Файл: Малые предприятия нефтегазовой отрасли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
муниципальной собственности, собственности общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и у которых средняя численность работников не превышает следующих предельных величин: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30, в оптовой торговле, остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Малые предприятия получили в России все еще слабое развитие. В 2002 г. в стране насчитывалось только 882,3 тыс. малых предприятий с числом занятых на них 7,2 млн человек (11% общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем в 40-60% общею числа занятых. На малых предприятиях России производилось в 2002 г. лишь 11% ВВП страны, в то время как в США - более 40% ВВП.

Предприятия малого бизнеса России крайне неравномерно распределены по территории страны. Так. в начале 2000-х гг. на Москву приходилось около 25% этих предприятий, на Санкт-Петербург - 10%, на них было занято более 25% общей численности работающих на малых предприятиях. В то же время примерно в 1/3 субъектов РФ было зарегистрировано менее чем по 0,5% общего числа таких предприятий.

Весьма неравномерно распределение малых предприятий по отраслям российской экономики.

В 2002 г. на три отрасли приходилось почти 80% занятых в малом предпринимательстве: 39% занятых приходилось на торговлю и общественное питание, 20% - на промышленность, 18,6% - на строительство.

Слабое развитие малого предпринимательства в России во многом связано с неразвитостью механизмов его государственной поддержки.

Во многих развитых странах существует хорошо разработанная система государственной поддержки малого бизнеса. Так. в США государство активно поддерживает малое предпринимательство. В целях поддержки малого бизнеса еще в 1953 г. в США было создано специальное федеральное ведомство - Администрация по делам малого бизнеса (AMБ), призванное оказывать финансовую, консультативную и организационную помощь мелким предпринимателям. AMБ имеет более 100 отделений в столицах штатов и крупных городах. Многие услуги AMБ предоставляет предпринимателям бесплатно. AMБ предоставляет также предпринимателям займы из собственных источников (на сумму не более 150 тыс. долл.). участвует в займах коммерческих банков (если эти займы на сумму не менее 350 тыс. долл.), предоставляет государственные гарантии в размере до 90% суммы займа (но не более чем на сумму в 350 тыс. долл.).


Помимо деятельности AMБ представители малого бизнеса получают поддержку от региональных органов исполнительной власти, при которых действуют 19 тыс. комиссий по экономическому развитию. Главная цель этих комиссий - способствовать в конкретном регионе развитию бизнеса, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос именно в данной местности.

Данные комиссии оказывают малому бизнесу следующие виды поддержки:

прямую поддержку бизнеса: финансовую (предоставление государственных кредитов и кредитных гарантий), в подготовке кадров;

техническую помощь, в том числе оказание и оплату консультационных и проектных услуг; юридическую, организационно-финансовую, проведение инженерных разработок, маркетинговую и т.п.;

административно-хозяйственные услуги: аренда помещений, бухгалтерские услуги, услуги административного характера.

Малый бизнес имеет немало преимуществ перед крупным - он более мобилен, быстрее адаптируется к вызовам внешней среды, во многих малых фирмах быстрее внедряются научно-технические и управленческие нововведения. К недостаткам малого бизнеса можно отнести меньшие возможности по привлечению финансовых средств.

9. Анализ и тенденции развития нефтяной и газовой отрасли

Россия обладает огромным углеводородным потенциалом, входит в число ведущих нефтедобывающих стран мира, удовлетворяя как текущие и перспективные потребности экономики России в нефти, природном газе и продуктах их переработки, так и поставляет их в значительном количестве на экспорт.

Структура ресурсов нефти и газа, величина их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал страны, социальное развитие регионов.

Современное состояние минерально-сырьевой базы нефти характеризуется снижением текущих разведанных запасов нефти и низкими темпами их воспроизводства. Объемы геологоразведочных работ не обеспечивают воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтяной промышленности, что в средне- и долгосрочной перспективе, особенно в условиях быстрого роста добычи нефти, может стать серьезной угрозой энергетической и экономической безопасности страны.

В целом анализ ситуации, складывающейся в нефтяной промышленности, позволяет выявить основные проблемы нефтяной и газовой отраслей России:

• Минерально-сырьевая база истощается: годовая добыча с 1994 г. по нефтедобывающим регионам не компенсируется приростами запасов, приближаются сроки

исчерпания активных эксплуатируемых запасов, в структуре запасов быстро нарастает доля трудноизвлекаемых запасов (в ХМАО их доля - 67%).

• Произошла убыль активных прогнозных ресурсов, практически отсутствует резерв объектов, на которых возможно получение существенных приростов запасов.

В последние 10 лет резко ухудшилась структура новых открытий: практически все они относятся к разряду мелких и мельчайших углеводородных (УВ) скоплений, снижается эффективность геолого-разведочных работ.

• Основой прирост запасов идет за счет доразведки «старых» месторождений путем перевода запасов категории С2 в Q и пересчетов запасов (с увеличением коэффициента извлечения нефти (КИН) при условии внедрения новых технологий разработки). В то же время КИН на месторождениях в целом по стране падает. Это связано с тем, что происходит выборочная отработка месторождений и сверхнормативные отборы, постановка на баланс запасов вновь открываемых месторождений с низкими значениями КИН.

• При реализации «Энергетической стратегии России» нефтяная промышленность столкнется с рядом технологических проблем. Мировая практика добычи нефти и газа не имеет большого опыта освоения месторождений на арктическом шельфе морей со сложной ледовой обстановкой. Сложным в технологическом плане будет и создание транспортной инфраструктуры.

• Технологические сложности при освоении нефтяных месторождениях будут возникать в новых регионах, таких как полуостров Ямал, Восточная Сибирь, республика Саха (Якутия). Значительные сложности связаны с низкой температурой нефтегазоносных пластов - до 6-8°С, аномально низкие пластовые давления, самые древние в мире резервуары, громадные толщи многолетнемерзлых пород, сложнейшие природно-климатические условия.

• В освоенных районах, таких как Западная Сибирь, нефтяная промышленность столкнется с проблемой уменьшения размеров месторождений, ухудшением качества коллекторов. Это потребует больших усилий науки по многим направлениям. Необходимо найти решения, снижающие стоимость глубокого бурения, транспортного строительства и др.

Приоритетными стратегическими направлениями развития сырьевой базы УВ России являются Уральский, Приволжский, Северо-Западный, Сибирский Федеральные округа и моря. Эти регионы и акватории могут обеспечить основной объем прироста новых рентабельных запасов нефти и газа и максимальные доходы государства и инвесторов от их освоения.


Главный центр нефтяной промышленности - Западная Сибирь. В этом регионе сосредоточено более 53% начальных суммарных ресурсов. Другие крупные нефтедобывающие регионы страны - Урало-Поволжский (14.2% от начальных суммарных ресурсов), Дальневосточный (3.0%), Северо-Кавказский (1.6%), а в перспективе - Восточно-Сибирский (10.5%) и шельф (12.4%). [3]



Таблица - 1 Динамика основных индикаторов развития в целом по стране в 2005-2011 г.

Предусматриваются следующие основные направления развития сырьевой базы нефтегазодобывающей промышленности:

расширение масштабов геологоразведочных работ с целью выявления и разведки новых промышленно значимых запасов нефти и газа;

увеличение объемов запасов на разрабатываемых месторождениях за счет повышения коэффициентов нефтеотдачи и вовлечения в промышленный оборот трудноизвлекаемых запасов;

ввод в промышленный оборот разведанных месторождений новых нефтегазоносных регионов (включая тяжелые нефти и битумы); вовлечение в освоение морского нефтегазового потенциала.

Первое направление развития отрасли базируется на количественной оценке прогнозных ресурсов УВ. Во всех основных регионах страны имеется значительный объем еще невыявленных запасов. Увеличение объемов геологоразведочных работ позволит открыть новые месторождения и обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтегазодобывающей промышленности.

Второе направление связано с эксплуатируемой сырьевой базой и на ближайшие 10 лет останется ведущим. Здесь имеются достаточные резервы неосвоенных, но, в основном, трудно извлекаемых запасов. Главное препятствие для извлечения этих запасов - необходимость внедрения прогрессивных методов разработки.

Согласно третьему направлению, значительный объем добычи нефти и газа может обеспечить ввод в промышленный оборот новых крупных нефтегазоносных регионов (Восточная Сибирь, Ненецкий АО). Однако, при этом требуется привлечение огромных инвестиций в создание транспортной и промышленной инфраструктуры.

Наконец, четвертое направление - промышленное освоение морских ресурсов нефти и газа России является новым альтернативным направлением развития нефтегазодобывающей промышленности. Существующие оценки морского ресурсного углеводородного потенциала превосходят аналогичные оценки по крупнейшим нефтегазоносным бассейнам мира.

В настоящее время континентальный шельф России является основным резервом нефтегазодобывающей промышленности страны на ближайшую и отдаленную перспективу.


Континентальный шельф Российской Федерации имеет площадь 6.2 млн. км2, из них 4 млн. км2 являются перспективными на нефть и газ. Начальные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья, в пересчете на нефть, оцениваются в 90-100 млрд. тонн. К настоящему времени раскрыта общая геологическая структура шельфа, выявлены основные нефтегазоносные бассейны, очерчены их границы, определена общая мощность осадочного чехла. Установлено, что средняя плотность начальных извлекаемых ресурсов составляет 2025 тыс. т на 1 км2 площади.
Выявлено более 800 локальных структур, 130 из которых подготовлены к глубокому бурению. Поисковое бурение проводилось на 61 объекте, на 31 из них открыты нефтяные и газовые месторождения, подсчитаны запасы. Тем не менее, геолого-геофизическая изученность континентального шельфа России остается крайне неоднородной и в целом очень низкой. К настоящему времени здесь выполнено чуть более 1 млн. км сейсмических профилей и пробурено 197 глубоких скважин, в основном - на дальневосточном шельфе и в Западной Арктике. При этом восточно-арктические моря остаются практически неизученными.

Суммарные извлекаемые запасы морских месторождений составляет 10.8 млрд. т у. т., 52% которых - запасы промышленных категорий АВС1. Перспективные ресурсы составляют 8.5 млрд. т у.т. В структуре извлекаемых запасов преобладает газ. Нефть и конденсат составляют чуть более 10%. Основная часть запасов сосредоточена в Баренцевом, Печорском, Карском, Охотском и Каспийском морях.

Технически доступные ресурсы нефти континентального шельфа Российской Федерации составляют, по экспертным оценкам, около 9.2 млрд. т. Из них рентабельных ресурсов -5.1 млрд. т. Особую ценность представляют высокорентабельные ресурсы, объем которых превышает 1 млрд. тонн.

Они рассматриваются как приоритетные для широкомасштабного освоения. Объем нормально-рентабельных ресурсов нефти в два раза превышает объем высокорентабельных.

Эти ресурсы в целом следует рассматривать в качестве второго эшелона при освоении недр континентального шельфа. Освоение гранично-рентабельных ресурсов возможно при высоких ценах на нефть или с внедрением принципиально новых технических средств.

В качестве отдаленного резерва могут рассматриваться нерентабельные морские ресурсы нефти в объеме около 4 млрд. т. Их вовлечение в промышленный оборот потребует принципиальных изменений в технике и технологии морской добычи нефти. Технически доступные ресурсы свободного газа оцениваются в 47.0 трлн. м3, около половины их них являются рентабельными.