Файл: Данная работа, как и любое другое исследование, подразумевает наличие объекта, предмета, цели и задач исследования.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
О взаимовлиянии церкви и государства говорить можно долго. Его можно рассматривать с различных сторон, выявлять плюсы и минусы такого взаимодействия. Но самое главное, данная тема остается актуальной в любое время, так как церковь является неотъемлемой частью жизни гражданского общества, является его институцией, соответственно данная взаимосвязь оказывает влияние на формирование правового государства, особенно в нашем государстве, в России. Церковь воздействует на сферу формирования и поддержки морали, нравственности и веры. Ее важнейшими факторами информатизации являются снижение конфликтности, недоверия людей друг к другу, развитие гуманной морали и нравственности. Так как для большинства верующих граждан церковь очень важна как необходимость в удовлетворении своих духовных потребностей, государство и право реагирует поддержанием этой формы общественных контактов, партнерства разных конфессий во имя благ человека и человечества. Но это не единственная форма их взаимодействия. В работе мы как раз и постараемся проследить отношения между государством и церковью в различных формах.
Данная тема очень широко изучена в трудах русских и советских ученых, юристов: Бачило Л.Г., Грудциной Л.Ю., Ильина И.А., Виноградова П.Г., Власенко Н.А., Лафитского В.И., Нерсесянца В.С., Ю.В. Романец, Гришаева С.П., Чичерина Б.Н. и других.
Из современных исследований данной проблеме посвящены работы: Саввы С.С., Васильевой А.А., Загребиной И.В., Куприянова А., Кудряшова А.А., Куницына И.А.
Данная работа, как и любое другое исследование, подразумевает наличие объекта, предмета, цели и задач исследования.
Цель данной работы - рассмотрение основных принципов взаимодействия государства и церкви.
Задачи курсовой работы:
) рассмотреть понятия: государство и церковь;
) проследить за историческим развитием отношений между государством и церковью;
) определить основные принципы взаимодействия государства и церкви, исходя из современного положения церкви в государстве и особенностей взаимовлияния их друг на друга.
) отобразить данные принципы на примере нашего государства, России.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия государства и церкви.
Предметом исследования является государство и церковь.
Методологическую основу работы составляют общенаучные и специальные методы исследования: исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный, метод технико-юридического анализа.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников информации.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ
1.1 Определение понятий: церковь и государство
Начнем с того, что такое церковь и какие существуют подходы к ее пониманию.
Власенко Н.А. пишет о том, что церковь - это религиозная организация, создаваемая для обеспечения регулярных отношений между ее членами и подразделениями религиозного объединения, а также для поддержания связи со светскими организациями.
Конституции большинства современных государств провозгласили самостоятельность и независимость церкви. Таким образом, отделение церкви от государства - черта современного мира.
Чичерин Б.Н. рассматривает церковь как союз верующих, то есть союз религиозный, и ее главная цель заключается в установлении отношений человека к Богу, так как разумное существо, человек не ограничивается познанием частных, окружающих его предметов.
Также он видит в ней внешний общественный союз, существующий в государстве, который получает юридическое устройство, а с тем вместе становится в юридические отношения к государству. Так, именно как цельный союз, церковь образует лицо, нравственное лицо, которое получает известное место в ряду других. Церковь можно также определить как корпорацию, единую корпорацию. Для своего существования она нуждается в материальных средствах и в качестве нравственного лица становится субъектом гражданских прав и обязанностей. Кроме того, церковь удовлетворяет одной из самых существенных потребностей общества; а так как государство обнимает, в своей верховной цели, все общественные интересы, то церковь не может оставаться ему чуждой. Наконец, церковь является хранительницей нравственного закона, составляющего один из основных элементов самого государства, а потому связь между обоими союзами должна быть самая тесная.
Наибольший интерес и согласие автора данной работы вызывает мнение Чичерина Б.Н. Его подход к определению понятия через видение государства и церкви как неких союзов, на наш взгляд, довольно прост, понятен и, самое главное логичен. Он заключается в следующем:
Государство есть союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховною властью для общего блага. Все эти элементы - власть, закон, свобода и общая цель - входят в состав другого союза - церкви. Он основан на нравственно-религиозном законе, связывающем верующих в единое религиозное общество.
Мнение Б.Н. Чичерина разделил И.А. Ильин. Он говорит о том, что из всех союзов, создаваемых людьми в их совместной жизни, наибольшую разносторонность и внешнюю силу имеет, несомненно, государство. Человечество, обремененное долгим опытом и тяжелыми страданиями, испытав жизнь вне организованного принудительного правопорядка, пройдя через средние века с их частноправовым строем и публично-правовым неустройством, - убедилось теперь, что возможно совмещать жизнь в свободных и добровольных союзах с жизнью в едином властвующем и принудительном союзе, в государстве. Принудительная сила государства и разносторонность его деятельности при правильной организации не только не подавляют свободную духовную жизнь человека, но создают для нее благоприятные условия. Выработать эту правильную организацию составляет высшую задачу человечества в его политической деятельности.
Государство - это союз людей, который организован на началах права и объединен господством над единой территорией и подчинением единой власти.
Если затронуть вопрос о власти, то необходимо отметить то, что церковная власть имеет высшее нравственное значение; она повелевает во имя религиозно-нравственного закона. Но сама по себе она имеет силу принуждения только нравственного, а не материального. Наконец, государственная власть имеет характер чисто общественный. Действуя во имя идеи государства, которое есть вместе юридический и нравственный союз, она имеет и принудительную силу, и высшее нравственное освящение. Принадлежа государству, как верховному союзу, который в юридической области владычествует над всеми, она есть власть верховная.
Надо сказать о том, что в современном мире в зависимости от отношения к религии выделяются светские, теократические, клерикальные и атеистические государства. Различиями данных государств являются отличия церковно-государственных отношений и отношения государства к религии в целом.
Например, в светском государстве, каким является Россия, а также Франция, Германия, церковь и государство находятся во взаимных отношениях и властвуют взаимно, то есть государству принадлежит политическая власть, а церкви власть, соответствующая ее функциям, но не политическая. Таким образом, церковь отделена от государства, и ни церковь не вмешивается в дела государственного управления, ни государство не влияет на отношение граждан к религии. Но взаимовлияние государства и церкви здесь проявляется в том отношении, что церковь влияет на повышение уровня духовной, а как следствие и правовой культуры граждан, а государство в свою очередь охраняет законную деятельность религиозных объединений и обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом.
Противоположностью светского государства является государство теократическое, например, Ватикан, Иран. А также Монголия до 1921 года. Здесь государственная власть принадлежит именно церкви, главой государства является верховный священнослужитель, а основными источниками права являются религиозные нормы.
Клерикальное государство, на сегодня это Швеция, Норвегия, Великобритания, Дания, Израиль, около трех десятков исламских государств, является практически серединой между светским и теократическим государствами. Здесь государство сливается с церковью в отношении государственной религии и государственной власти, то есть существует государственная религия, которая государством всячески поддерживается, а иные религии имеют место быть, существуют, но их позиции гораздо слабее религии государственной.
Атеистическими государствами были Советский союз, Китай 50-60х гг. прошлого столетия. В таких государствах церковь и религии преследуются, истребляются, подвергаются гонениям, уничтожается религиозная литература и применяются иные меры искоренения религиозных начал.
Роль государства и права в христианской концепции соборности по мнению П.И. Новгородцева состоит в том, что «в процессе общественного строительства право и государство представляют собой лишь известные вспомогательные ступени этого развития, которые сами по себе слишком слабы для преобразования жизни. Их задача - возможно ближе подняться к действительному идеалу общественной жизни, воплощенному в Церкви в ее идеальном смысле, как месте внутреннего свободного сожития людей, освященном и поддерживаемом божественной благодатью».
По мнению Васильева А.А. в конечном итоге земной путь общества должен идти по пути превращения принудительного единства людей (государства) в свободное соборное целое (церковь). В «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского о. Паисий замечает: «По русскому же пониманию и упованию надо, чтобы не церковь перерождалась в государство, как из низшего в высший тип, а, напротив, государство должно кончить тем, чтобы сподобиться стать единственно лишь церковью и ничем более иным более. Сие и буди, буди!».
По вопросу о соотношении церковной и государственной властей Н.М. Карамзин стоял на традиционной позиции о необходимости симфонии властей. Причем в петровских реформах, превративших церковь в институт государства, он видел отступление от идеала симфонии. Он верно заметил, что в России никогда власть церковной иерархии не претендовала на светское могущество и доминирование. Церковь и государство находили возможности для совместной, гармоничной работы по укреплению духовных основ общества. Н.М. Карамзин указывает: «наше духовенство никогда не противоборствовало мирской власти, ни княжеской, ни царской: служило ей полезным орудием в делах государственных и совестию в ее случайных уклонениях от добродетели. Первосвятители у нас одно право: вещать истину государям, не действовать, не мятежничать, - право благословленное не только для народа, но и для монарха, коего счастие состоит в справедливости... с ослаблением веры государь лишается способа владеть сердцами народа в случаях чрезвычайных, где нужно все забыть, все оставить для отечества и где пастырь душ может обещать в награду один венец мученический. Власть духовная должна иметь особенный круг действия вне гражданской власти, но действовать в тесном союзе с нею. Говорю о законе, о праве. Умный монарх в делах государственной пользы всегда найдет способ согласить волю митрополита с волей верховной; но лучше, если сие согласие имеет вид свободы и внутреннего убеждения, а не всеподданической покорности».
Г. Еллинек считает, что все государства связывает между собой христианство, так как в них есть единая церковь и общие культурные элементы.
Таким образом, мы видим, что в определениях понятий «Церковь» и «государство» есть общие признаки, конечно, есть и различные. А также к каждому из этих явлений есть различные подходы, интерпретации. В одном контексте их даже можно поставить в один ряд, а в другом - уже не поставить. Теперь рассмотрим, как данные явления взаимодействовали в прошлом.
1.2 Историческое развитие отношений государства и церкви
История представляет многочисленные интерпретации взаимоотношений государства и церкви. В древним мире было их слияние двоякое: или государство подчиняется церкви, или, наоборот, оно подчиняет себе церковь. В первом случае государство основывается на религиозном учении. Такое политическое устройство называется теократией.
Далее, государство, разлагаемое с одной стороны гражданским обществом, с другой стороны церковью, исчезло. Средневековый мир разделился на две половины, управляемые противоположными началами: светская область частным правом, духовная нравственно-религиозным учением. Над ними не было высшего союза, установляющего единство. Вследствие этого церковь получила полную независимость не только как нравственный союз, но и как юридическая корпорация. Самостоятельность суда и управления, привилегированные имущества, свобода от общественных тяжестей, все пало ей на долю. Она получила в свое ведомство множество светских дел, по связи их с делами духовными. Она сделала светскую власть своим орудием в преследовании иноверцев. Папы заявили даже притязание на верховное владычество в светской области, во имя нравственного закона и религиозных целей. Но все это было возможно только при разложении государства. Как скоро, с эпохой Возрождения, начался новый исторический процесс, и восстановленное государство стало сводить к единству противоположные элементы общественной жизни, так эта внешняя независимость церкви должна была исчезнуть. Оставаясь независимой как нравственно-религиозный союз, церковь, как юридическая корпорация, входит в состав государства и наравне с другими нравственными и физическими лицами подчиняется государственной власти.
Исследуем взаимосвязь государства и церкви в Киевской Руси.
Когда в Киевкой Руси было принято христианство, а точнее православие, как государственная религия, появляется в государстве церковная юрисдикция, конечно, наряду с существованием обычного права и княжеско-общинной юрисдикцией. В это время начинает развиваться православно-каноническое право. Таким образом, Киевская Русь приобщилась к мировой религии. Появились нормы светско-канонического права, составленные из римских, византийских, болгарских и иудейских источников.