсы целесообразно проводить на лучший взвод сначала в каждой роте и в батальоне, а затем на первенство части между взводами, занявшими первые места в предварительных соревнованиях.
В репертуар должны входить произведения на героико-патриотическую тему, посвященные Родине, дружбе народов РОССИИ, боевым подвигам советского народа, Советской Армии и Военно-Морскому Флоту.
Оценка подразделений за исполнение строевой песни на предварительных соревнованиях производится соответствующими команди- рами и политработниками, а в ходе смотра-конкурса на первенство части,
училища и соединения — комиссией в составе трех — пяти офицеров.
По итогам смотра-конкурса отдается приказ по части (училищу, соединению). Для взводов и рот, батальонов, занявших первые места, рекомендуется учредить переходящие призы, а за вторые и третьи места награждать грамотами.
При оценке исполнения строевой песни обычно учитываются: выбор песни, ее идейная направленность, художественная ценность, актуальность тематики; уровень исполнения—правильность мелодии, слитность и слаженность звучания, отчетливая дикция; наличие подготовленных запевал; соблюдение равнения в строю и четкость шага; внешний вид личного состава.
Итоговый смотр-конкурс необходимо проводить в торжественной обстановке с присутствием всего личного состава и приглашением ветеранов войны и труда, городской общественности.
В некоторых гарнизонах смотры-конкурсы проводятся не только для воинов, но и для всех жителей города. Они становятся настоящим праздником «песенного парада», превращаются в яркий спектакль, объединенный режиссерским сценарием. Так, например, песни подбираются с таким расчетом, чтобы из них сложилась история развития Советских
Вооруженных Оил. В праздниках нередко участвуют и музыкальные коллективы города. В таких случаях жюри в своих оценках учитывает и мнение слушателей.
Современная молодежь любит музыку и песню. Поэтому глубокая по содержанию, насыщенная романтикой военной службы строевая песня обладает большими воспитательными возможностями. Широкая популяриза- ция положительного опыта проведения таких смотров будет важным подспорьем в воспитательной работе всех командиров и политработников.
Показательные выступления по строевой подготовке
Одной из эффективных форм повышения уровня строевой подготовки личного состава являются показательные выступления подразделений с образцовым выполнением приемов и действий. Их цель — поднять у воинов чувство гордости за принадлежность к славным Советским Вооруженным
Силам, вызвать желание серьезно заниматься строевой подготовкой. Кроме того, четкость, согласованность в выполнении приемов и действий повышают у военнослужащих настроение, вселяют уверенность в своих силах, воспитывают у них внимательность, исполнительность, чувство кол- лективизма, любовь к военной форме одежды, стремление всегда быть подтянутыми, молодцеватыми.
Показательные выступления проводятся во время спартакиад, в дни спортивных и других праздников воинских частей и военно-учебных заведений. Они могут проходить как составная часть праздника или самостоятельно. Каждое выступление сопровождается игрой военного оркестра или боем малых барабанов (может быть использован и магнитофон) и представляет собой монолитный и четкий показ различных элементов строевой подготовки в составе подразделений.
Для того чтобы показательное выступление достигло высоких
По итогам смотра-конкурса отдается приказ по части (училищу, соединению). Для взводов и рот, батальонов, занявших первые места, рекомендуется учредить переходящие призы, а за вторые и третьи места награждать грамотами.
При оценке исполнения строевой песни обычно учитываются: выбор песни, ее идейная направленность, художественная ценность, актуальность тематики; уровень исполнения—правильность мелодии, слитность и слаженность звучания, отчетливая дикция; наличие подготовленных запевал; соблюдение равнения в строю и четкость шага; внешний вид личного состава.
Итоговый смотр-конкурс необходимо проводить в торжественной обстановке с присутствием всего личного состава и приглашением ветеранов войны и труда, городской общественности.
В некоторых гарнизонах смотры-конкурсы проводятся не только для воинов, но и для всех жителей города. Они становятся настоящим праздником «песенного парада», превращаются в яркий спектакль, объединенный режиссерским сценарием. Так, например, песни подбираются с таким расчетом, чтобы из них сложилась история развития Советских
Вооруженных Оил. В праздниках нередко участвуют и музыкальные коллективы города. В таких случаях жюри в своих оценках учитывает и мнение слушателей.
Современная молодежь любит музыку и песню. Поэтому глубокая по содержанию, насыщенная романтикой военной службы строевая песня обладает большими воспитательными возможностями. Широкая популяриза- ция положительного опыта проведения таких смотров будет важным подспорьем в воспитательной работе всех командиров и политработников.
Показательные выступления по строевой подготовке
Одной из эффективных форм повышения уровня строевой подготовки личного состава являются показательные выступления подразделений с образцовым выполнением приемов и действий. Их цель — поднять у воинов чувство гордости за принадлежность к славным Советским Вооруженным
Силам, вызвать желание серьезно заниматься строевой подготовкой. Кроме того, четкость, согласованность в выполнении приемов и действий повышают у военнослужащих настроение, вселяют уверенность в своих силах, воспитывают у них внимательность, исполнительность, чувство кол- лективизма, любовь к военной форме одежды, стремление всегда быть подтянутыми, молодцеватыми.
