ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Иногда третьим, нижним, уровнем социологических теорий называют эмпирические социологические исследования, выводящие теоретические закономерности из конкретных данных. Эмпирические исследования являются основой для дальнейших теоретических построений частных социологических теорий.
Социологическая наука, несмотря на сравнительно молодой возраст, представляет собой сложно структурированную область научного знания и включает три уровня: общую социологическую теорию (общую социологию); частные социологические теории (теории среднего уровня); конкретные (эмпирические) социологические исследования.
Общая социологическая теория направлена на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума. На этом уровне осуществляется анализ основных категорий, понятий и законов социологии.
Общесоциологические теории социологии
Общесоциологические теории призваны дать описание и объяснение развития общества в целом, вскрыть основные тенденции развития социальных отношений как целостной системы.
Общесоциологические теории касаются, как правило, глубинных, сущностных моментов развития общества, исторического процесса в целом. На уровне общесоциологических теорий делаются обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования социальных явлений, движущих силах развития общества и т.д. К их числу относятся, например, теория общественно- экономических формаций К. Маркса, теория социального действия, обоснованная М.
Вебером, теория социальной мобильности, предложенная П. Сорокиным, концепции, созданные Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем, Т. Парсонсом, А. Щюцем, Д.
Мидом, Д. Хомансом и др.
Общая социология оперирует категориями: общество, социальная структура, социальная стратификация, социальное действие и др.
На этом уровне исследуются и вскрываются взаимосвязи и взаимозависимости экономической, политической, духовной и других сфер жизни общества.
Частные теории социологии
Частных (специальных) теорий в каждой дисциплине насчитываются десятки и сотни.
Деление теорий на общие и отраслевые даст возможность выявить различие между общей и отраслевой социологией по объекту («общество в целом» и его «части») либо по типу теорий — общие служат основанием для формирования социологической парадигмы, а специальные образуют переходный мостик между социологией и другими науками.
Развиваясь, специальные социологические теории, которые американский социолог
Роберт Мертон характеризует как «теории среднего уровня», имея в виду то, что они занимают промежуточное положение между конкретными исследованиями и обще- социологическими теориями, дают возможность предметного анализа различных областей и сфер жизнедеятельности людей, социальных групп и институтов.
Теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями (которые поставляют необходимый «сырой» материал для их создания и развития), так и с общесоциологическими теоретическими построениями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований. Это промежуточное положение теорий среднего уровня позволяет им сыграть роль мостика между
«высокой» теорией и эмпирическими данными, полученными в результате исследования конкретных явлений и процессов.
Все теории среднего уровня можно условно подразделить на три группы.
Теории социальных институтов, изучающие сложные социальные зависимости и отношения. Примерами таких теорий являются социология семьи, социология армии, социология политики, социология труда и т.д.
Теории социальных общностей, рассматривающие структурные единицы общества — от малой группы до социального класса. Например, социология малых групп, социология классов, социология организаций, социология толпы и др.
Теории специальных социальных процессов, изучающие социальные изменения и процессы. Сюда относятся социология конфликтов, социология процессов коммуникации, социология урбанизации и т.д.
9. Дизайн социологического исследования.
Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью получения объективных, достоверных данных об изучаемом явлении или процессе для их последующего исследова-ния в практике.
Социологическое исследование, направленное на решение каких-либо практических задач, имеющее целью выработку научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития тех или иных социальных явлений или процессов, называется прикладным.
Исследование, имеющее своей целью преимущественно развитие научных теорий – фундаментальным. Исследование, ориентированное на сбор и анализ данных с использованием методов и техники социологического исследования, называется эмпирическим и может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии в зависимости от того, какую цель ставит перед собой.
1 2 3 4
Виды социологического исследования:
разведывательное – предварительное исследование,проводимое с целью уточнения всех элементов основного исследования и внесения в них необходимых корректировок;
описательное исследование имеет целью определение структуры, формы и характера изучаемого явления или процесса;
аналитическое исследование заключается не только в описании структурных элементов изучаемого явления или процесса, но и в выявлении причин, лежащих в основе данного явления.
выделяют также когортное исследование, предполагающее исследование когорт, т.е. тех группировок, в которые включаются индивиды, подобранные таким образом, что переживают те же события в тех же усло-виях и в те же самые периоды времени;
сравнительное исследование – исследование, ориентированное на получение выводов, основанных на сравнении социологических явлений во времени (панельные, когортные) или по регионам (территориальные).
Этапы социологического исследования
I. Подготовительный этап
В ходе подготовительного этапа социологического исследования
разрабатывается программа исследования – документ, который содержит
методологическое, методическое, организационно-техническое обоснование
социологического исследования.
