Файл: Анализ этапов развития социологических теорий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области.
Политический аспект социального равенства заключается в рассмотрении правил общественного управления: право на участие в выборах, правила определения лидеров, права и обязанности лидеров, равенство перед законом, тогда как экономический подход рассматривает процесс распределения благ: право на работу, распределение ресурсов, равенство возможностей
11. Теории социализации и идентичности (Т. Парсонс, Г.Х. Мид).
В социологии существуют две теории, объясняющие процессы социализации и идентичности.
1) ролевая теория, представленная структурным функционализмом (Толкотт
Парсонс)
2) символический интеракционизм (Джои Герберт Мид). Рассмотрим каждую из них подробнее. ролевая теория общество — это сложная система различных функциональных частей, работающих на поддержание стабильности общества как целого. Социальные институты определяют роли для членов общества, которые последние осваивают в ходе социализации. Социальные роли имеют свои цели, позволяющие обществу функционировать успешно. По сути, общество принуждает индивидов следовать социальным ролям, используя внешние и внутренние средства принуждения. К внешним средствам относятся видимое вознаграждение или наказание, а к внутренним
- мораль (интернализованные индивидом требования и ожидания общества).
Символический интеракционизм является попыткой не только констатировать необходимость, но и объяснить механизм социализации индивида, т.е. усвоения им социальных норм. Согласно этой теории важнейшим аспектом социального взаимодействия является обмен вербальными и невербальными символами (слова, мимика, жесты). В ходе такого обмена люди могут представить себе эффект их воздействия на других людей. Люди как бы ведут внутренний разговор с самими собой, предвосхищая реакцию других, т.е. примеривая на себя их социальные роли.
Предвосхищая реакцию других людей в ходе взаимодействий с ними, мы получаем возможность сознательно отслеживать собственное поведение. В результате этого предвосхищения реакции других у человека формируется своеобразное социальное или «зеркальное Я» (в терминологии Ч. Кули) (рис. 3.2). Способность как бы раздваиваться и смотреть на себя глазами других людей появляется у человека уже в раннем детстве.
Символический характер социального взаимодействия может существенно влиять как на восприятие человека другими людьми, так и на его самовосприятие, внося определенные коррективы в его интеграцию в общество, например способствовать закреплению девиантного поведения. Теоретическим объяснением этого эффекта являются теории наклеивания ярлыков и стигматизации.
Согласно теории наклеивания ярлыков реакция социального окружения может влиять на ролевое поведение человека. Если, например, ученик объявляется тупицей, то он может начать вести себя, как тупица. И наоборот, объявление какого-либо ученика способным может привести к улучшению его успеваемости. То есть ярлыки влияют не только на восприятие человека его окружением, но и на восприятие человеком самого себя.


Теория стигматизации предлагает схожее объяснение поведения индивидов. Стигма
— это социальный атрибут, дискредитирующий индивида или группу. Существуют стигмы тела (пятна или уродства), сексуальной ориентации (гомосексуальность), социальных групп (раса или племя) и др. Считается, что реакция окружения на стигматизированного человека или группу в какой-то степени определяет ролевой сценарий этих лиц.
Как ролевая, так и интеракционистская теории социализации раскрывают определенные и немаловажные аспекты процесса социализации и потому каждая из них имеет свою научную ценность. Сравнение этих теорий приведено в табл. 3.2.
12.
Первичная социализация. Вторичная социализация.
Главное значение процесса социализации заключено в том, чтобы человек из биологического существа превратился в существо социальное, т.е. в результате социализации происходит становление и формирование личности. Это длительный процесс, продолжающийся в течение всей жизни индивида и включающий несколько этапов: детство, юность, зрелость, старость.
Социализацией называется процесс овладения и усвоения индивидом культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе
Выделяют первичную и вторичную социализацию.
Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Вторичная социализация – процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.
В процессе социализации выделяются две фазы:
1) социальная адаптация, когда происходит приспособление индивида к определенным социально-экономическим условиям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности;
2) интериоризация – более сложный процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.
К первичным агентам социализации обычно относят ближайшее окружение человека: родителей, родственников, друзей, сверстников, учителей, врачей.
Например, по отношению к детям и подросткам очень важными агентами
социализации являются родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. Но, пожалуй, именно семья находится в центре первичной социализации.
Также к первичным агентам социализации относят спорт, школу, детский сад, а в современном мире – СМИ, Интернет и т.д.
Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов.
