ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
Задание:
-
Проведите анализ основных достижений представителей различных школ управления. Заполните табл. 1 - 6.
Таблица 1
Школа научного управления
Представители школы | Вклад в развитие теории и практики управления |
Фредерик Тейлор Генри Гант Френк и лилиан Гилберты Гамильтон Эмерсон Генри Форд | Фредерик Тейлор - Любой квалифицированный и неквалифицированный труд мог быть проанализирован, систематизирован и передан в процессе обучения любому человеку. Генри Гант разрабатывал свои оригинальные идеи в области методики премиальной оплаты, составил карты-схемы для производственного планирования (так называемые гант-схемы), а также внес вклад в разработку теории лидерства. Френк и Лилиан Гилберты одни из основополжников современной науки об организации труда и управления. Френк Гилбрет изобрел методику для роста эффективности результатотв производства, которая получила название «Система изучения движений». В основе данной методики заключен подход, который раскладывает каждое движение работника на ряд микродвижений, называемых «терблиги». Эмертон разработал «12 принципов производительности». Гамильтон создал американскую финансовую систему, основал партию Федералистов, и был одним из творцов экономической политики кабинета Джорджа Вашингтона. Он решил проблему государственного долга, создал два первых центральных банка США и систему таможенных сборов, наладил торговые отношения с Великобританией. Гаррингтон Эмерсон написал книгу «Производительность как основание и управление и оплаты труда». Определил основные «Двенадцать принципов производительности»: Точно поставленные идеалы и цели, Здравый смысл, Компетентная консультация, Дисциплина, Справедливое отношение к персоналу, (Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет), Диспетчирование, Нормы и расписания, Нормализация условий, Нормирование операций, Письменные стандартные инструкции, Вознаграждение за производительность. Создал эффективный инжиниринг – исследование систем управления, методы и принципы организации и рационализации он распространяет на всякую целесообразную деятельность в условиях достижения максимального эффекта (он предложил свою методику достижения максимального эффекта). Впервые выявил проблемы НОТ (научная организация труда) за пределы предприятия (эффективность, управление в любом деле и даже домашнем хозяйстве), Рационализация производственных процессов и разработка организационных мероприятий. Генри Форд впервые стал использовать промышленный конвейер для поточного производства автомобилей. Книга Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим произведением по научной организации труда. Эта книга стала источником такого сложного политэкономического явления, как фордизм. Разработал собственные принципы организации производства, которые он успешно внедрял на своих автомобильных предприятиях. |
Таблица 2
Классическая (административная) школа
Представители школы | Вклад в развитие теории и практики управления |
Анри Файоль Муни Черчь Рейли Гьюлик Веббер | Анри Файоль – французский горный инженер, теоретик и практик менедмента, основатель административной (классической) школы управления. Выделяет пять функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления. Управлять по Файолю означает: Планировать, Организовывать, Отдавать распоряжения, Координировать и Контролировать. Файолем были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления. Принципы управления по Файолю: Разделение труда, Власть и ответственность, Дисциплина, Единоначалие, Единство действий, Подчиненность интересов, Вознаграждение, Централизация, Иерархия, Порядок, Справедливость, Стабильность персонала, Инициатива и Корпоративный дух. Муни Одним из первых обосновал универсальность принципов организации и состоит из: Сущности организации в целом, главных принципов построения организаций, анализ влияния современных приемов менеджмента на эффективность функционирования предприятий и уровень благосостояния общества, бесполезность производства без продаж. Сформулировал принципы построения эффективной структуры: Принцип координации, Иерархии, Функциональности, Линейного и штабного персонала. Основные работы «Прогрессивная индустия» (1931), «Принципы организации» (1947). Предложил общее мнение определение в понятие «организация»: Организационная структура начинается там, где двое или больше больше людей объединяют свои усилия для достижения поставленной цели. Гамильтон Черч сформулировал функциональную концепцию менеджмента. Рассмотрел весь комплекс концепций и категорий менеджмента и связавший их в единое целое: функции, принципы и методы. Проблему управления Черч рассматривал главным образом, с точки зрения 2-х процесов: анализа и синтеза. Рейли Одним из первых всесторонне обосновал принцип делегирования ответственности. Сформулировал принципы построения эффективной структуры: Принцип координации, Иерархии, Функциональности, Линейного и штабного персонала. Основные работы «Прогрессивная индустия» (1931), «Принципы организации» (1947). Предложил общее мнение определение в понятие «организация»: Организационная структура начинается там, где двое или больше больше людей объединяют свои усилия для достижения поставленной цели. Лютер Халси Гьюлик систематизировал знания о менеджменте. Предпринял попытку обобщить все знания об управлении и издали сборник по менеджменту и теории организации, в который были включены работы Дж. Муни, А. Файоля, Г. Деннисона, Л. Хендерсона, Т. Уайтхейда, Э. Мэйо, М. Фоллетт, Дж. Ли, В. Грейкунаса. Л. Гьюлика и Л. Урвика по праву называют систематизаторами и популяризаторами административной школы организационного управления. Веббер – ввел концепцию рациональной бюрократии – свод законов, принципов и критериев иерархической или бюрократической структуры управления. |
Таблица 3
Школа человеческих отношений и поведенческих наук
Представители школы | Вклад в развитие теории и практики управления |
Гугга Мюнстерберг Мери Паркер Фоллет Элтон Мейо Абрахам Маслоу Дуглас Макгрегор Девид Макклеланд | Гуго Мюнстерберг – Родоначальник школы человеческих отношений, создатель первой в мире школы промышленных психологов. Основные работы: «Психотерапия» (1909), «Психология и учитель» (1910), «Психология и экономическая жизнь» (1912), «Психология и промышленная эффективность» (1913), «Основы психотехники» (1914), «Общая и прикладная психология» (1915). Мери Паркер Фоллет является первопроходцем в области теории организаций и организационного поведения. Признала целостный характер сообщества и выдвинула идею «взаимные отношения» в понимании динамических аспектов личности в отношениях с другими. Фоллетт выдвинула принцип того, что она называет «интеграция», или некоэрцитивное разделение власти на основе использования ее понятием «власть с», а не «власть над». ЕЕ идеи относительно ведения переговоров, власти и участия работников были очень влиятельными в развитии области организационных исследований, альтернативных методов разрешения споров, и правозащитного движения отношений. Внесла большой вклад в социальную психологию. Ее подход к разрешению конфликта – понять его как механизм разнообразия и возможность разработки комплексных решений, а не просто компромисс. Элтон мейо известен как основатель движения «за развитие человеческих отношений». В основе его концепции лежит утверждение о том, что все проблемы производства должны рассматриваться с позиций человеческих отношений, с учетом психологических и социальных факторов. Абрахам Маслоу является основоположником гуманистической психологии, лидер бихевиористского направления управленческой мысли. Основные работы: «Теория человеческой мотивации» (1943), «Мотивация и личность» (1954), «К психологии бытия» (1962), «Эупсихическое управление» (1965), «Психология науки» (1967). Изложил новую теорию мотивации, в которой изложил свой взгляд на понимание механизмов поведения человека. В отличие от сторонников школы научного управления, он утверждал, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые только частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег. В своей теории А. Маслоу исходил из того, что мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, она является универсальной характеристикой практически любого организмического состояния. Единственным надежным основанием для построения теории мотивации является классификация неосязаемых целей и потребностей человека. По мнению А. Маслоу, человек имеет множество различных потребностей. Условно их можно разделить на базовые и метапотребности. Базовые потребности постоянны и располагаются согласно принципу иерархии: Физиологические потребности, Потребность в безопасности, Потребность в принадлежности и любви, Потребность в признании, Потребности в самоактуализации. А. Маслоу сформулировал основные принципы, характеризующие природу человека: 1) потребности людей никогда не могут быть удовлетворены абсолютно; 2) состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждают человека к действию; 3) существует иерархия потребностей. Сформулировал 15 основных черт, присущих так называемым самореализующимся личностям. Основатель концепции иерархии потребностей, концепции посвященного менеджмента и теории лидерства. Дуглас Макгрегор внес значительный вклад в управленческую науку, сосредоточив свое внимание на исследовании вопросов поведения людей в организациях, изучении стилей руководства, проблем лидерства. Основные работы: «Человеческая сторона предприятия» (1960). Основатель теории мотивации и стилей руководства. Теория «Х» и «У». Теория «Х». По мнению Д. Макгрегора, менеджеры осознаю́т значимость иерархии потребностей, однако рассматривают ее скорее как помеху, чем осмысленное средство понимания принципов человеческого поведения. «Типичная производственная организация» предоставляет мало возможностей для удовлетворения высших потребностей работников низших уровней управленческой иерархии. Традиционные методы организации работы, особенно в условиях массового, серийного производства, практически не обращают внимания на эти аспекты человеческой мотивации. Если на работе нет возможностей удовлетворить социальные и эгоистические потребности, то работники будут чувствовать лишения, обиду на работу, что отразится на их поведении. В этих условиях, если управление будет продолжать концентрироваться на удовлетворении физиологических потребностей, его воздействие будет заведомо неэффективным, даже повышение заработной платы не сможет стать стимулом роста производительности труда. «Теория Х» полностью соотносится с управленческой стратегией школы научного менеджмента. Она строится на «приведении работников к общему наименьшему знаменателю – понятию “фабричный рабочий”», она отказывает работнику в способности развития на рабочем месте. На основе своего исследования Д. Макгрегор делает вывод, что традиционная философия менеджмента уже не соответствует социально-экономическим изменениям середины ХХ в. Однако пока «Теория Х» будет оказывать определяющее влияние на формирование стратегии управления, невозможно ни познать, ни использовать потенциал среднего человека. Теория «У». отражает предложенный им новый подход к управлению. Д. Макгрегор не соглашался с установкой представителей школы человеческих отношений о том, что «доброта приносит доход». Поэтому «Теорию Y» нельзя рассматривать как выражение предпочтения к «мягкому» стилю управления. Скорее, эта теория содержит набор предположений, прямо противоположных допущениям «Теории Х». Дэвид Макклелланд разработал способы оценивания компетенции, которые помогают компаниям находить нужных людей на нужные должности. Основные работы: «Мотивация достижения» (1953), «Общество достижения» (1961) и «Сила: внутренний опыт» (1975), «Компетентный менеджер: модель эффективной работы». Изобрел теорию трех потребностей: Потребность достижения, Потребность во власти, Потребность в принадлежности. Отправной точкой к изобретению компетенции считается статья «Тестирование на компетентность, а нена интеллект (1973 год). Изобрел теорию компетенции: сочувствие, самодисциплина и инициативность. В его работе утверждалось, что люди без названных трех компетенций с более низкой вероятностью смогут продвигаться по службе, испытывают меньше удовлетворения от работы, чаще других попадают под сокращение штата. По его мнению, эти компетенции применимы к жизни вообще, а не только к работе, а люди, наделенные данными тремя чертами, также оказываются добропорядочными гражданами. |
Таблица 4
Школа науки управления (школа количественных методов управления)
Представители школы | Вклад в развитие теории и практики управления |
Василий Леонтьев Виктор Новожилов Виктор Немчинов | Василий Леонтьев создатель теории межотраслевого анализа, лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля за 1973 год «за развитие метода «затраты-выпуск» и за его применение к важным экономическим проблемам» (Межотраслевой баланс). Создал новое синетическое направление в экономической науке, соединив теорию функционирования экономики, метод математического моделирования, приемы систематизации и обработки экономической информации. Парадокс Леонтьева это наблюдение, опровергнувшее теорию Хекшера – Олина при анализе внешней торговли США за 1947 год. Виктор Новожилов исследовал проблемы теории и методологии расчетов экономической эффективности в народном хозяйстве. Применял на практике свои знания для решения задачи нахождения общего максимума эффекта от капиталовложений социалистического хозяйства. Основной проблемой экономических исследований В. В. Новожилов считал проблему измерения затрат и их результатов. Учёный внёс значимый вклад в разработку концепции экономической реформы. В. В. Новожилов разработал теорию оценки хозяйственной деятельности, обосновал подход к ценообразованию, исследовал эффективность инвестиций в новую технику, обогатил теорию экономической кибернетики. Виктор Немчинов. Список основных научных работ:
|
Таблица 5
Вклад различных школ в развитии науки и практики управления
Школа научного управления | Классическая школа | Школа человеческих отношений и поведенческих наук | Школа количественных методов управления |
Связана с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе; подчеркивалось большое значение обучения. Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. | Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность распространилась на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Классическая школа зародилась в конце XVII в. (Англия) - начале XVIII в. (Франция). В развитии классической школы можно выделить 4 этапа: 1 этап охватывает период с конца XVII в. до начала 2-й половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, опровержения идей меркантилизма. Представители этого этапа: Уильям Петти и Пьер Буагильбер, которые выдвинули теорию трудовой стоимости. В соответствии с ней источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство продукции. Основу богатства государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства. Завершила 1-й этап школа физиократов, получившая распространение во Франции. Авторы этой школы Франсуа Кенэ и Анн Робер Жак Тюрго в поисках «чистого продукта» решающее значение наряду с трудом придавали земле. 2 этап охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем Адама Смита, который сформулировал концепцию экономического либерализма. Во много благодаря ему вплоть до 30-х гг. XX в. неопровержимым считалось положение о невмешательстве государства в свободную конкуренцию. 3 этап приходится на 1-ю половину XIX века, когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. Среди представителей этого этапа: Жан Батист Сэй, Давид Рикардо, Томас Мальтус, Ф. Бастиа, Г. Кэрри. 4 этап охватывает 2-ю половину XIX в. Представители: Карл Маркс и Джон Стюарт Милль. Общие характерные признаки классической школы: 1) неприятие протекционизма в экономической политике государства; 2) преимущественный анализ сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и применение прогрессивных методологических приемов анализа; 3) попытки выявить механизм формирования стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке в связи с издержками производства или количеством затраченного труда; 4) категория «стоимость» признается исходной категорией экономики и анализа; 5) попытка обосновать динамизм и равновесность состояния экономики; 6) деньги были признаны стихийно выделившимся товаром в товарном мире, который нельзя отменить никакими соглашениями. | Основным недостатком школы управления и классической школы было отношение к человеку. В определенной степени это было связано с тем, что названные школы появились на свет, когда психология находилась в зачаточном состоянии. Да и те скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами, как оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Недостатки классической школы и, в первую очередь,отношение к человеку вызвали в 20-х годах весьма существенное рабочее движение против менеджеров. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930—1950) внесли М. Фоллет и Э. Мэйо. Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Э. Мэйо, который провел ряд научно-исследовательских мероприятий, получивших название «хортонские эксперименты». Эксперименты в Хортоне показали, что можно влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством организации небольшой неформальной группы. «Хортонские эксперименты» положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организации, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду межличностных отношений, подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации. Изучая влияние различных факторов на производительность труда, Э. Мэйо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора. Обобщение эмпирических данных позволило ему создать социальную философию менеджмента (систему человеческих отношений). Э. Мэйо призывал активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы, самым сильным из которых он считал стремление человека к постоянной связи со своими товарищами по работе. Эксперименты Э. Майо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей па основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника и организации. Однако такие приемы, как изменение содержания работы и участие работника в управлении предприятием, оказываются эффективными только для некоторых работников и в некоторых ситуациях. То есть, несмотря на многие важные положительные результаты, данный подход оказывался несостоятельным в ситуациях, отличных от тех, что исследовали его приверженцы. | Представителями этой школы являются: Л.В. Канторович (лауреат Нобелевской премии), В. В. Новожилов, Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Гольдбергер и др. Школа количественных методов исходит из того, что математические методы и модели позволяют описывать различные бизнес-процессы и отношения между ними. Поэтому целесообразно проблемы, возникающие в бизнес-процессах организации, решать на основе исследования операций и математических моделей. Эта школа применила экономико-математические методы, теорию исследования операций, статистику, кибернетику и подобное для решения задач управления, чем внесла существенный вклад в развитие науки управления. Ключевой характеристикой школы является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Вклад школы науки управления в теорию менеджмента.
|