Показательные выступления проводятся во время спартакиад, в дни спортивных и других праздников воинских частей и военно-учебных заведений. Они могут проходить как составная часть праздника или самостоятельно. Каждое выступление сопровождается игрой военного оркестра или боем малых барабанов (может быть использован и магнитофон) и представляет собой монолитный и четкий показ различных элементов строевой подготовки в составе подразделений.
Для того чтобы показательное выступление достигло высоких
результатов, нужна тщательная подготовка всего личного состава подразделений. По опыту лучших подразделений подготовка проводится в три этапа.
Первый этап заключается в освоении сержантами, курсантами и солдатами разделов программы показательного выступления и в выполнении строевых приемов по разделениям и в замедленном темпе.
На втором этапе отдельные приемы и действия последовательно объединяются в группы, а затем в единое целое выступление.
Третий этап сводится к выработке у военнослужащих твердых навыков коллективных действий в составе подразделения. Четкое выполнение приемов достигается путем многократного повторения всей программы в целом.
Для музыкального сопровождения выступлений необходимо совместно с военным дирижером части (училища) умело подобрать популярные военные марши и подготовить барабанщиков.
Для подготовки подразделений к показательным выступлениям предлагаются варианты двух программ, когда личный состав роты вооружен автоматами или карабинами.
ПРОГРАММА
ПОКАЗАТЕЛЬНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ РОТЫ С ВЫПОЛНЕНИЕМ
СТРОЕВЫХ ПРИЕМОВ И ДЕЙСТВИЙ С АВТОМАТАМИ
Вступительная часть
1. Рота, построенная двумя колоннами с автоматами в положении «на ремень», находится ня флангах строевого плаца, перед каждой колонной—сигналист-барабанщик с малым барабаном и командир взвода. Командир роты стоит у выхода на строевой плац напротив трибуны, фанфаристы сигналом «Слушайте все» возвещают о начале выступления роты. По окончании сигнала оркестр играет марш.
2. Рота с началом игры оркестра начинает движение двумя колоннами строевым шагом в сторону трибуны. С выходом к трибуне рота обозначает шаг на месте. Командир роты находится впереди строя. По окончании игры оркестра poia останавливается, командир роты, командиры взводов и сигналисты-барабанщики поворачиваются лицом к строю. Сигналисты- барабанщики изготавливаются к барабанному бою и сопровождают игрой все выступление роты.
3. Рота размыкается вначале по фронту, а затем в глубину строя нд интервалы и дистанции четыре шага. По окончании размыкания каждый военнослужащий занимает свое исходное положение лицом в сторону трибуны.
4. Личный состав роты поворачивается «по четверкам» лицом друг к другу; все делают шаг вперед и одновременно выполняют прием «положить оружие», поворачиваются кругом, делают шаг вперед, возвращаясь в исходное положение, и поворот в сторону фронта для выступления.
Первый этап заключается в освоении сержантами, курсантами и солдатами разделов программы показательного выступления и в выполнении строевых приемов по разделениям и в замедленном темпе.
На втором этапе отдельные приемы и действия последовательно объединяются в группы, а затем в единое целое выступление.
Третий этап сводится к выработке у военнослужащих твердых навыков коллективных действий в составе подразделения. Четкое выполнение приемов достигается путем многократного повторения всей программы в целом.
Для музыкального сопровождения выступлений необходимо совместно с военным дирижером части (училища) умело подобрать популярные военные марши и подготовить барабанщиков.
Для подготовки подразделений к показательным выступлениям предлагаются варианты двух программ, когда личный состав роты вооружен автоматами или карабинами.
ПРОГРАММА
ПОКАЗАТЕЛЬНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ РОТЫ С ВЫПОЛНЕНИЕМ
СТРОЕВЫХ ПРИЕМОВ И ДЕЙСТВИЙ С АВТОМАТАМИ
Вступительная часть
1. Рота, построенная двумя колоннами с автоматами в положении «на ремень», находится ня флангах строевого плаца, перед каждой колонной—сигналист-барабанщик с малым барабаном и командир взвода. Командир роты стоит у выхода на строевой плац напротив трибуны, фанфаристы сигналом «Слушайте все» возвещают о начале выступления роты. По окончании сигнала оркестр играет марш.
2. Рота с началом игры оркестра начинает движение двумя колоннами строевым шагом в сторону трибуны. С выходом к трибуне рота обозначает шаг на месте. Командир роты находится впереди строя. По окончании игры оркестра poia останавливается, командир роты, командиры взводов и сигналисты-барабанщики поворачиваются лицом к строю. Сигналисты- барабанщики изготавливаются к барабанному бою и сопровождают игрой все выступление роты.
3. Рота размыкается вначале по фронту, а затем в глубину строя нд интервалы и дистанции четыре шага. По окончании размыкания каждый военнослужащий занимает свое исходное положение лицом в сторону трибуны.
4. Личный состав роты поворачивается «по четверкам» лицом друг к другу; все делают шаг вперед и одновременно выполняют прием «положить оружие», поворачиваются кругом, делают шаг вперед, возвращаясь в исходное положение, и поворот в сторону фронта для выступления.