Файл: Контрольная работа Гурова В. А. Специальность Право и организация социального обеспечения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях
Для того чтобы не допустить формирование в характере ребёнка, воспитывающегося в неполной семье, недостатков характера нужно соблюдать ряд условий в процессе воспитания. Выполнение данных условий способствует наиболее эффективному воспитательному воздействию неполной семьи на формирование личности ребенка.
Первым условием является авторитет и личный пример матери (отца). Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми матери (отца), добровольное и сознательное выполнение её (его) требований, стремление подражать ей (ему) во всём и прислушиваться к её (его) советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния матери (отца) на ребёнка. Но он не даётся от природы, не создаётся искусственно, не завоёвывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности.
Положительное влияние примера и авторитета матери (отца) усиливается, если нет расхождений в её (его) словах и поступках, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение матери к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь. Очень важно, чтобы мама (папа) не отзывалась плохо об отце (матери) ребёнка каким бы он не был, так как со временем у ребёнка может сформироваться негативное отношение к матери (отцу) именно по этой причине.
Авторитет матери (отца) во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.
Вторым необходимым условием является педагогический такт матери (отца). Педагогический такт − это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребёнка. Такт матери (отца) тесно связан с тактом детей − с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.
Третьим условием, которое необходимо в процессе воспитание, можно выделить культуру быта в неполной семье. В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами неполной семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни неполной семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а мама (папа) передаёт им жизненный опыт, помогает утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляет их мысли. Беседы с ребёнком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между матерью (отцом) и детьми и становятся одним из средств материнского (отцовского) влияния. На воспитание детей в неполной семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.
Четвёртое условие − знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знание особенностей детей позволяет матери (отцу) научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов неполной семьи. Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.
Пятое условие следующее: удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью). У человека, как существа общественного, имеется своеобразная форма ориентировки − направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идёт о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает потребность каждый здоровый человек, независимо от возраста, образования, ценностных ориентаций.
Шестое условие заключается в определение родителями для себя потребности смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребёнком, если воспитание стало у родителя единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни характеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребёнке. Мать (отец) или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребёнка. Они могут этого не осознавать, полагая, что цель их жизни в другом. Однако счастливыми людьми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребёнок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл».
Седьмое условие заключается в необходимости определения потребности достижения. У некоторых матерей (отцов) воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось добиться родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Например, мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребёнку нужно интенсивно учиться музыке. Подобное материнское (отцовское) поведение неосознанно для неё (него) самой приобретает элементы эгоизма.
Ребёнок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребёнка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребёнок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему идеалов матери (отца) только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство её (его) удовлетворенности. В этом случае он пойдет ложным путём, не соответствующим его личности и способностям. Но ребёнок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование матери из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребёнком и матерью (отцом).
Восьмое условие заключается в необходимости критики реализации определённой системы воспитания. Встречаются неполные семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой матерью (отцом) системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные матери (отцы), которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой и в силу разных причин доверившись ей, они педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идёт лишь о том, что некоторые матери следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребёнок существует для воспитания, а воспитание для ребёнка.
Девятое условие правильного воспитание состоит в формировании определённых личностных качеств ребёнка. Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определённого желательного для матери (отца) качества. В этих случаях мама (папа) строит своё воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством.
Например, матери (отцы) уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности матерей (отцов) начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребёнка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной. Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции и ребёнок ограничивается в своей самостоятельности.
При реализации определённой системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается от ребёнка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками матери (отца) или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребёнка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные мотивы матери (отца) ограничивают свободу развития присущих ребёнку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.
Таким образом, для того чтобы ребёнок, воспитывающийся в неполной семье, гармонично развивался, матери (отцу) необходимо обратить внимание на собственные слова и поступки, на быт семьи, знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, и на основе этого строить свою систему воспитания. Большое внимание следует уделять формированию личностных качеств ребёнка, позволять ребёнку общаться с отцом (матерью), что играет значительную роль в формировании и развитии ребёнка. При условии, что отец (мать) не является асоциальным элементом общества и сам (сама) желает принимать участие в воспитании ребёнка.
Глава №2. Организация социально-педагогической поддержки детям из неполных семей.
Социально-педагогическая поддержка − это социально-педагогическая помощь детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребёнка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Социально-педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе − нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциональном самоопределении, а также помощь в определении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
Цель социально-педагогической поддержки − это устранение препятствий, мешающих успешной социализации личности ребёнка. А это уже ориентация на ребёнка как субъекта своей жизнедеятельности. Предметом деятельности социального педагога по социально-педагогической поддержке детей, нуждающихся в социальной защите и помощи, выступает процесс совместного с ребёнком преодоления препятствий, мешающих растущему человеку самостоятельно достичь результатов.
Особенно в социально-педагогической поддержке нуждаются дети из неполных семей, так как воспитательные возможности в неполной семье ограничены. Дети в неполных семьях зачастую становятся участниками и свидетелями событий психотравмирующего характера. Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведёт к определённым нарушениям в психическом и личностном развитии ребёнка. Поэтому данная категория детей нуждается в поддержке и защите как со стороны государства, так и со стороны квалифицированных в данной области людей.
Итак, целью данного вида поддержки является оказание помощи ребёнку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе. Для достижения поставленной цели специалисту, осуществляемому социально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо:
-
осуществлять деятельность по изучению личности ребёнка и окружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка; -
прогнозировать развитие проблемы и её решение в процессе развития и воспитания ребёнка; -
организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на основе диалога; -
помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребёнка; -
помочь матери и ребёнку из неполной семьи найти и реализовать себя; -
информировать о возможных правовых мерах защиты неполной семьи; -
оказать помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья; -
формировать нравственно-правовую устойчивость членов неполной семьи.
Таким образом, специалист, работающий с неполными семьями, информирует её о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребёнка, даёт педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в неполной семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет матери (отцу) способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребёнка в неполной семье; защищает права ребёнка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности матери (отца) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребёнку.