Файл: Малые предприятия нефтегазовой отрасли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Согласно данным Росстата рентабельность добычи сырой нефти в РФ сегодня превышает докризисные показатели. В 2008 году рентабельность составляла 36,72 %, в 2009 году - 24,94 %, в 2010 году - 39,01 %, в 2011 году - 41,08 %, в 2012 году - 37,69 %.

«Что касается прогнозов, то власти считают, что малые нефтяные компании нужны экономике страны и их стоит поддерживать, - Министерство энергетики РФ отмечает значимую роль малого и среднего бизнеса в увеличении нефтедобычи путем разработки небольших месторождений, ввода в действие простаивающих скважин, а также повышения конкуренции в отрасли».

Малый бизнес в нефтегазовой сфере всячески стимулируют. Эксперт приводит в качестве примера работу Минэнерго по совершенствованию нормативно-правовой базы в области налогообложения, законодательному регулированию взаимоотношений с крупными нефтяными компаниями, снижению административных барьеров.

Кроме того, активную поддержку малым нефтяным компаниям оказывают ряд регионов, где таких компаний много.

Например, несколько лет назад, Татнефть реструктурировала задолженность малых нефтяных компаний Татарстана на 547 млн рублей для их поддержки. В целом, Дмитрий Баранов уверен, что у малого и среднего бизнеса в этой отрасли есть будущее, а все трудности - временное явление.

«В целом последние 6-7 лет удельные расходы нефтяных компаний на добычу стабильно росли, за исключением кризисных 2008 и 2009 годов, когда у компаний сократились издержки на баррель добычи. Не у всех компаний отрасли рентабельность полностью восстановилась до докризисных уровней.

Стоимость добычи коррелирует с ценой на нефть. Также, учитывая недостаточные инвестиции в добычу и изношенность ресурсного фонда, добывать из старых месторождений становится дороже. Легких для разработки месторождений становилось все меньше. Отчасти причиной этому стал и рост налоговой нагрузки на компании, а также вмешательство государства в вопросы ценообразования в отрасли».

Далеко не все малые месторождения попадают в льготный налоговый диапазон: К сожалению, в регулировании отрасли основное внимание государство уделяет интересам и обязанностям крупных производителей, таким образом, малые нефтедобывающие компании страдают из-за резкого ухудшения условий работы.
Рентабельность выросла, цена на нефть почти достигла докризисной, количество добытой в крае нефти прибавляет по 2 % ежегодно, начиная с того самого кризисного 2009 года.


Как обстоят дела с малым предпринимательством в других странах, скажем, у наших европейских братьев?

Там есть традиция и своя история. Например, в Польше именно малый бизнес владеет частными магазинами, ресторанами, кафе. Значительна его доля и в сфере услуг. Однако, как и в России, частные предприниматели постоянно испытывают налоговый пресс.

Плюс возникшие новые обстоятельства - введение визового режима для соседних стран, после того как Польша вступила в Евросоюз.

В Болгарии существует программа поддержки государством малого предпринимательства. Практически сегодня 90 % предприятий - это малые и средние. Наибольший интерес для нас представляет развитие малого бизнеса в Германии. Здесь процветает так называемый малый семейный бизнес.

Сегодня работают уже более 2290 тысяч таких предприятий, а число занятого в них населения превысило цифру 19 млн человек. Это 70 % от всего активного населения.

Такому положению способствовала принятая еще в конце 70-х гг. программа правительства "Стимулирование населения для открытия собственного дела". Условия были льготными. Желающим частным лицам предоставлялась возможность брать кредиты под очень низкие проценты, на длительные сроки. Пока Германию обгоняет только США, где сегодня 19300 тысяч малых предприятий.

В общем, единого мнения о причинах бедственного положения нефтедобытчиков-малышей нет. Малый бизнес в отрасли погоды не делает, и можно бы закрыть на его проблемы глаза. Однако государство помогает мелким нефтяникам, но, как выясняется, не так и не тем. Дальнейшая судьба малой нефтянки остается призрачной, но катастрофы (при условии, что цены не сделают нового прыжка вниз) пока не предвидится.

Заключение


Рядовому россиянину нефтедобывающая отрасль видится пятью-десятью корпорациями-гигантами. На деле же, помимо них, в этом секторе работают более 150 предприятий малого и среднего бизнеса, на чью долю приходится свыше 10 % от общероссийских объемов добычи. Освоение недр малыми и средними предприятиями может вестись еще активнее и эффективнее.

Как показывает мировой опыт, присутствие на рынке наряду с большими компаниями малых и средних недропользователей приносит положительные результаты. Скажем, в нефтегазовой отрасли США и Канады уже давно существует статус независимой (то есть неинтегрированной) компании, и такие

фирмы обеспечивают добычу около 40 % извлекаемой в этих странах нефти. Наличие таких предприятий гарантирует многоукладность экономики, защищает государство от возможной монополизации, а также ведет к более полному и рациональному использованию минерально-сырьевого потенциала. Месторождения очень разнообразны по своим запасам, географическому расположению и сложности добычи полезных ископаемых.

Разрабатывать некоторые из них для больших нефтяных холдингов - дело слишком хлопотное: не те объемы, не та рентабельность, при этом нужны особенные, подчас разработанные под конкретное месторождение, технологии добычи и специфические навыки персонала. В таких случаях опыт малых и средних предприятий незаменим.

