Файл: Анализ показателей консолидированного бюджета рф и бюджетов государственных внебюджетных фондов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, из приведенных данных видно, что фискальная политика Российской Федерации в отношении формирования доходов бюджетов изменяется. Для высокого развития экономики РФ необходимо стремиться к росту научного потенциала страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи.

Помимо развития собственных научных школ, следует уделять внимание привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, а также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях.

Серьезнейшее внимание должно быть уделено как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.

В рамках формируемых государственных программ должна быть продолжена работа по приоритетным национальным проектам, механизмы реализации которых доказали свою эффективность.

Изучив особенности реализации фискальной политики в Российской Федерации, можно перейти к рассмотрению следующей страны, а именно Республики Казахстана.

Ключевой идеей налогово-бюджетной политики Республики Казахстан и в правительстве, и в массовом сознании, и в части экспертного сообщества остается снижение налоговой нагрузки. В программе правительства ей отводится центральная роль как средству стимулирования экономического роста, и фактически вся налогово-бюджетная политика в этой программе строится вокруг задачи снижения налоговой нагрузки, которую предлагается ежегодно сокращать не менее чем на 1% ВВП.

В таблице 1.3 рассмотрено исполнение основных макроэкономических показателей за 2021-2022 год .

Таблица 1.3 Исполнение основных макроэкономических показателей за 2021-2022 год.













Наименование

2020 год

2021 год

2022год

Валовый внутренний продукт, млрд.тенге

17 007,6

21 815,5

27 334,1

в % к предыдущему года в реальном исчислении

101,2

107,3

107,5

Объем промышленного производства, млрд.тенге

8 925,2

11 757,0

15 657,6

в % к предыдущему году

102,7

109,6

103,5

Объем валовой продукции сельского хозяйства, млрд.тенге

1 620,3

1 441,0

2 256,6

в % к предыдущему году

114,6

88,3

126,7

Перевозки грузов всеми видами транспорта, млн.тонн

2 104,3

2 430,1

2 965,0

в % к предыдущему году

96,0

115,5

122,0

Объем услуг связи, млрд.тенге

441,4

477,0

555,9

в % к предыдущему году

108,3

105,0

118,7

Индекс потребительских цен










к декабрю предыдущего года, в %

106,2

107,8

107,4

в среднем за год к предыдущему году, в %

107,3

107,1

108,3

Численность населения, тыс.человек

15 999,5

16 433,8

16 675,0

Среднемесячная номинальная заработная плата, тенге

67 639,0

77 482,0

89 959,0

в % к предыдущему году

111,4

114,6

116,1

Экспорт, млн.долл. США

43 195,7

59 216,6

88 272,8

в % к предыдущему году

60,7

137,1

149,1

Импорт, млн.долл. США

28 408,7

29 760,0

37 940,1

в % к предыдущему году

75,0

104,8

127,5

Сальдо торгового баланса, млн. долл. США

14 787,0

29 456,6

50 079,0

Официальный обменный курс тенге к доллару США:










на конец года

148,4

147,4

148,4

в среднем за год

147,5

147,4

146,6


В 2022 году в экономике Казахстана сохранились положительные тенденции развития экономики. Так, по предварительной оценке за 2022 год производство ВВП по сравнению с 2021 годом возросло на 7,5 %, экономический рост в республике составил 107,1 %. Росту экономики Казахстана способствовали как внешние факторы на фоне стабилизации внешней конъюнктуры и оживления мировой экономики, так и расширение внутреннего спроса. Важным фактором роста экономики стало увеличение потребительского спроса, о чем свидетельствует рост розничного товарооборота. За 2022 год розничный товарооборот в реальном выражении вырос на 12,5 %. Объем промышленного производства в 2022 году составил 15 657,6 млрд.тенге, что на 3,5 % больше показателя 2021 года. В горнодобывающей промышленности и разработке карьеров индекс физического объема составил 101,3 %. Увеличилась добыча угля и лигнита (106 %), природного газа (104,3 %), сырой нефти (100,6 %), железной руды (101,7 %). В обрабатывающей промышленности рост составил 6,2 %. Электроснабжение, подача газа, пара и воздушного кондиционирования увеличились на 7,4 %, водоснабжение - на 4 %.