В процессе социализации индивид проходит две фазы: социальная адаптация
(приспособление индивида к определенным социально- экономическим условиям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности) и интериоризация (более сложный процесс, означающий включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека). Причем каждый раз в новой социальной среде человеку приходится отвыкать от чего-то, и наоборот, чему-то переучиваться заново. Поэтому процесс социализации включает два этапа: десоциализация — отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения и следующий за ним, более важный этап
— ресоциализация, т.е. обучение новым ценностям и ролям для замены прежде недостаточно усвоенных или не соответствующих новой ситуации.
13. Социальные функции семьи.
1) репродуктивная функция — биологическое воспро­изводство членов общества;
2) функция социализации — формирование индиви­да как личности;
3) воспитательная функция —передача знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, помощь в освое­нии социальных ролей;
4) хозяйственно-бытовая функция — ведение до­машнего хозяйства и семейного бюджета, решение бытовых (удовлетворяющих повседневные физиологические потребности человека) вопросов, уход за нуждающимися членами семьи (малолетние , престарелые, инвалиды);
5) экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
6) защитная функция — физическая, психоло­гическая и экономическая защита членов семьи;
7) эмоционально-психологическая функция — поддержка членов семьи, создание чувства безопасности и психологического комфорта, совместное переживание различных эмоциональных состояний (желание разделить радость с близкими или, наоборот, посетовать на свои проблемы);
8) рекреационная (досуговая) функция — организация и прове­дение отдыха;
9) социально-статусная функция — предоставление членам семьи социального статуса;
14. Альтернативные формы брака и семьи.
В XX столетии получили развитие альтернативные формы семейно-брачных отношений. Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.
К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.
1   2   3   4

Гражданский брак (сожительство) - совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений
способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д.
Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.
Однополые семьи как объект пристального изучения появились сравнительно не так давно. До сих пор в мире идут дискуссии о том, можно ли сожительство людей одного пола считать семьей, нужно ли легализовывать однополые браки, можно ли им доверять воспитания детей и т.д. Сегодня однополые браки легализованы в
Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, Норвегии, Швеции, Португалии, в отдельных штатах США и других странах.
Тенденция к одиночеству обусловлена сегодня тем, что множество людей большое количество времени тратит на получение образования и карьеру. Также одинокими остаются значительное число пожилых людей, чьи партнеры умерли. Коммуны сознательно отвергают традиционную нуклеарную семью, утверждая, что практика семейно-брачных отношений увековечивает индивидуализм и неравноправие полов, придает семьям одностороннюю функцию накопления собственности и передачи ее в дальнейшем по наследству детям.
15. Девиация и социальный контроль
Различные нарушения социального порядка и аномия во многом связаны с девиациями. Под девиацией (лат. deviatio – отклонение) понимается отклоняющееся поведение индивида или группы от принятой в обществе системы ценностей и норм.
Выделяется негативная и позитивная, индивидуальная и групповая, первичная и вторичная девиация.
Негативная девиация в обществе отторгается, рассматривается как наносящая урон, вред индивидам и социуму.
Положительная девиация , напротив, обществом принимается, признается важной для развития дарований и способностей индивидов, предоставляющей новые перспективы для общественного развития.
Индивидуальная и групповая девиация может быть как негативной, так и позитивной.
Индивидуальная девиация связана с отклоняющимся поведением того или иного отдельного человека.
Групповая девиация связана с социальными отклонениями различных социальных групп-сообществ.
Понятия первичной и вторичной девиации в научную лексику ввел американский криминолог Эдвард Лемерт (1951).
Первичная девиация имеет место, когда нарушение социальных правил, норм не влечет за собой наказание. Многие люди так или иначе преступают некоторые социальные предписания, но окружающие люди смотрят на эти их деяния словно сквозь пальцы, не обращают на них внимания и не предают им какого-либо значения, а человек, нарушающий правила, скорее всего, не считает себя девиантом.
Многое меняется, когда социальное окружение замечает и оценивает отклонения в поведении людей. Нередко это приводит к вторичной девиации – ситуации, когда на человека навешивается ярлык девианта; окружающие начинают с ним обращаться как

с девиантом, и он сам постепенно начинает считать себя девиантом и вести себя в соответствии с этой ролью.
В структуре девиации можно выделить три компонента:
1) человек (или группа), которому свойственно определенное поведение;
2) ожидание или норма;
3) некий другой человек, группа, организация, общество, реагирующие на поведение.
Первый элемент структуры девиации позволяет выделить субъекта девиации, второй связан с критерием оценки девиантного поведения, третий обозначает тех, кто реагирует на поведение, рассматриваемое как девиантное.
Негативная девиация
В литературе нередко подчеркивается, что девиантность – явление сугубо относительное, поскольку один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, а в другом восприниматься как социальная патология. Однако данный факт вовсе не отменяет того обстоятельства, что негативная девиация имеет свои объективные критерии: социобиологические. Негативные виды отклоняющегося поведения не просто нарушают всеми признанную норму, они развертываются в рамках постоянно возобновляющегося, нарастающего зла, которое ведет человека и человечество к деградации, гибели. Между тем идеальное состояние общественного организма –
"максимально долгая жизнь максимального количества здравствующих людей в максимально благоприятных условиях"; социальные. Негативная девиация определяет планку, за которой начинаются процессы деградации личности, а общество из целостной системы превращается в хаотическую (например, рушатся семейные узы, невостребованными оказываются элементы духовной культуры, чуждыми и непонятными видятся требования этики).
К негативным видам отклоняющегося поведения относятся:
– преступления и правонарушения;
– проституция, наркомания, алкоголизм, тунеядство;
– самоубийство;
– нарушение традиций, обычаев;
– детская беспризорность, безнадзорность, побеги из дома, драки несовершеннолетних;
– нецензурная брань, сквернословие;
– аморальное поведение;
– различные виды неуставных отношений в армии (дедовщина, землячество, культ силы);
– игровая и компьютерная зависимость и т.д.
Данный перечень видов негативной девиации не является исчерпывающим.
Содержание указанных видов показывает, что индивиды в негативной девиации нередко устанавливают свои неофициальные и достаточно жесткие нормы поведения.
Так, все виды неуставных отношений основываются на неформальных системах морального поощрения, физического и психического насилия, т.е. на поведении, которое укладывается в рамки "негативной свободы" – свободы, которая проявляет себя вне правового юридического пространства.


16. Краткий обзор теоретических подходов к девиации (социологический,
биологический, психологический, экономический и культурологический).
А)Биологический (антропологический) (Ч.Ломброзо, У.Шелдон). Суть его: девиантное поведение, в частности, преступное, обусловлено определенными физическими особенностями человека. Например, выступающая нижняя челюсть,.. пониженная чувствительность к боли (Ломброзо) или мезоморфность, т. е. строение тела, которое отличается силой и стройностью (Шелдон). В последние годы девиантность в русле данного подхода объясняется аномалиями половых хромосом.
Б)Психологический подход (З. Фрейд, А.Адлер): девиантность обусловлена психологическими отклонениями личности, наличием различных комплексов, а также тем, что конфликт личности и общественные задачи изначально, как столкновение id
(«оно») и Super-Ego — системы моральных запретов. Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человека и тем самым создает конфликтную ситуацию. Согласитесь, что с помощью биологических, психологических особенностей использования в полной мере объяснить сущность, уровень преступности или других видов девиации.
В)Социологический подход (Беккер, Селин, Маркс, Мертон, Парсонс и др.):
девиантное поведение объясняется социальными причинами: несовершенством общества, социальным неравенством и противоречиями и т. д. Феномен девиантного поведения объясняется «тройным несовладением»: требований нормы, требований жизни, интересов личности (Кудрявцев). Это вызвано противоречивостью развития общества, где основным является противоречие между стабильностью и мобильностью общества как системы. Общество, с одной стороны, ориентирует индивида на конформное поведение, что является условием социальной стабильности, а с другой — объективно требует от него инициативности, т. е. выхода за рамки общепринятых стандартов. Поэтому социализация всегда включает как конформное, так и неконформное поведение. Некоторые исследователи (Гилинский): считают, что главной причиной всех социальных отклонений является социальное неравенство, которое порождает противоречие между равномерно растущими возможностями их удовлетворения.
Г)Культурологические теории. Теории, основанные на социальной дезорганизации, рассматривают социальные силы, которые “толкают” человека совершать девиантные поступки. Так называемые культурные теории девиации по своей сущности напоминают теории социальной дезорганизации, но сосредоточены на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации.
17. Феномен религии: культурная и социальная перспектива.
Религия – один из важнейших и в то же время, один из древнейших (если не самый древнейший) институтов человеческого общества.
Однако научное изучение религии началось практически лишь со времени возникновения социологии.
Причина тому – идущее от эпохи Просвещения представление об изначальном и извечном антагонизме религии и науки. Многие философы и ученые видели важнейшую культурную миссию науки в окончательном уничтожении религиозного мировоззрения, в замене его системой взглядов, объясняющей все и вся действием сугубо материальных законов и причин. Важнейшей особенностью социологического подхода к исследованию религии является то, что эта дисциплина совершенно не вмешивается в мировоззренческие споры о бытии или же небытии бога, а значит, об