На интересные крупным игрокам богатейшие месторождения, которые дают колоссальную прибыль, но в то же время требуют солидных вложений и мощной инфраструктуры, независимые компании сами не покушаются, осознавая, что не "потянут" такие проекты.

А что касается небольших залежей и малодебитных скважин (то есть дающих весьма ограниченное количество нефти в силу своей истощенности), то они в тягость "великанам", поскольку увеличивают себестоимость барреля в целом по компании и негативно сказываются на ее капитализации.

Поэтому многие вертикально интегрированные компании либо консервируют такие скважины, либо продают их более мелким структурам
, либо создают дочерние предприятия, специализирующиеся именно на добыче трудноизвлекаемых запасов.

Другое дело, что малые и средние нефтедобывающие предприятия, как правило, не имеют собственных перерабатывающих мощностей и путей транспортировки к магистральным трубопроводам, а крупные холдинги предоставляют доступ к этим элементам производственной инфраструктуры на дискриминационных условиях.

Рядовому россиянину нефтедобывающая отрасль видится пятью-десятью корпорациями-гигантами. На деле же, помимо них, в этом секторе работают более 150 предприятий малого и среднего бизнеса, на чью долю приходится свыше 10 % от общероссийских объемов добычи. Освоение недр малыми и средними предприятиями может вестись еще активнее и эффективнее.

Как показывает мировой опыт, присутствие на рынке наряду с большими компаниями малых и средних недропользователей приносит положительные результаты. Скажем, в нефтегазовой отрасли США и Канады уже давно существует статус независимой (то есть неинтегрированной) компании, и такие фирмы обеспечивают добычу около 40 % извлекаемой в этих странах нефти. Наличие таких предприятий гарантирует многоукладность экономики, защищает государство от возможной монополизации, а также ведет к более полному и рациональному использованию минерально-сырьевого потенциала. Месторождения очень разнообразны по своим запасам, географическому расположению и сложности добычи полезных ископаемых. Разрабатывать некоторые из них для больших нефтяных холдингов - дело слишком хлопотное: не те объемы, не та рентабельность, при этом нужны особенные, подчас разработанные под конкретное месторождение,

технологии добычи и специфические навыки персонала. В таких случаях опыт малых и средних предприятий незаменим.

На интересные крупным игрокам богатейшие месторождения, которые дают колоссальную прибыль, но в то же время требуют солидных вложений и мощной инфраструктуры, независимые компании сами не покушаются, осознавая, что не "потянут" такие проекты. А что касается небольших залежей и малодебитных скважин (то есть дающих весьма ограниченное количество нефти в силу своей истощенности), то они в тягость "великанам", поскольку увеличивают себестоимость барреля в целом по компании и негативно сказываются на ее капитализации. Поэтому многие вертикально интегрированные компании либо консервируют такие скважины, либо продают их более мелким структурам, либо создают дочерние предприятия, специализирующиеся именно на добыче трудноизвлекаемых запасов. Другое дело, что малые и средние нефтедобывающие предприятия, как правило, не имеют собственных перерабатывающих мощностей и путей транспортировки к магистральным трубопроводам, а крупные холдинги предоставляют доступ к этим элементам производственной инфраструктуры на дискриминационных условиях.


Правила игры в данной отрасли должны стать прозрачными и понятными. Сегодня назрела необходимость в подготовке пакета антимонопольных законодательных и других нормативно-правовых актов, которые активизируют деятельность малых и средних предприятий "нефтянки".

Заодно можно избавиться от предпосылок для использования сомнительных механизмов, применяемых в отсутствие должной законодательной базы и противоречащих международной практике.

Так, некоторые российские нефтегазовые компании заключают корпоративные соглашения с западными подрядчиками без проведения конкурсов на геологоразведочные, геофизические и другие работы.

Затем заказчик с подрядчиком идут в международный банк, берут кредиты на выполнение сервисных услуг, которые подрядчик с радостью тратит. А отечественные сервисные компании, оснащенные техникой и владеющие технологиями не хуже, чем у иностранцев, остаются не удел.

Во-первых, нужно сохранить в определенном объеме государственное регулирование в этой сфере, увеличить квоты для малых предприятий по переработке нефти в виде давальческого сырья. Во-вторых, необходимо принять специальный закон "О малом и среднем предпринимательстве в нефтяной и газовой промышленности".

В третьих, ввести льготное налогообложение для предприятий, занимающихся разработкой остаточных, трудноизвлекаемых запасов углеводородов. И те малые фирмы, что осваивают старые месторождения и с большими усилиями "выковыривают" нефть из малодебитных скважин, должны иметь льготное налогообложение.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 года № 88-ФЗ (в ред. последних изменений).

. Часть первая Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998?г. № 146-ФЗ, Часть вторая Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000.

. Анискин Ю. П. Огранизация и управление малым бизнесом. М: Финансы и статистика, 2008. 160 с.

. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика. Учебник. М.: Дашков и Ко, 2009. 356 с.

. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2008. 320 с.

. Малое предпринимательство в России 2010. Статистический сборник. / Официальное издание Федеральной службы государственной статистики. - М., 2010. 151с.