Год также был успешным и для сельского хозяйства, объем валовой продукции сельского хозяйства в январе-декабре 2022 года увеличился на 126,7 % к 2021 году. Объем строительных работ также выше показателя 2010 года, на 2,7 %. Рост обеспечен за счет увеличения объемов строительно-монтажных работ на 4,5 %. Объем инвестиций в основной капитал составил 4 985,9 млрд.тенге, что на 2,4 % больше показателя 2021 года. Выпуск продукции субъектами малого и среднего предпринимательства возрос на 2,9 %.

В целом, несмотря на рост цен, данные по итогам 2022 года свидетельствуют о том, что уровень инфляции укладывается в запланированные интервалы в 6,0-8,0 %. Уровень инфляции в декабре 2022 года к декабрю 2021 года составил 7,4 %, что на 0,4 % ниже показателя декабря 2021 года к декабрю 2020 года (7,8 %).

Наблюдающийся рост цен в стране имеет глобальный характер и обусловлен глобальными дисбалансами на товарных рынках, притоком спекулятивного капитала на товарные рынки и нестабильностью со стороны фактора предложения.

консолидированный бюджет государственный фискальный

Исполнение по поступлениям республиканского бюджета



Всего в республиканский бюджет поступило - 4 551,3 млрд.тенге или 102,5%.

В том числе налогов на 3 001,2 млрд.тенге или 102,3%, неналоговых - 108,9 млрд.тенге или 126,1%, поступлений от продажи основного капитала - 16,1 млрд.тенге или 113,4% и трансфертов поступило 1 325,4 млрд.тенге, или 101,1%.

Перевыполнение плана по налоговым поступлениям на 66,3 млрд.тенге, в основном, сложилось за счет:

- роста внешнеторгового оборота страны и увеличения поступлений на 48,8 млрд.тенге по налогу на добавленную стоимость и акцизам на импортируемые товары, таможенных пошлин, распределенных РФ и РБ вследствие роста импорта;

- снижения темпов возврата НДС из бюджета

- разовых поступлений в сумме 17,7 млрд.тенге

Неналоговые поступления перевыполнены на 22,6 млрд.тенге, за счет незапланированных поступлений дивидендов в сумме 6,1 млрд.тенге, штрафов в сумме 12,5 млрд.тенге, а также в сумме 3,3 млрд.тенге . По поступлениям трансфертов план перевыполнен на 14,7 млрд.тенге за счет поступлений сумм возврата трансфертов, использованных не по целевому назначению и неиспользованных целевых трансфертов, которые не планируются.

Исполнение по расходам республиканского бюджета

Расходы из республиканского бюджета были произведены на 5 127,3 млрд.тенге, или на 99,2% к плану.

По сравнению с 2021 годом рост расходов республиканского бюджета составил 843,3 млрд.тенге.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При этом, необходимо отметить, что стратегические задачи, вытекающие из Посланий Главы государства народу Казахстана по повышению уровня жизни граждан страны, недопущению роста безработицы, индустриально-инновационному развитию, поддержке малого и среднего бизнеса, развитию агропромышленного комплекса были реализованы.

Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по экономике, как Росси, так и Казахстана и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России и Казахстана крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.


Фискальная политика приносит значительный эффект тогда, когда она строится на основе предвидения ситуации, скоропалительные меры не всегда дают должную эффективность. Поэтому очень важно при применении инструментов фискальной политики знать, каковы будут их последствия из всего выше сказанного следуют отметить, что фискальную политику не следует сбрасывать со счетов в борьбе с инфляцией и безработицей помня при этом, что максимальный эффект она дает в краткосрочном периоде.

Список литературы:

  1. Н.С. Бугакова И.В. Воронина О.И. Калачева ФИНАНСЫ РОССИИ. 2016 Статистический сборник. Подписано 12.12.2016 г

  2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

  3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

  4. Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».

  5. Федеральный закон от 30.11.11 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»