Файл: Методические указания к курсовой работе по дисциплине Средства и методы управления качеством для студентов очной и заочной форм обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) большую часть выхода из категории № 3 можно исключить только с разрешения менеджмента;

5) инспекцию и контроль можно исключить, меняя политику и процедуры.

Результатом должно быть увеличение доли категории 1, сокращение доли категории 2 и минимизация доли категории 3. По результатам вновь построить диаграмму Харрингтона, сделать выводы.
2.2 Система «Упорядочение»

Для выполнения задания необходимо воспользоваться данными отчетов по учебной и производственной практик.

В основе системы «Упорядочение» лежит созданная более 50 лет назад японская система «5S», одним из авторов которой является известный японский теоретик и практик организации производства К. Исикава. В системе «Упорядочение» учтены также опыт применения отечественной теории научной организации труда (НОТ) и системы «5S» как на отечественных, так и на зарубежных предприятиях [].

Метод состоит из пяти шагов, цель которых – улучшить рабочие места, создать лучшие условия выполнения операций, сэкономить время, повысить производительность и безопасность работы. В частности, сделать рабочее место удобнее и чище, сократить время на поиски инструментов, приспособлений и документации.

Шаг 1 – Удаление ненужного.

Шаг 2 – Рациональное размещение предметов.

Для эффективного воплощения можно использовать метод визуализации.

Шаг 3 – Уборка, проверка, устранение неисправностей.

Шаг 4 – “Стандартизировать” процесс.

Шаг 5 – дисциплинированность и ответственность.
Порядок выполнения задания:

1. Объектом для проведения анализа является процесс рассматриваемый в ходе учебной или производственной практик.

2. Изобразите действующий план размещения оборудования, мебели выбранного вами объекта.

3. Применяя элементы системы «Упорядочение», наметьте определенные виды деятельности применительно к выбранному объекту.

4. Сформируйте и отобразите новый план объекта.

5. По результатам работы заполните таблицу 1, в которой необходимо указать элементы объекта для рассмотрения, виды анализа и описание метода улучшения рабочего места.

Таблица 1 – Результаты выполненного задания

Этап метода


Виды работ по реализации этапа относительно объекта

Виды работ по повышению эффективности рабочего

места

1

2

3



6. Сделайте вывод по проделанной работе.

2.3 Разработка программы обучения и стажировки

2.3.1 Разработка программы обучения персонала организации
Для выполнения задания необходимо воспользоваться данными отчетов по учебной и производственной практик.

Компания, рассматривающая персонал как капитал, уделяет большое внимание обучению персонала. Это весьма эффективный способ улучшения работы, в том числе повышения качества продукции (услуг).

Для повышения эффективности обучения нужно соблюдать следующие принципы:

1. Охват всего персонала.

2. Постоянство во времени. Каждый работник в период его работы в компании должен ежегодно проходить обучение. Это является залогом постоянного роста его квалификации, что необходимо для постоянного совершенствования компании.

3. Учет уровня подготовки работника и его потребностей в новых знаниях и навыках на рабочем месте.

4. Наличие стимулов повышения квалификации и улучшения работы.

5. Обоснованный выбор объектов изучения.

6. Опережающий характер при внедрении инноваций.

7. Нацеленность на улучшение удовлетворенности потребителей.

8. Ступенчатый характер процесса. Если речь идет об изменениях вида деятельности, структуры, новых принципах работы компании и других крупных инновациях, затрагивающих всю компанию, обучение следует начинать с высшего руководства компании.

9. Комплексный характер. Обучение целесообразно проводить вначале в группе, а затем индивидуально, сочетать теоретические и практические занятия.

Обучение персонала должно проводиться с целью сохранения и развития ранее приобретенных персоналом знаний, умений, навыков или компетенций, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей, определенных их должностными инструкциями или квалификационными характеристиками и инструкциями по охране труда.

Обучение персонала должно проводиться по программам, учитывающим:

- характер выполняемой работы;

- изменения, вносимые в технологические процессы, оборудование и действующую документацию;

- опыт работы;

- развитие у персонала культуры безопасности.

Программы обучения должны утверждаться руководителем организации (главным инженером) и согласовываться с инженером по охране труда и специалистом по подготовке кадров.

Программы поддержания квалификации персонала должны включать следующие обязательные разделы и приложение:

- титульный лист;

- лист содержания;



- общие положения;

- тематический план программы поддержания квалификации, разработанный по форме, приведенной в приложении Б.

В программах обучения должны быть определены:

- цель поддержания квалификации;

- должность (перечень должностей, профессий), для которой предназначена программа поддержания квалификации;

- общая продолжительность обучения;

- перечень нормативных актов, на основании которых разработана программа.

Пример структуры программы обучения представлен в приложении А.
Необходимо разработать программу обучения работников организации по профессии (должности), являющейся частью технологического процесса, рассматриваемого в период прохождения производственной практики.

