Файл: Данная работа, как и любое другое исследование, подразумевает наличие объекта, предмета, цели и задач исследования.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во-вторых, происходит определенное взаимодействие политических институтов и религиозных организаций. Формы различны: от получения совета по голосованию на очередных выборах и участия высших должностных лиц в официальных службах в храмах до совместных государственных мероприятий, обсуждений самых насущных вопросов, введения в Вооруженных силах РФ должности военных капелланов.
В-третьих, сейчас наблюдается некий переломный момент в политическом развитии Российского государства. Как отмечают политологи, заканчивается цикл, который наложился еще и на предвыборные баталии 2011-2012 гг. Обострение ситуации приводит к поиску духовных начал, духовного обоснования всего происходящего.
В-четвертых, нельзя забывать, что нападки деструктивных сил всегда были нацелены на организованные сообщества. В условиях же информационного поля такое поведение - это еще и повод для «пиара». Последнее можно наблюдать в отношении Русской Православной церкви. Достаточно упомянуть перформанс участниц группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя. Не утихает полемика на страницах СМИ, в центре которых уже не сам поступок «неформалок», а роль и место Церкви в жизни современного общества и вообще религиозного мировоззрения в социальной жизни каждого из нас.
В Главе
Европейское право о правах человека не отрицает признания в государстве официальной религии, хотя в нашей стране принцип светскости нередко подается как атрибут современной демократии. Обратимся к зарубежным источникам. В соответствии с §2 Конституции Норвежского Королевства евангелическо-лютеранская религия является официальной государственной религией. Статья 2 Конституции Мальтийской Республики провозглашает:
1. Религией Мальты является римско-католическая апостольская религия.
2. Органы Римско-католической апостольской церкви обязаны и имеют право учить, какие принципы справедливы и какие ошибочны.
3. Религиозное учение римско-католической апостольской веры должно преподаваться во всех государственных школах как часть обязательного образования
Во многих странах, где провозглашается светское государство, предусматривается формирование особых отношений органов публичной власти с некоторыми конфессиями. Яркий пример - Конституция Испании, статья 16 которой, закрепляя невозможность наличия государственной религии, устанавливает, что органы власти принимают во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживают соответствующие отношения сотрудничества с Римско-католической церковью. Интересна статья 2 Конституции Республики Кипр, в которой постановляется, кто составляет греческую общину: граждане республики, греки по происхождению, родным языком которых является греческий, лица, соблюдающие греческие культурные традиции или принадлежащие к Греческой православной церкви. Принадлежность к государству определяется также принадлежностью к Церкви.
Статья 15 Конституции Княжества Лихтенштейн закрепляет: «Государство будет оказывать особое внимание народному образованию и воспитанию. Они должны быть организованы таким образом, чтобы молодежь путем сотрудничества семьи, школы и Церкви получала религиозное и нравственное воспитание, приобретала патриотические чувства и профессиональные качества». Статья 16 той же Конституции дополняет, что вся система воспитания и обучения подлежит контролю государства при условии сохранения в неприкосновенности учения Церкви. Кроме того, статья 37, устанавливая гарантированность свободы вероисповедания и совести, четко определяет, что Римско-католическая церковь является государственной церковью и будет пользоваться в качестве таковой полной поддержкой государства. Другим религиозным культам гарантируется исповедание соответствующих верований и выполнение церковных служб с соблюдением публичного порядка и требований нравственности.
Конституция Италии в вопросах религии содержит ссылку на Договор между Святым престолом и Королевством Италия от 11 февраля 1929 г., в статье 1 которого четко обозначено: «Италия признает и подтверждает принцип, провозглашенный в статье 1 Королевского статута от 4 марта 1848 года, согласно которой католическая, апостолическая и римская религия является единственной религией государства».
Еще больший интерес могут вызвать положения Конституции Республики Польша. Статья 25 предусматривает, что церкви и иные вероисповедные союзы равноправны. Подчеркивается принцип взаимной независимости Церкви и государства. При этом оговаривается, что отношения между Республикой Польша и католическим костелом определяются международным договором, заключенным с Апостольским престолом (имеется в виду Ватикан), и законами. Отношения между Республикой Польша и иными церквями, а также вероисповедными союзами определяются законами, принятыми на основе договоров, заключенных Советом Министров с их компетентными представителями.
Приведенные нормы европейских конституций свидетельствуют о том, что европейское право не предусматривает обязательности провозглашения светского государства и отказа от принципа государственной религии. Кроме того, даже провозглашение свободы вероисповедания и равенства не отрицает учета особого отношения органов государственной власти к главенствующей конфессии (той, которой исторически придерживается большинство населения). Это может практиковаться путем заключения особого соглашения, что и должно, на наш взгляд, произойти между Правительством России и Русской православной церковью.
В настоящее время есть пробелы в законодательстве при определении природы имущества религиозной организации, налогообложения ее доходов, пожертвований, денежных средств, направленных на возрождение храмов. Есть серьезные трудности при уяснении природы средств, которые взимаются в церковных лавках. Пробелы и трудности нуждаются в устранении (что составляет задачу законодательных органов страны), а не являют дополнительным основанием для критики даже не Церкви, а всего религиозного мировоззрения. Эффективным способом решения указанных проблем является введение понятия юридического лица публичного права и признание таковым религиозной организации. Концепция юридических лиц публичного права серьезно обсуждается в отечественной юридической науке, но, к сожалению, пока не находит законодательного закрепления.
При совершенствовании статуса религиозных организаций необходимо исходить из состоявшихся решений Европейского суда по правам человека. Так, данным Судом было принято постановление от 5 октября 2006 г. по делу «Московское отделение Армии Спасения против России», в котором (п. 58) выделен общий признак права на создание религиозной организации. «Суд повторяет, что право создавать объединения является неотъемлемой частью права, закрепленного в Статье 11. То, что граждане должны иметь возможность образовывать субъекты права, для того чтобы они могли действовать сообща в области совместных интересов, является одним из важнейших аспектов права на свободу объединения, без которого это право было бы лишено всякого смысла. Способ, которым национальное законодательство закрепляет эту свободу, и то, как она на практике применяется властями, показывает состояние демократии в каждой конкретной стране.
Безусловно, государства имеют право удостоверяться в том, что цель и деятельность объединения соответствуют правилам, установленным законодательством, но они обязаны делать это таким образом, который был бы совместим с обязательствами, принятыми ими при подписании Конвенции, и который подлежит проверке институтами Конвенции.
Аналогичная позиция была высказана Европейским судом по правам человека по жалобе Церкви сайентологии против России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь можно сделать следующие основные выводы.
Во-первых, церковно-государственные отношения в соответствии с европейской правовой мыслью долгое время развивались в русле борьбы духовной и светской властей вплоть до их разделения (в светских концепциях) или слияния (папоцезаризм и идея двух мечей папы Геласия). Напротив, для отечественной правовой традиции характерна идея не борьбы, разделения, а сочетания симфонического единства государственной и церковной властей.
Во-вторых, выяснили, что пока сотрудничество государства и церкви остается вне рамок и основывается на политическом консенсусе власти и иерархов, любая перемена политического курса способна существенно повлиять на государственно-конфессиональные отношения. И, если эти перемены будут негативны для религиозных организаций, последние не будут иметь возможности защищать свои права.
В-третьих, Русская православная церковь выполняет значимые публичные функции в нашем государстве, что отнюдь не умаляет принципа ее отделения от государства. К таковым следует отнести: реализацию основного права человека - свободы вероисповедания; информационную функцию, воспитательную функцию. Кроме того, Церковь выступает как серьезный благотворитель, который выполняет функцию призрения (по отношению к несовершеннолетним, бездомным, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию). Право на создание религиозной организации не перечеркивает обязанности государства сохранять историческую память и способствовать нравственному развитию российского народа. Но и это, в свою очередь, не должно приводить к превращению РПЦ в политическую структуру. От этого никто не получит преимуществ: ни государство, ни общество в целом, ни граждане России. Необходимо серьезно задуматься о строительстве новой модели государственно-церковных отношений, способной найти адекватный ответ тем современным вызовам, которые все резче проявляются в эпоху глобализирующейся нестабильности.
И, наконец, Русская православная церковь выполняет значимые публичные функции в нашем государстве, что отнюдь не умаляет принципа ее отделения от государства. К таковым следует отнести: реализацию основного права человека - свободы вероисповедания; информационную функцию, воспитательную функцию. Кроме того, Церковь выступает как серьезный благотворитель, который выполняет функцию призрения (по отношению к несовершеннолетним, бездомным, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию). Право на создание религиозной организации не перечеркивает обязанности государства сохранять историческую память и способствовать нравственному развитию российского народа. Но и это, в свою очередь, не должно приводить к превращению РПЦ в политическую структуру. От этого никто не получит преимуществ: ни государство, ни общество в целом, ни граждане России. Необходимо серьезно задуматься о строительстве новой модели государственно-церковных отношений, способной найти адекватный ответ тем современным вызовам, которые все резче проявляются в эпоху глобализирующейся нестабильности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - №7.
2. «О свободе совести и о религиозных объединениях»: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ // СЗ РФ. - 1997. - №39. - Ст. 4465.
Специальная литература
1. Агафонова А.А. Развитие концепции светского характера государства в проектах Конституции Российской Федерации (Конституционной комиссии и Конституционного совещания) // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - №7. -С. 19-24.
2. Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. - 172 с.
. Бурьянов С.А. Свобода совести в Российской Федерации // Гражданские права человека: проблемы теории и практики / Под ред. Ф.М. Рудинского. М., 2006. - 248 с.
. Васильев А.А. Охранительная концепция права в России. - М.: Юстицинформ, 2013.- 305 с.
. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011. - 376с.
. Гачек Ю. Общее государство и право на основе сравнительного правоведения. Ч. 1. Право современной монархии. 16. Государство и церковь в современной монархии, Ч. 2. Право современной демократии. 14. Государство и церковь. - Рига: Наука и жизнь, 1912. - 163 с.
7. Глухов А.В. Становление церковной юрисдикции в Киевской Руси X-XI веков
. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - М.: Эксмо, 2003. - 219 с.
. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. - 274 с.
. Загребина И.В. Принудительная ликвидация религиозных организаций (под ред. д.ю.н. проф. А.В. Пчелинцева). - ИД «Юриспруденция», 2013. - 50 с.
. Ильин И.А. Россия есть живой организм//Собрание сочинений в 10 томах. Т. 2. Кн. 1. - 583 с.
. Ильин И.А. Теория права и государства. Издание 2-е, дополненное (под редакцией и с биографическим очерком В.А. Томсинова). - «Зерцало», 2008 . - 405 с.
. Карамзин Н.М. История государства Российского. - М.: Эксмо, 2010. - 1004 с.
. Косарев А.И. Идеология жизни. - М.: Юриспруденция, 2009. - 176 с.
. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. Общественная организация «Православное дело». - М., 2000. - 353 с.
. Миронов О.О. Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации» // РГ. 1999. 24 апр.
. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // История философии права. - СПб.: Юридический институт, 1998. - 912 с.
. Понкин И.В. Светскость государства. М., 2004. - 114 с.
. Путин В.В. Нельзя примитивно трактовать понятие светского государства // www.top.rbc.ru/politics/01/02/2013/843320.shtml?pri№t
. Рейснер М.А. Духовная полиция в России. - М.: товарищество М.О. Вольф, 1910. - 108 с.
. Романовская О.В. Светское государство и Русская православная церковь
. Савва С.С. Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международно-правовой аспекты
. Соколов И.К. О влиянии церкви на историческое развитие права. - М.: Университетская типография, 1870. - 105 с.
. Чичерин Б.Н. Общее государственное право (под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова). - М.: Зерцало, 2006. - 389 с.
. Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дисс. ... д.ю.н. М., 2010. - 102 с.