1) Методологический раздел программы:
формулирование и обоснование проблем исследования, предполагающее проведение определенной теоретической работы, в результате которой выделяются социологические аспекты проблемы и определяются главные и второстепенные ее элементы. В результате анализа проблемной ситуации определяется тема исследовательского проекта; определяется объект и предмет исследования. В предмете исследова-ния определяют пространственные границы, в пределах которых изучается объект исследования, временная граница. Выделение объекта и предмета ис-следования позволяет социологу на основе системного анализа построить его гипотетическую идеализированную модель, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов изучаемого объекта и их связей;
определение целей и задач исследования.
Целью исследования является конечный результат, который исследова-тель намерен получить после завершения работы.
Задачи исследования – круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования.
Интерпретация понятий – теоретическое уточнение основных поня-тий, проводится для того, чтобы исследователи ясно и четко представляли себе содержание (смысл) понятий, с которыми они работают, не допускали в употреблении терминов различных толкований.
Операционализация понятий – совокупность операций, с помощью которых исходные понятия используемые в конкретном социологическом исследовании, разлагаются на составные элементы, способные в совокупности описать их содержание.
В ходе проведения данного этапа исследования формируются рабочие гипотезы, как формы предположения, в котором содержащееся значение носит вероятностный характер. Гипотеза – обоснованное научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки.
2) Методический раздел программы содержит описание методики и техники проведения социологического исследования.
Методика проведения социологического исследования - совокупность приёмов и методов, процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа.
Техника социологического исследования – совокупность умений и навыков по организации и проведению социологического исследования.
Инструментарий исследования – совокупность методических и технических приемов проведения исследования, воплощенных в соответствующих операциях и процедурах, представленных в виде разнообразных документов. Одной из характеристик качества проведенных социологических измерений является валидность. Валидность – степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежит измерить.
При определении объекта исследования используется такое понятие как «генеральная совокупность», т.е. совокупность всех элементов данного объекта, изучение которой предполагает определенные затраты. Поэтому, как правило, из генеральной совокупности с помощью специальных методов отбирается выборочная совокупность.
Процедура отбора подмножества элементов, генеральной совокупности, позволяющей делать выводы обо всем множестве элементов – выборка. Одной из моделей образования выборочной совокупности является случайная выборка, при которой
определение целей и задач исследования.
Целью исследования является конечный результат, который исследова-тель намерен получить после завершения работы.
Задачи исследования – круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования.
Интерпретация понятий – теоретическое уточнение основных поня-тий, проводится для того, чтобы исследователи ясно и четко представляли себе содержание (смысл) понятий, с которыми они работают, не допускали в употреблении терминов различных толкований.
Операционализация понятий – совокупность операций, с помощью которых исходные понятия используемые в конкретном социологическом исследовании, разлагаются на составные элементы, способные в совокупности описать их содержание.
В ходе проведения данного этапа исследования формируются рабочие гипотезы, как формы предположения, в котором содержащееся значение носит вероятностный характер. Гипотеза – обоснованное научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки.
2) Методический раздел программы содержит описание методики и техники проведения социологического исследования.
Методика проведения социологического исследования - совокупность приёмов и методов, процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа.
Техника социологического исследования – совокупность умений и навыков по организации и проведению социологического исследования.
Инструментарий исследования – совокупность методических и технических приемов проведения исследования, воплощенных в соответствующих операциях и процедурах, представленных в виде разнообразных документов. Одной из характеристик качества проведенных социологических измерений является валидность. Валидность – степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежит измерить.
При определении объекта исследования используется такое понятие как «генеральная совокупность», т.е. совокупность всех элементов данного объекта, изучение которой предполагает определенные затраты. Поэтому, как правило, из генеральной совокупности с помощью специальных методов отбирается выборочная совокупность.
Процедура отбора подмножества элементов, генеральной совокупности, позволяющей делать выводы обо всем множестве элементов – выборка. Одной из моделей образования выборочной совокупности является случайная выборка, при которой
строго соблюдается равенство шансов попадания в выборочную совокупность для всех единиц генеральной совокупности.
Репрезентативность – свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.
II. Основной (полевой) этап проведения социологического исследования предполагает разработку процедур сбора информации: описываются методы сбора первичной социологической информации, способ и порядок их применения, продумываются способы и методы анализа собранного материала.
Методы сбора первичной социологической информации
Самым распространенным методом сбора первичной социологической информации является опрос, который заключается в устном или письменном обращении к выборочной совокупности респондентов с вопросами по иссле-дуемой проблеме.
Различают два вида опроса: письменный (анкетный) и уст-ный (интервьюирование).
