Файл: Стратегия и приемы финансового менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


·Концепция альтернативных затрат, или затрат упущенных возможностей (opportunity cost). Смысл ее состоит в следующем. Принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта. Например, можно осуществлять транспортировку произведенной продукции собственным транспортом, а можно прибегнуть к услугам специализированных организаций. В этом случае решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат, выражаемых чаще всего в виде относительных показателей. Концепция альтернативных затрат играет весьма важную роль в оценке вариантов возможного вложения капитала, использования производственных мощностей, выбора вариантов политики кредитования покупателей и др. Альтернативные затраты, называемые также ценой шанса, или ценой упущенных возможностей, представляют собой доход, который могла бы получить компания, если бы предпочла иной вариант использования имевшихся у нее ресурсов.

·Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта имеет огромное значение не только для финансового менеджмента, но и для бухгалтерского учета. Смысл ее состоит в том, что компания, однажды возникнув, будет существовать вечно. Безусловно, эта концепция в известном смысле умозрительна и условна, ибо все имеет свое начало и свой конец и, кроме того, уставными документами может предусматриваться вполне ограниченный срок функционирования конкретного предприятия. В любой стране ежегодно создается и одновременно ликвидируется достаточно большое число различных компаний; тем не менее в данном случае речь идет не о каком-то конкретном предприятии, а об идеологии развития экономики путем создания самостоятельных конкурирующих между собой фирм. Основывая некую компанию, ее владельцы обычно исходят из стратегических, долгосрочных установок, а не из сиюминутных соображений (безусловно, возможны различные мотивы создания той или иной фирмы, в том числе и для проведения не вполне законных операций краткосрочного характера, но речь в данном случае идет не об этом). И для бухгалтера, и для финансового менеджера эта концепция чрезвычайно важна, поскольку дает основание применять учетные оценки в прогнозно-аналитической работе. Она служит основой стабильности и определенной предсказуемости динамики цен на рынке ценных бумаг. Следует отметить, что концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта в явной или неявной форме предусматривается и основными нормативными документами, регулирующими ведение бизнеса в России.


Понимание сути описанных выше концепций позволяет обеспечить принятие обоснованных решений в управлении финансами компании.

2. Инструменты финансового менеджмента

Финансовая система может быть рассмотрена с двух позиций: объекта и субъекта управления. При этом объектом управления называется совокупность условий осуществления денежного потока, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе. Субъект управления - это специальная группа людей (финансовая дирекция как аппарат управления, финансовый менеджер как управляющий), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта [1].

Как известно, система финансовых рычагов, используемых в процессе воспроизводства включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности: цену, процент, прибыль, амортизационные отчисления, чистый денежный поток, дивиденды, синергизм, пени, штрафы, неустойки и проч. Соответственно, инструментами финансового менеджмента выступают: кредиты займы, ценные бумаги, опционы, фьючерсы, хеджирование (опционы, фьючерсы, свопы).

Главная цель финансового менеджмента - обеспечение максимизации благосостояния собственников (владельцев) предприятия, а также роста его рыночной стоимости в текущем и перспективном периодах. Эта цель может быть достигнута различными путями: например посредством долгосрочной максимизации прибыли или максимизации рыночной стоимости фирмы, указывает М.В. Кудина [6].

Указанная цель может быть разрешена посредством разрешения ряда задач. С.В. Галицкая в кругу этих задач выделяет:

·обеспечение формирования объема финансовых ресурсов, необходимого для обеспечения намеченной деятельности;

·обеспечение наиболее эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов;

·оптимизация денежного оборота;

·оптимизации расходов;

·обеспечение максимизации прибыли предприятия;

·обеспечение минимизации уровня финансового риска;

·обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия;

·обеспечение устойчивых темпов роста экономического потенциала предприятия;

·оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия на предстоящие периоды времени;



·обеспечения целевой рентабельности предприятия;

·избежание банкротства (другими словами, - эффективное антикризисное управление);

·обеспечение текущей финансовой устойчивости организации;

Финансовый менеджмент планирование инструмент

·обеспечение возможностей быстрого реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности [3].

Финансовый менеджмент реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. М.В. Кудина приводит следующие основные функции:

·разработка финансовой стратегии предприятия;

·формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих разработку альтернативных вариантов управленческих решений;

·осуществление планирования финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям;

·осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности;

·управление активами;

·управление капиталом;

·управление инвестициями;

·управление денежными потоками;

·управление финансовыми рисками и предотвращение банкротства [6].

Финансовый менеджмент реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления финансового планирования, которое представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде. Финансовое планирование на предприятии базируется на использовании трех основных его систем:

. Перспективное планирование финансовой деятельности предприятия. Система перспективного финансового планирования является наиболее сложной из рассматриваемых систем и требует для своей реализации высокой квалификации исполнителей. Это планирование состоит в разработке прогноза основных показателей финансовой деятельности и финансового состояния предприятия на долгосрочный период.

. Текущее планирование финансовой деятельности предприятия. Система текущего финансового планирования базируется на разработанном долгосрочном плане по важнейшим аспектам финансовой деятельности. Это планирование состоит в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые позволяют определить на предстоящий период все источники финансирования развития предприятия, сформировать структуру его доходов и затрат
, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, предопределить структуру его активов и капитала на конец планируемого периода. Текущие планы финансовой деятельности разрабатываются на предстоящий год с разбивкой по кварталам.

Оперативное планирование финансовой деятельности предприятия

Система оперативного финансового планирования базируется на разработанных текущих финансовых планах. Это планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Главной формой такого планового финансового задания является бюджет.

Основными методами финансового прогнозирования являются: методы экспертных оценок; методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей; методы ситуационного анализа и прогнозирования. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие группы аналитических финансовых коэффициентов: оценки финансовой устойчивости предприятия; оценки платежеспособности (ликвидности) предприятия; коэффициенты оценки оборачиваемости активов; оценки оборачиваемости капитала; оценки рентабельности и другие.

Предприятие функционирует в специфической финансовой среде. Финансовая среда предпринимательства - это совокупность хозяйствующих субъектов, действующих вне данного предприятия и влияющих на возможности финансового менеджмента размещать денежные средства и получать доходы. Финансовая среда предпринимательства состоит из микросреды и макросреды (В.В. Ковалев [5]).

Микросреда характеризуется субъектами, имеющими непосредственное отношение к данному предприятию и к возможностям его руководства по извлечению доходов. В нее входят поставщики, посредники, покупатели (клиенты), конкуренты, контактные аудитории. Макросреда представлена более широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом, и включает природный, технический, политический, экономический, демографический и культурный факторы.

Важным показателем, оказывающим непосредственное влияние на финансовый менеджмент является структура капитала, которая включает внутренние и внешние источники финансирования, как долгосрочные, так и краткосрочные, допустимые размеры процентной ставки, дебиторскую задолженность, скорость оборота денежных средств, непосредственно влияющие на ликвидность и финансовую результативность. Так например, собственный капитал характеризуется особенностями:


·простотой привлечения;

·более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности, т.к. при его использовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах.

·обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства.

Вместе с тем, ему присущи и недостатки:

·ограниченность объема привлечения;

·высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала;

·неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств.

Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен единице), но именно это и ограничивает темпы развития, не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал [5].

Заемный капитал характеризуется следующими особенностями:

·достаточно широкими возможностями, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя;

·обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности.

·более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта "налогового щита" (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль);

·способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала).

В то же время, отмечает В.В. Ковалев, использование заемного капитала имеет следующие недостатки:

·использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности предприятия - риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса использования заемного капитала;

·активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента.

·высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.