ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Знакомство с чертежным инструментом – линейкой.
– Как мы можем изобразить на бумаге, на доске любой многоугольник?
– Какой инструмент нам для этого понадобится?
– Совершенно верно, при помощи чертёжного инструмента – линейки – можно изобразить любой многоугольник.
Далее учитель знакомит учащихся с делениями на линейке, показывает, как пользоваться линейкой при изображении геометрических фигур на плоскости.
2. Упражнение в черчении многоугольников.
Р а б о т а в т е т р а д и (с. 13 в тетради № 1, задание 2).
Учащиеся соединяют по линейке точки данных фигур, учитель помогает детям.
– Какие фигуры у вас получились?
V. Пропедевтика темы «Задача».
Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунки в задании 1 (с. 47 учебника, часть 1).
– Составьте по первому рисунку краткий рассказ, содержащий вопрос.
– Какое числовое выражение соответствует вашему рассказу?
– Составьте рассказ по второму рисунку.
– Какое числовое выражение соответствует ему?
– Найдите значения остальных выражений.
В заключение урока учитель может предложить ученикам выполнить задание 4 (с. 47 учебника, часть 1) и определить, путь какого из ёжиков самый короткий. (При выполнении задания дети могут пользоваться различными мерками, возможно, учащиеся догадаются воспользоваться линейкой, учителю следует особо отметить таких учеников.)
VI. Итог урока.
– Чему научились на уроке?
– Какие знания, приобретённые вами, пригодились на сегодняшнем уроке?
У р о к 29. ЧИСЛА 6–7. ЦИФРА 6
Цели урока: познакомить учащихся с образованием чисел 6–7 и их графической записью – цифрами 6, 7; учить детей писать цифру 6; начать первичное знакомство с определением времени по часам; работать над развитием внимания, наблюдательности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с образованием чисел 6, 7.
Учитель выставляет на наборное полотно (магнитную доску, фланелеграф) пять предметов, например пять котят, затем добавляет ещё одного котёнка.
– Составьте короткий рассказ, закончив его вопросом. (Во дворе играли пять котят. К ним прибежал ещё один. Сколько котят стало?)
– Какой знак арифметического действия надо выбрать, чтобы ответить на поставленный вопрос?
(Плюс.)
– Почему плюс? (Так как котят стало больше.)
– Составим равенство.
На наборном полотне появляется з а п и с ь:
5 + 1 = 6.
(Учитель показывает цифру 6.)
Затем на наборное полотно выставляется 6 предметов, к примеру, утята, потом добавляется ещё один утёнок.
Дети составляют рассказ: В пруду плавало шесть утят, к ним подплыл ещё один. Сколько утят стало?
После этой работы ученики составляют равенство:
6 + 1 = 7.
(Учитель показывает цифру 7.)
– Какие новые числа сегодня «в гостях» на нашем уроке?
– Что вы можете сказать о числе 6?
– О числе 7?
2. Знакомство с числовой прямой.
– Все числа можно расположить на числовой прямой:
– Мы с вами знакомы пока с числами от 1 до 7 – это отрезок числовой прямой, или отрезок числового ряда.
Учитель должен сообщить учащимся о том, что постепенно, по мере знакомства с новыми числами, отрезок числовой прямой для них будет увеличиваться.
3. Составление кратких рассказов с использованием знаков действия.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учащиеся составляют краткие (математические) рассказы по рисунку и равенствам задания 1 (с. 48 учебника, часть 1), доказывая правильность выбранного ими действия в зависимости от знака действия («+», «–»).
III. Анализ образца, письмо цифры 6.
Учитель. Сегодня на уроке мы научимся писать цифру 6. (Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 6.)
– На что, по вашему мнению, похожа цифра 6?
Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
С. Маршак
Анализ образца.
Письмо цифры 6 по э т а п а м:
в воздухе;
по точкам (с. 13 в тетради № 1, задание 3);
самостоятельно.
IV. Знакомство с определением времени по часам.
Учитель просит учащихся рассмотреть рисунок учебника (с. 49, часть 1).
– Что на нём изображено? (Часы.)
– Для чего нужны часы? (Определять время.)
– Умеете ли вы определять время по часам?
– Вы, конечно, знаете, что время показывают удивительные стрелочки, которые движутся по циферблату. Обычно у часов 2 стрелки. Одна двигается медленно-медленно, еле-еле. Посмотрите, какая она толстая и короткая. (Учитель показывает часовую стрелку на модели часов.)
Другая стрелка двигается по кругу побыстрее. Вон она какая длинная и тонкая. (Показ минутной стрелки на модели часов.)
У каждой из них своя работа и своё имя. Короткая и толстая стрелка – часовая.
– Как вы думаете, почему её так назвали?
– Тонкая и длинная стрелка – минутная.
– Она показывает… (минуты).
– Но довольно часто можно встретить часы, у которых не две, а три стрелки. Третья стрелка – самая маленькая и самая «шустрая», она отсчитывает секунды.
Далее учитель просит учеников внимательнее рассмотреть часы на рисунке в учебнике.
– Что в них общего? (У всех минутная стрелка стоит на 12.)
Учитель сообщает детям о том, что если минутная стрелка стоит на 12, то часы показывают только число часов, без минут. Далее учитель просит детей расположить часы по порядку возрастания времени, которое они показывают.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учитель просит учеников рассмотреть часы в задании 4 (с. 11 в тетради № 1).
– Что заметили? (У этих часов пропущены некоторые цифры.)
– Впишите недостающие цифры и определите время, которое показывают часы.
В з а и м о п р о в е р к а.
V. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся.
В заключение урока ученики выполняют задание, способствующее развитию наблюдательности и внимания: сравнивают рисунки на полях учебника (с. 48, часть 1).
VI. Итог урока.
– Что хотите сказать?
– Что особенно запомнилось?
У р о к 30. ЧИСЛА 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. ЦИФРА 7
Цели урока:
закреплять у учащихся знание состава чисел 2–7; упражнять детей в записи и чтении равенств; продолжать формировать умение детей составлять и читать неравенства, соотносить число с цифрой; учить писать цифру 7.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Упражнение в умении логически мыслить.
Учителю можно начать урок с задания на смекалку. С этой целью может быть использовано задание 2 (с. 49 учебника, часть 1).
– Какую фигуру чертит заяц? (Круг или шестиугольник.)
– Объясните, как рассуждали.
– Какую фигуру начертила белочка? (Шестиугольник.)
– Почему так решили?
III. Упражнение в счёте предметов и соотнесении числа с цифрой.
Учитель выставляет на наборное полотно разноцветные квадраты и круги. (Может быть использовано задание 2 учебника, с. 49, часть 1.)
– Каким по счёту будет красный квадрат, если считать справа налево?
– Каким по счёту будет зелёный квадрат?
– Сколько всего квадратов?
– Каким по счёту будет жёлтый кружок, если считать слева направо?
– Каким будет розовый кружок?
– Сколько кружков всего?
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся выполняют с а м о с т о я т е л ь н о задание 1 (с. 13 в тетради № 1): соотносят количество предметов с цифрой, записанной ниже.
В з а и м о п р о в е р к а.
Учитель выставляет на наборное полотно различные предметы и просит детей цифрой записать их количество.
Например,5 тигрят, 3 котёнка, 1 голубь, 6 грибов, 7 шариков. (Учащиеся не смогут записать количество шариков, так как не учили написание цифры 7.)
– Почему вы не смогли записать число шариков? Чему мы должны научиться, чтобы выполнить задание? (Научиться писать цифру 7.)
Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 7.
IV. Знакомство с цифрой 7.
1. Подготовка учащихся к восприятию цифры 7. Анализ образца.
Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.
С. Маршак
– А что вам напоминает цифра 7?
2. Письмо цифры по э т а п а м:
в воздухе;
по точкам;
самостоятельно (с. 13 в тетради № 1, задание 6).
3. Упражнение в умении определять состав числа.
Р а б о т а в т е т р а д и.
На доске записаны числа из задания 6 (ч. 2, с. 13 в тетради № 1):
1, 2, 4, 5, 6, 7.
7, 6, 5, 3, 2, .
– Что хотите сказать?
– Какие числа пропущены?
– Запишите пропущенные числа соответствующей цифрой в ваших тетрадях.
– В каком порядке записаны числа верхней строки?
– В каком порядке записаны числа нижней строки?
– А как они расположены на числовой прямой?
V. Чтение и составление равенств.
Игра «Назови соседа»:
(При выполнении этого задания ученики могут воспользоваться числовой прямой:
– Сколько «шагов» нужно сделать от 1 до 4? (Три. Значит, пропущено число 3.)
После того как назван каждый «сосед», учащиеся составляют равенства и записывают их на доске и в тетрадях.
4 = 3 + 1 6 = 5 + 1
5 = 4 + 1 7 = 6 + 1
VI. Формирование умения читать и составлять неравенства.
На магнитной д о с к е учитель магнитными цифрами записывает следующее:
4 5
6 3
7 1
2 3
– Что хотите сказать?
– Поставьте нужные знаки.
– Как называются полученные записи? (Неравенства.)
– Прочитаем их хором.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Далее учитель просит детей прочитать неравенства в задании 4 (с. 13 в тетради № 1) и раскрасить рисунки в соответствии с записью.
– Какая запись «лишняя»? (4 = 4.)
– Почему? (Это равенство.)
VII. Работа с геометрическим материалом.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учитель предлагает детям рассмотреть задание 2 (с. 51, часть 1).
– Как называются изображённые линии? (Отрезки.)
– Как вы узнали, что это – отрезки?
– Как вы думаете, есть ли среди отрезков, изображённых на рисунке, отрезки, имеющие одинаковую длину?
– Как это проверить? (Учащиеся измеряют длины отрезков при помощи мерки.)
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какие открытия сделали?
– Какую бы работу вам хотелось выполнить ещё?
У р о к 31. ЧИСЛА 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
– Как мы можем изобразить на бумаге, на доске любой многоугольник?
– Какой инструмент нам для этого понадобится?
– Совершенно верно, при помощи чертёжного инструмента – линейки – можно изобразить любой многоугольник.
Далее учитель знакомит учащихся с делениями на линейке, показывает, как пользоваться линейкой при изображении геометрических фигур на плоскости.
2. Упражнение в черчении многоугольников.
Р а б о т а в т е т р а д и (с. 13 в тетради № 1, задание 2).
Учащиеся соединяют по линейке точки данных фигур, учитель помогает детям.
– Какие фигуры у вас получились?
V. Пропедевтика темы «Задача».
Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунки в задании 1 (с. 47 учебника, часть 1).
– Составьте по первому рисунку краткий рассказ, содержащий вопрос.
– Какое числовое выражение соответствует вашему рассказу?
– Составьте рассказ по второму рисунку.
– Какое числовое выражение соответствует ему?
– Найдите значения остальных выражений.
В заключение урока учитель может предложить ученикам выполнить задание 4 (с. 47 учебника, часть 1) и определить, путь какого из ёжиков самый короткий. (При выполнении задания дети могут пользоваться различными мерками, возможно, учащиеся догадаются воспользоваться линейкой, учителю следует особо отметить таких учеников.)
VI. Итог урока.
– Чему научились на уроке?
– Какие знания, приобретённые вами, пригодились на сегодняшнем уроке?
У р о к 29. ЧИСЛА 6–7. ЦИФРА 6
Цели урока: познакомить учащихся с образованием чисел 6–7 и их графической записью – цифрами 6, 7; учить детей писать цифру 6; начать первичное знакомство с определением времени по часам; работать над развитием внимания, наблюдательности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с образованием чисел 6, 7.
Учитель выставляет на наборное полотно (магнитную доску, фланелеграф) пять предметов, например пять котят, затем добавляет ещё одного котёнка.
– Составьте короткий рассказ, закончив его вопросом. (Во дворе играли пять котят. К ним прибежал ещё один. Сколько котят стало?)
– Какой знак арифметического действия надо выбрать, чтобы ответить на поставленный вопрос?
(Плюс.)
– Почему плюс? (Так как котят стало больше.)
– Составим равенство.
На наборном полотне появляется з а п и с ь:
5 + 1 = 6.
(Учитель показывает цифру 6.)
Затем на наборное полотно выставляется 6 предметов, к примеру, утята, потом добавляется ещё один утёнок.
Дети составляют рассказ: В пруду плавало шесть утят, к ним подплыл ещё один. Сколько утят стало?
После этой работы ученики составляют равенство:
6 + 1 = 7.
(Учитель показывает цифру 7.)
– Какие новые числа сегодня «в гостях» на нашем уроке?
– Что вы можете сказать о числе 6?
– О числе 7?
2. Знакомство с числовой прямой.
– Все числа можно расположить на числовой прямой:
– Мы с вами знакомы пока с числами от 1 до 7 – это отрезок числовой прямой, или отрезок числового ряда.
Учитель должен сообщить учащимся о том, что постепенно, по мере знакомства с новыми числами, отрезок числовой прямой для них будет увеличиваться.
3. Составление кратких рассказов с использованием знаков действия.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учащиеся составляют краткие (математические) рассказы по рисунку и равенствам задания 1 (с. 48 учебника, часть 1), доказывая правильность выбранного ими действия в зависимости от знака действия («+», «–»).
III. Анализ образца, письмо цифры 6.
Учитель. Сегодня на уроке мы научимся писать цифру 6. (Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 6.)
– На что, по вашему мнению, похожа цифра 6?
Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
С. Маршак
Анализ образца.
Письмо цифры 6 по э т а п а м:
в воздухе;
по точкам (с. 13 в тетради № 1, задание 3);
самостоятельно.
IV. Знакомство с определением времени по часам.
Учитель просит учащихся рассмотреть рисунок учебника (с. 49, часть 1).
– Что на нём изображено? (Часы.)
– Для чего нужны часы? (Определять время.)
– Умеете ли вы определять время по часам?
– Вы, конечно, знаете, что время показывают удивительные стрелочки, которые движутся по циферблату. Обычно у часов 2 стрелки. Одна двигается медленно-медленно, еле-еле. Посмотрите, какая она толстая и короткая. (Учитель показывает часовую стрелку на модели часов.)
Другая стрелка двигается по кругу побыстрее. Вон она какая длинная и тонкая. (Показ минутной стрелки на модели часов.)
У каждой из них своя работа и своё имя. Короткая и толстая стрелка – часовая.
– Как вы думаете, почему её так назвали?
– Тонкая и длинная стрелка – минутная.
– Она показывает… (минуты).
– Но довольно часто можно встретить часы, у которых не две, а три стрелки. Третья стрелка – самая маленькая и самая «шустрая», она отсчитывает секунды.
Далее учитель просит учеников внимательнее рассмотреть часы на рисунке в учебнике.
– Что в них общего? (У всех минутная стрелка стоит на 12.)
Учитель сообщает детям о том, что если минутная стрелка стоит на 12, то часы показывают только число часов, без минут. Далее учитель просит детей расположить часы по порядку возрастания времени, которое они показывают.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учитель просит учеников рассмотреть часы в задании 4 (с. 11 в тетради № 1).
– Что заметили? (У этих часов пропущены некоторые цифры.)
– Впишите недостающие цифры и определите время, которое показывают часы.
В з а и м о п р о в е р к а.
V. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся.
В заключение урока ученики выполняют задание, способствующее развитию наблюдательности и внимания: сравнивают рисунки на полях учебника (с. 48, часть 1).
VI. Итог урока.
– Что хотите сказать?
– Что особенно запомнилось?
У р о к 30. ЧИСЛА 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. ЦИФРА 7
Цели урока:
закреплять у учащихся знание состава чисел 2–7; упражнять детей в записи и чтении равенств; продолжать формировать умение детей составлять и читать неравенства, соотносить число с цифрой; учить писать цифру 7.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Упражнение в умении логически мыслить.
Учителю можно начать урок с задания на смекалку. С этой целью может быть использовано задание 2 (с. 49 учебника, часть 1).
– Какую фигуру чертит заяц? (Круг или шестиугольник.)
– Объясните, как рассуждали.
– Какую фигуру начертила белочка? (Шестиугольник.)
– Почему так решили?
III. Упражнение в счёте предметов и соотнесении числа с цифрой.
Учитель выставляет на наборное полотно разноцветные квадраты и круги. (Может быть использовано задание 2 учебника, с. 49, часть 1.)
– Каким по счёту будет красный квадрат, если считать справа налево?
– Каким по счёту будет зелёный квадрат?
– Сколько всего квадратов?
– Каким по счёту будет жёлтый кружок, если считать слева направо?
– Каким будет розовый кружок?
– Сколько кружков всего?
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся выполняют с а м о с т о я т е л ь н о задание 1 (с. 13 в тетради № 1): соотносят количество предметов с цифрой, записанной ниже.
В з а и м о п р о в е р к а.
Учитель выставляет на наборное полотно различные предметы и просит детей цифрой записать их количество.
Например,5 тигрят, 3 котёнка, 1 голубь, 6 грибов, 7 шариков. (Учащиеся не смогут записать количество шариков, так как не учили написание цифры 7.)
– Почему вы не смогли записать число шариков? Чему мы должны научиться, чтобы выполнить задание? (Научиться писать цифру 7.)
Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 7.
IV. Знакомство с цифрой 7.
1. Подготовка учащихся к восприятию цифры 7. Анализ образца.
Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.
С. Маршак
– А что вам напоминает цифра 7?
2. Письмо цифры по э т а п а м:
в воздухе;
по точкам;
самостоятельно (с. 13 в тетради № 1, задание 6).
3. Упражнение в умении определять состав числа.
Р а б о т а в т е т р а д и.
На доске записаны числа из задания 6 (ч. 2, с. 13 в тетради № 1):
1, 2, 4, 5, 6, 7.
7, 6, 5, 3, 2, .
– Что хотите сказать?
– Какие числа пропущены?
– Запишите пропущенные числа соответствующей цифрой в ваших тетрадях.
– В каком порядке записаны числа верхней строки?
– В каком порядке записаны числа нижней строки?
– А как они расположены на числовой прямой?
V. Чтение и составление равенств.
Игра «Назови соседа»:
(При выполнении этого задания ученики могут воспользоваться числовой прямой:
– Сколько «шагов» нужно сделать от 1 до 4? (Три. Значит, пропущено число 3.)
После того как назван каждый «сосед», учащиеся составляют равенства и записывают их на доске и в тетрадях.
4 = 3 + 1 6 = 5 + 1
5 = 4 + 1 7 = 6 + 1
VI. Формирование умения читать и составлять неравенства.
На магнитной д о с к е учитель магнитными цифрами записывает следующее:
4 5
6 3
7 1
2 3
– Что хотите сказать?
– Поставьте нужные знаки.
– Как называются полученные записи? (Неравенства.)
– Прочитаем их хором.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Далее учитель просит детей прочитать неравенства в задании 4 (с. 13 в тетради № 1) и раскрасить рисунки в соответствии с записью.
– Какая запись «лишняя»? (4 = 4.)
– Почему? (Это равенство.)
VII. Работа с геометрическим материалом.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учитель предлагает детям рассмотреть задание 2 (с. 51, часть 1).
– Как называются изображённые линии? (Отрезки.)
– Как вы узнали, что это – отрезки?
– Как вы думаете, есть ли среди отрезков, изображённых на рисунке, отрезки, имеющие одинаковую длину?
– Как это проверить? (Учащиеся измеряют длины отрезков при помощи мерки.)
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какие открытия сделали?
– Какую бы работу вам хотелось выполнить ещё?
У р о к 31. ЧИСЛА 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7