2.3.2 Разработка программы стажировки
Для выполнения задания необходимо воспользоваться данными отчетов по учебной и производственной практик.

Основная задача любой стажировки — закрепление профессиональных познаний и навыков приобретенных в следствии теоретической подготовки специалиста, либо развитие знаний и умений за время стажировки.

Стажировка всегда осуществляется под присмотром специалиста высокого класса отвечающего за процесс обучения человека отправленного на стажировку. За любым обучаемым закрепляется руководитель стажировки (обычно это человек специалист высшего класса или разряда имеющий значительный опыт работы в соответствующей области), к профессиональным

обязанностям которого относятся систематические консультации стажера, наблюдение и контроль за итогами его фактической работы во время стажировки.

Стажировка проводится в соответствии с программой стажировки, разработанной для конкретной должности и рабочего места и документально утвержденной внутренними нормативными актами предприятия или организации. Время стажировки и её периодичность, так же устанавливается внутренним распоряжениями руководства организации где трудится сотрудник-стажер.

Допуск к стажировке документально закрепляется распорядительным документом, иначе говоря приказом руководителя организации. В приказе о стажировки указываются сроки прохождения стажировки и ФИО лиц, ответственных за проведение стажировки. Срок стажировки устанавливается в зависимости от класса профессионального образования или фактического опыта работы обучаемого. Во время стажировки основным отчетным документом является дневник стажировки, в нем стажер отмечает место стажировки, основные функций организации и определяет личные цели стажировки в соответствии с заранее утвержденной программой стажировка


По окончанию стажировки подводится итог, определяется уровень приобретенных работником знаний, умений и навыков после этого руководитель организации пишет заключение о прохождении стажировки.

Выводы, предложения и пожелания по результатам прохождения стажировки вместе с заключением руководителя передаются аттестационной комиссии или начальнику организации, который обязан подписать приказ, где ставится оценка за стажировку и подводится ее итог. Примеры стажировочного листа и программы стажировки представлены в приложениях В и Г.


Заключение
Создание успешной СМК — весьма непростой и не быстрый процесс. Если поставить задачу создания СМК лишь для ее сертификации, эффективность СМК, как показывает многолетний опыт предприятий стран СНГ, будет низкой. СМК начинает работать лишь при грамотном использовании современных методов и инструментов управления качеством, наличии квалифицированного менеджмента и персонала, коренном изменении психологии руководства и сотрудников, подчинении всех действий коллектива предприятия решению задачи обеспечения качества продукции и услуг.

В курсовой работе представлены теоретическое и практические задания, выполнение которых позволит студентам овладеть навыками разработки программ обучения и стажировки, оптимизации процессов обеспечения качества, а также способностью анализировать и диагностировать причины появления проблем. Выполнение курсовой работы способствует изучению дисциплин «Взаимоотношения с потребителями в системе менеджмента качества», «Трудоохранный менеджмент производственных процессов», «Трудоохранный менеджмент в стандартах OHSAS 18001», «Управление процессами», «Аудит системы менеджмента качества», «Производственная практика», «Итоговая государственная аттестация».

Библиографический список



  1. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь / ВНИИС – М.: ИПК Издательство стандартов, 2011. – 30 с.

  2. ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования / ВНИИС – М.: ИПК Издательство стандартов, 2011. – 21 с.

  3. ГОСТ Р ИСО 10015-2007 «Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению» – М.: Стандартинформ, 2008 – 19 с.

  4. Андерсен Бьерн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Науч.ред. Адлер Ю.П. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. – 272 с.

  5. Кане М. М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А. Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. 560 с.

  6. Журнал «Методы менеджмента качества».


Приложение А

Структура и порядок оформления программы обучения работников организации

1 Титульный лист и лист содержания оформляются в соответствии с требованиями, установленными в организации.

2 Раздел «Общие положения» должен включать в себя следующую информацию:

2.1 Должности (профессии) работников, для которых разработана программа обучения

2.2 Цель обучения

В пункте «Цель обучения» выполняется следующая запись: «Целью обучения является сохранение и развитие ранее приобретенных персоналом организации знаний, умений, навыков или компетенций, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей, определенных их должностными инструкциями или квалификационными характеристиками и инструкциями по охране труда».

2.3 Общая продолжительность обучения по программе

В пункте «Общая обучения по программе» выполняется следующая запись: «Общая продолжительность обучения определяется тематическим планом программы».

2.4 Перечень нормативных актов эксплуатирующей организации и АС, на основании которых разработана программа обучения.

2.5 Формы обучения

3 Порядок оформления тематического плана программы

Тематический план программы обучения (для каждой должности) оформляется по форме, приведенной в приложении Б.

Приложение Б
Таблица Б.1

Пример формы тематического плана программы обучения работников организации


№ п/п

Наименование курса, раздела, темы

Форма

обучения


Место обучения,

ТСО

Продолжительность,

час

УММ


1
















2

































n
















Примечание: ТСО – технические средства обучения;

УММ – учебно-методические материалы.


Приложение Е