Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Действительно, малый бизнес не имеет собственных нефтеперерабатывающих заводов, и может поставлять только сырую продукцию.
Однако, парадокс заключается в том, что независимые нефтяные компании экспортируют лишь треть всей добытой продукции, в то время как вертикально интегрированные корпорации увозят за рубеж порядка двух третей.
Некоторые специалисты ошибочно аргументируют свою позицию относительно неэффективности малых нефтяных и газовых компаний тем, что они (малые компании) используют давно устаревшие методы и способы добычи сырье, в связи с чем не являются надежными и перспективными партнерами. Но при более глубоком изучении проблемы можно сделать вывод, что в настоящее время малый бизнес наоборот старается использовать самые передовые технологии для улучшения производительности. Как малые, так и средние компании не могут рассчитывать на получение дополнительной прибыли от эффекта масштаба.
Именно поэтому первоочередной задачей для них являет максимальная отдача от каждой единицы техники и от персонала.
Если бы малый бизнес действительно работал с применением устаревших технологий и с использованием несовременного оборудования, он стал бы совершенно неконкурентоспособным. Следовательно, утверждение некоторых экспертов относительно низкого технологического уровня малых независимых компаний является ошибочным.
6. Анализ на возможность совместного сосуществования нефтяных компаний малого и среднего бизнеса
Согласно актуальным данным, предоставляемым Министерством энергетики России, отраслевая структура нефтедобывающей отрасли включает в себя более 100 организаций, входящих в состав различных ВИНК, почти 180 независимых добывающих компаний, а также 3 организации, работающие на условиях соглашений о разделе продукции.
То есть число компаний, относящихся к независимым, вполне сопоставимо с числом компаний, входящих в структуру крупных ВИНК. Другими словами, сегодня в нефтегазовом секторе присутствует достаточное количество компаний независимого сегмента, имеющих возможности расширенного, устойчивого развития и поэтапного внедрения в секторальный производственный процесс, с целью повышения уровня конкурентоспособности как внутри самой отрасли, так и на внешних мировых рынках энергоносителей.
Проведенный анализ нефтегазового сектора и структуры предприятий, его составляющих, дает возможность предположить, что малые и крупные организации все же могут сосуществовать друг с другом и даже органично дополнять деятельность друг друга.
При этом для увеличения эффективности от их взаимодействия и, разумеется, для разрешения возникающих сложных, неоднозначных ситуаций, необходимо активное вмешательство государства в формирование эффективной концептуальной, институциональной базы взаимодействия малого и крупного предпринимательства в нефтегазовом секторе, подразумевающее 80 устранение существующих законодательных недостатков и налогового регулирования предпринимательства, установление особого статуса субъекта малого предпринимательства.
Конкретные мероприятия по данному вопросу должны проявляться в следующем:
• введение налоговых каникул для малых предприятий, в частности, отраслевых нефтегазовых предприятий;
• снижение ставки налога на прибыль для субъектов малого предпринимательства (в зависимости от их характеристик);
• агитация и стимулирование региональными органами и органами местного самоуправления к формированию благоприятных условий для развития малого бизнеса (одним из вариантов может выступить механизм формирования кластеров);
• введение ускоренных темпов амортизации для субъектов малого предпринимательства;
• передача малым предприятиям простаивающих низкорентабельных скважин (что позволит повысить коэффициент извлечения нефти в целом по стране и снизит потери государства от их простоя).
Подобная государственная политика даст толчок рациональному освоению нефтегазовых ресурсов России, а также развитию родственных отраслей системы национальной экономики, повышению уровня реальных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, достижению высокого уровня занятости, инновационному развитию нефтегазового сектора и повышению уровня его совокупной значимости в долгосрочной перспективе.
7. Особенности нефтегазовой отрасли, которые могут оказывать непосредственное влияние на возникновение и развитие в ней нефтяных предприятий
К таким особенностям нефтегазовой отрасли следует отнести:
1) Комплексность - заключается в выполнении целого ряда переделов производства продукции, для решения поставленной обществом задачи по производству и реализации конечному потребителю продукции нефтегазового сектора. Под нефтегазовой отраслью следует понимать однородную совокупность предприятий, организаций или других хозяйствующих субъектов, характеризующихся общностью выполняемых функций по добыче и переработке нефтегазового сырья, в системе общественного разделения труда и производства продукции.
2) Самостоятельность в подготовке сырьевой базы (совокупность запасов месторождений и залежей нефти и газа), которыми может располагать отрасль для возможностей расширения и развития.
3) Высокий уровень капиталоемкости, то есть большой объем средств, необходимых для развития как в целом отрасли, так и для осуществления отдельных производственных процессов в единой нефтегазовой цепи. Высокая капиталоемкость характерна и для нефтегазового комплекса в целом, и для каждого отдельного предприятия. Для осуществления деятельности и воспроизводства минерально-сырьевой базы необходимы крупные капитальные (инвестиционные) вложения.
4) Масштабность и географические особенности размещения, а также наличие неблагоприятных природно-климатических условий.
5) Сложная система транспортировки и логистики.
6) Ориентация на собственные ресурсы: в течение длительного времени развитие нефтяной и газовой промышленности базируется на запасах, которые находятся на территории РФ.
7) Динамизм, инерционность, будущее развитие нефтяной и газовой промышленности основано на освоении мелких месторождений.
8) И наконец, как уже было упомянуто выше, тесная взаимосвязь со всеми ключевыми сферами экономической деятельности (отраслями народного хозяйства).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в силу перечисленных особенностей функционировать и конкурировать с крупными вертикально интегрированными компаниями малым предприятиям в нефтегазовом секторе действительно достаточно сложно.
В нефтегазовой отрасли для представителей сегмента малого бизнеса основным направлением развития выступают так называемые нише-вые позиции. То есть при невозможности организовать работу по всей цепочке от разведки недр до переработки сырья и сбыта готовой продукции, малый бизнес может развиваться в каком-либо одном из сегментов, например, нефтепереработке и сфере сбыта конечной продукции.
При отсутствии достаточных капитальных вложений для обеспечения дорогостоящих технологических процессов на этапах производственной цепочки в нефтегазовой отрасли, малые компании вполне могут оказывать сервисные услуги крупным предприятиям. Хотя подобная практика представляется затруднительной, поскольку в ряде крупных вертикально-интегрированных компаний существуют внутренние установки, которые направлены на то, чтобы обеспечить максимальное взаимодействие по всем производственным и сервисным вопросам с компаниями, так или иначе входящими в структуру головной организации.
Даже при отсутствии собственных организаций в какой-либо области крупные корпорации стремятся охватить ранее не затронутый сегмент рынка для того, чтобы все услуги осуществлялись собственными организациями, нежели сторонними предприятиями (безусловно, с соблюдением действующего законодательства и лишь при условии, что создание и развитие данных предприятий и заключение с ними сделок будет выгодным по произведенным компаниями заблаговременным расчетам).
8. Роль и место малого бизнеса в рыночной экономике малый предпринимательство нефтяной газовый
Малый бизнес представлен деятельностью частных лиц и организаций, основанной на негосударственной форме собственности. К малому бизнесу относятся также предприниматели без образования юридического лица.
В России малый бизнес начал развиваться с 1990-х годов. Сегодня малые предприятия обеспечивают стране более 10 процентов ВВП и трудовую занятость для около 7 миллионов человек.
Но потенциал малого бизнес в России еще не используется в полной мере, так как в развитых зарубежных странах эти показатели выше в 5-6 раз.
Большое значение малого бизнеса для нашей страны связано со следующими факторами:
он позволяет обеспечить более полно потребности населения в услугах и товарах;
мелкий бизнес можно создать быстро и без привлечения крупных инвестиции
, им легче управлять, его проще переориентировать;
за счет малого бизнеса идет развитие конкурентной среды;
мелкие предприятия проще в управлении, в работе с ними не требуется создавать сложные управленческие структуры;
малые предприятия более открыты для внедрения новых технологий;
малый бизнес важен для решения проблемы безработицы;
малый бизнес более гибкий, он способен быстрее адаптироваться к изменениям в экономике и быстрее реагировать на спрос потребителей;
развитие малого бизнеса способствует улучшению качества обслуживания;
он более подходит для реализации нестандартных, творческих идей, для самовыражения;
способствует формированию среднего класса, снижению социальной напряженности в обществе.
В целом, развитие малого бизнеса позитивно отражается на экономике всей страны.
Малые фирмы сильно зависят от ситуации, которая складывается на рынке, и почти не могут изменить эту ситуацию, даже если она неблагоприятна для них. У каждой из малых фирм недостаточно для этого ресурсов, а скоординировать свою деятельность они почти не в состоянии, по крайней мере, по большинству вопросов. Даже совместное лоббирование ими своих интересов в политической жизни обычно получается у них менее эффективно, чем у крупных фирм, которые могут мобилизовать для этого большие ресурсы.
В результате малые фирмы намного чаше разоряются. Так, в России коэффициент выбытия малого бизнеса (доля прекративших свое существование фирм за год) составляет 8% против 1% в экономике в целом.
В то же время малый бизнес во многих странах обеспечивает огромную часть занятости (что весьма важно при высокой безработице), более чуток к конкуренции и запросам потребителей, а главное - является инкубатором предпринимательства. В силу этого в большинстве стран общество поддерживает малый бизнес, склоняя государство облагать этот бизнес уменьшенными налогами, предоставлять ему льготные кредиты и другие виды помощи для того, чтобы усилить устойчивость малого бизнеса. Что касается России, то малый бизнес здесь развит слабо, прежде всего из-за незначительной поддержки со стороны государства. Численность работающих в малом бизнесе в нашей стране составляет около 10% всех занятых, а его доля в валовом внутреннем продукте еще меньше.
Малый бизнес играет важную роль в современной экономике. В разных странах критерии отнесения компаний к категории малого бизнеса различны. В США, согласно официальной статистике, к малому бизнесу относятся все предприятия с числом занятых менее 500 человек. В России к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государственной собственности РФ и субъектов Федерации,