1. Анкетный опрос – заключается в письменном обращении к респон-дентам с опросным листом, содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов (анкета). Анкетный опрос может быть очным, заочным (почтовый, телефонный, прессовый); индивидуальным или групповым.
Типовая анкета состоит из: введения (информация о содержании анкеты и цели исследования); информационной части (содержательным вопросом); классификационной части (социально-демографические сведения о респонденте); заключительной части.
Интервьюирование – метод сбора социологической информации, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.
Виды интервью: стандартизированное (опросный лист); ненаправленное (свободное); личное или групповое; опосредованное.
2. Наблюдение - метод сбора социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проходящих определенных условиях.
Виды наблюдений: включенное, при котором исследователь является действительным участником изучаемой группы; не включенное, при котором исследователь получает информацию, находясь вне изучаемого объекта; полевое и лабораторное; стандартизированное и не стандартизированное; систематическое и случайное.
3. Анализ документов – метод сбора данных при котором документы используются в качестве источника информации (официальные, неофициальные, личные дневники, письма, записи на кино – фотопленке, аудиозаписи и т. д.).
4. Эксперимент – метод изучения социальных явлений, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые влияют на его развитие в соответствии с программой и практическими целями исследования.
Репрезентативность – свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.
II. Основной (полевой) этап проведения социологического исследования предполагает разработку процедур сбора информации: описываются методы сбора первичной социологической информации, способ и порядок их применения, продумываются способы и методы анализа собранного материала.
Методы сбора первичной социологической информации
Самым распространенным методом сбора первичной социологической информации является опрос, который заключается в устном или письменном обращении к выборочной совокупности респондентов с вопросами по иссле-дуемой проблеме.
Различают два вида опроса: письменный (анкетный) и уст-ный (интервьюирование).
1. Анкетный опрос – заключается в письменном обращении к респон-дентам с опросным листом, содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов (анкета). Анкетный опрос может быть очным, заочным (почтовый, телефонный, прессовый); индивидуальным или групповым.
Типовая анкета состоит из: введения (информация о содержании анкеты и цели исследования); информационной части (содержательным вопросом); классификационной части (социально-демографические сведения о респонденте); заключительной части.
Интервьюирование – метод сбора социологической информации, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.
Виды интервью: стандартизированное (опросный лист); ненаправленное (свободное); личное или групповое; опосредованное.
2. Наблюдение - метод сбора социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проходящих определенных условиях.
Виды наблюдений: включенное, при котором исследователь является действительным участником изучаемой группы; не включенное, при котором исследователь получает информацию, находясь вне изучаемого объекта; полевое и лабораторное; стандартизированное и не стандартизированное; систематическое и случайное.
3. Анализ документов – метод сбора данных при котором документы используются в качестве источника информации (официальные, неофициальные, личные дневники, письма, записи на кино – фотопленке, аудиозаписи и т. д.).
4. Эксперимент – метод изучения социальных явлений, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые влияют на его развитие в соответствии с программой и практическими целями исследования.
III. Заключительный этап проведения социологического исследования – подготовка первичной информации для её обработки, анализа, формирования выводов и практических рекомендаций.
Полученная в результате обработки и анализа данных социологического исследования информация, как правило, представлена в качестве числовых показателей и подлежит интерпретации, в ходе которой обретает смысловое содержание.
Интерпретация – превращение социологической информации из числовых показателей в выявленные в результате исследования конкретных характеристики объекта исследования.
Итоги исследования формируются в виде отчета, в котором содержатся изложения использованных концепций и методов, описание и разделов про-граммы, описание, анализ полученных данных, выводы, предложения и практические рекомендации.
10. Общество, равенство и неравенство.
О́бщество, или социум — человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения.
Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию. Общество — это надындивидуальное, надгрупповое и надинституциональное объединение людей, которому присущи различные виды социальной дифференциации и разделения труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно́му; по способу производства и т. д
Общество нередко отождествляется с социальностью вообще и сводится к формам общения и совместной деятельности людей; с другой точки зрения, сами по себе люди, находящиеся в общении и занятые совместной деятельностью, включая распределение совместно произведённого продукта, ещё не составляют в социологическом понимании общества, поскольку остаются теми же людьми, включёнными в групповые (в том числе коллективные) формы жизнедеятельности.
Если натурализм утверждает, что общество сводится к своим материальным носителям, то в феноменологических его интерпретациях общество относится к видам сознания и формам общения.
Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.
Существует ряд социальных характеристик для индивидов, которые определяют социальный статус и, следовательно, равенство или неравенство в обществе.
Гендерное неравенство
Дискриминация по возрасту
Расовое неравенство
Экономическое неравенство
Дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами
Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности