Файл: Анализ этапов развития социологических теорий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
истинности или же ложности религиозных учений. Задача социологии в этой области состоит в исследовании социальных причин возникновения феномена религии вообще и конкретных религиозных учений в частности, в изучении функций, которые выполняет религия в жизни человеческого общества, а также в исследовании процессов, протекающих в религиозных сообществах и организациях. Таким образом, для социологии религия представляет собой специфический социальный феномен
(говоря словами Дюркгейма, «социальный факт»), и именно этим определяется подход к ее изучению.
Религиозная культура — это часть духовной культуры человечества, порожденная религиозными запросами людей и призванная их удовлетворять.
Компонентами религиозной культуры являются элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, а также нормы морали.
Специализированный уровень религиозной культуры — это систематизированные религиозные учения и конфессии, эзотерика, обыденный — мистика, бытовая магия и суеверия. Свое непреходящее значение в культуре религия завоевала благодаря особой форме отношения к миру.
Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) — это особое мироощущение, соответствующее поведение, а также специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, высшее и священное.
Религия является такой культурной формой освоения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный (не основанный на разуме) элемент — различные состояния души, настроения, экстаз, мистическое озарение и т.п. Ведущим признаком религии является вера в сверхъестественное, в то, что выше законов материального мира, который считается вторичным по отношению к миру духовному или божественному.
Религия представляет собой сложное социальное образование. В ее структуре выделяют: религиозное сознание — вера в сверхъестественное, воплощенная в совокупности религиозных представлений и идей, включая учение о высшем духовном начале, толкование и комментарии к основным догмам данной религии, а также чувства, настроения, привычки и традиции, присущие верующим; религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные или реальные объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-магическими представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы, а также используемые при этом храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяния; религиозные организации — объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов. Их функции состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой деятельности. Высшей формой религиозных организаций является церковь, которой присуще деление всех верующих на клир — служителей культа, получивших специальную подготовку, и мирян — рядовых верующих.
Роль религии в культуре


Свое важнейшее значение в культуре религия приобретает, выполняя следующие функции.
Во-первых, религия всегда способствовала поддержанию стабильности в обществе, а также развитию культурной традиции. Зачастую в условиях политических кризисов и раздробленности именно религия становилась гарантом правопорядка и основой социальной интеграции.
Во-вторых, религия дает нравственные ориентиры для повседневного поведения людей. Формулируя нравственные нормы и ценности («не убий», «не укради» и т.д.), религия возводит их на уровень священных заповедей, от соблюдения которых зависит спасение верующих.
В-третьих, религия дарует утешение верующим, организует их жизнь путем снятия их притязаний на реальные земные блага, отодвигая их на будущее, в загробное существование либо вообще отрицая их значимость.
18. Социально-этнические общности.
Социально-этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.
Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.
Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.
Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.
Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.
Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация.
Племя — тип этнической общности, присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве.
Племя имело свою территорию и охватывало большое число родов и кланов. Род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти.


Для племени уже было свойственно выделение собственного названия, своего языка или диалекта. Оно также скреплялось общими традициями, обычаями, религиозными представлениями и обрядами. В племени содержались некоторые элементы хозяйственного уклада, зачатки внутренней организации. Проявлением последних были племенные советы вождей, на которых решались важные для всех дела и вопросы (например, организация военного похода, охоты, религиозного обряда и т.д.).
Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создавали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселения, что приводило, в конечном счете, к образованию народности.
Народность — тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве.
Народности образуются на основе смешения племен и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями.
Нация — исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.
Становление нации — процесс сложный и длительный, определяющую роль в котором играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого национального языка и общенациональной культуры. На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также определенные этнические стереотипы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам.
19. Этническая идентичность.
У каждого есть культурное наследие, которое является неотъемлемой частью личности. У нас могут быть разные представления о той культуре, с которой мы себя идентифицируем, и также могут быть противоречивые чувства по отношению к самой этнической группе. Нередко случается так, что наше наследие состоит из множества переплетений культур, и не всегда бывает легко обрести свою идентичность.
Этническая идентичность – это часть нашего самосознания.
Этническое самосознание или этническая идентичность — эмоционально- когнитивный процесс осознания принадлежности человека к какой-либо этнической общности; является проекцией на сознание людей существующих этнических связей и проявляется в виде этнонима. Один из видов социальной идентификации. В переписях населения и других видах массового статистического учёта используется как основной этнический определитель
Этническое самосознание основывается на противопоставлении «мы-они», общности происхождения и исторической судьбы, генеалогических преданиях, участии в каких-либо исторических событиях, представлениях о «родном языке» и


«родной земле». На поздних стадиях развития общества, большую роль в формировании развитии этнического самосознания играет национальная интеллигенция
20. Межэтническое и межконфессиональное согласие
Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия стала реальностью наших дней и отвечает требованиям развития мирового сообщества.
Казахстанская модель стала феноменом современной культуры Евразии.
Политическая структура Казахстана дают уникальную возможность построения демократического, то есть правового гражданского общества, гарантирующего всестороннее развитие всех наций и граждан, создания всем им достойных условий жизни.
Сохранить межэтническое и межконфессиональное согласие в тяжелые 90-е годы экономического кризиса, было задачей не из легких. В этом большая заслуга
Ассамблеи народов Казахстана.
Идея ее создания была выдвинута Н. А. Назарбаевым на первом форуме народов
Казахстана в 1992 году, посвященном годовщине независимости республики и воплотилась в жизнь в марте 1995 года.
В ее лице нам удалось создать такую организацию, которая сумела обеспечить необходимые пути конструктивного диалога и общения со всем полиэтничным народом Казахстана. Ассамблея стала уникальной площадкой для межнационального диалога.
В ее деятельности заключен колоссальный позитивный опыт, который мы сообща внесли и продолжаем вносить в мировую практику решения межэтнических проблем.
Не будет преувеличением сказать и то, что сегодня Ассамблея народов Казахстана – это не просто организационная структура, это – неотъемлемая часть нашей жизни, своеобразный символ нашего мира и единства.
Итоги Первый итог. Наладив постоянный межкультурный диалог, Казахстан снял угрозу распространения экстремизма и терроризма на своей территории.
Второй итог. В сложнейших условиях первых лет суверенитета, когда перед страной остро стояли задачи государственного строительства, в основу государственного устройства Казахстана был положен принцип формирования идентичности на базе гражданства, а не этничности.
Третий итог. Обеспечено духовное возрождение страны и самое важное – общенациональное согласие и толерантность.
Четвертый итог. Казахстан стал международным центром диалога всех мировых и традиционных религии