Файл: Методика обучения по профилю Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.[1]

Конференция. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого материала является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-конференцию. Урок-конференция - это своеобразный диалог по обмену информацией.

Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.[3]

Составление опорных конспектов. Чаще всего используется этот вид контроля при изучении учащимися жизни и творческого пути писателя. Ученики должны после изучения материалов учебника, дополнительной литературы отразить в одном конспекте взаимосвязь между событиями жизни писателя, его мировоззрении, личностью и творчеством.

Исследовательские работы. Могут быть использованы на уроках по изучению художественного мастерства, творческой лаборатории писателя или поэта. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые работы, как домашние задания, так и мини-исследования отрывков из текста или стихов.

Такие виды контроля учат более глубокому, осознанному восприятию художественного текста и позволяет учителю проверять знания учащихся в области литературоведения и их умения в области литературоведческого и лингвистического анализа.

Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения. Например: Письмо от лица Базарова об «уездном аристократе» или от лица П.П.Кирсанове о «волосатом нигилисте».


Такая работа предполагает проверку не только знания текста, но и понимания учеником особенностей характера героя, его психологию, своеобразия его языка.

Создание словарей. Например: Словарь афоризмов Базарова; словарь «Эзопова языка» в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина.

Создание компьютерных презентаций. Например, по теме: «Достоевский в Омске», «Страницы великой жизни» (по биографии Л.Н. Толстого). Такая работа позволяет проверить умение учащегося находить материал, отбирать его, преподносить тот или его иной форме.

Смотр знаний. Лучше использовать групповую форму работы. Каждая группа получает задания, а потом распределяют их между собой с учетом интересов способностей каждого ребенка.

Например, после изучения творчества Л.Н. Толстого к смотру знаний предлагались следующие задания: взаимообмен проблемными вопросами, защита рефератов, иллюстрации к прочитанным произведениям, чтение наизусть отрывков из романа «Война и мир», компьютерная презентация самостоятельно прочитанных произведений Толстого.

Такая форма контроля позволяет не только повторить и обобщить изученный материал, но и выйти за рамки школьной программы, оценить творческие способности учащихся в разных областях.[11]

Виртуальная экскурсия. Проведение виртуальной экскурсии по литературе будет очень похоже на проведение обыкновенной экскурсии: понадобится разъяснение учащимся цели экскурсии, сообщение им знаний, необходимых для успеха экскурсии.

Организация и проведение учебных виртуальных экскурсий по литературе состоит их трех этапов: подготовительный, этап непосредственного проведения и заключительный этап подведения итогов экскурсии.

Подготовительный этап: выбор объекта экскурсии и непосредственно ее подготовка. На этом этапе идет работа над содержанием экскурсии, разрабатывается ее маршрут, происходит согласование различных документов и предварительное планирование итоговых мероприятий по экскурсии с составлением заданий к ним.

На втором этапе учащиеся знакомятся с материалами на сайтах. Сбор информации. Обмен информацией. Создание практической работы - презентации по ознакомлению или закреплению изучаемого материала.

Виртуальная экскурсия как завершение изучения творчества писателя позволяет учащемуся показать свое видение личности автора, свое понимание его произведения.



Внимание уделяется следующим навыкам: умению ориентироваться в различных источниках информации, умению пользоваться электронным каталогом, навыку поиска по ключевым словам, умение критически мыслить, исследовательские навыки, организационные навыки, информационно-коммуникационные навыки.

Заключительный этап. Защита выполненных работ. Итоги экскурсии будут подводиться различными способами: защита презентаций, выставка письменных отзывов об экскурсии с использованием иллюстративного материала посещенных сайтов.

Виртуальная экскурсия как одна из форм итогового контроля на уроках литературы позволяет развивать творческий подход к изучаемому учебному материалу; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике, пробудить интерес к деятельности писателя, к его внутреннему миру, осознание ценности личностной индивидуальности.[12]

Ассоциативный кроссворд. Если необходимо проверить, усвоен ли фактический материал по данной теме (чаще всего это очерк жизни и творчества писателя, вводные уроки), можно использовать подобный кроссворд (или криптограмму), вписывая в клеточки подготовленной «решетки» (размеры произвольные) слова, которые имеют отношение к этой теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты., названия журналов, в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решетка заполнена буквами, которые, на первый взгляд, не образуют слова. Достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет большого труда найти остальные. Но самое главное не это. Ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации. [12]

Таким образом, суть проверки оценки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки обучающихся. Для правильной организации проверки и оценки знаний учителям необходимо использовать всевозможные формы и методы контроль.


2.3 Методическая разработка фрагмента урока по литературе с формами контроля.

Одной из наиболее интересных на наш взгляд форм контроля на уроках литературы является литературный диктант. Его цель – предупреждение орфографических ошибок при написании сочинения, выяснение степени понимания текста. В начале главы мы уже представили методику проведения такой формы контроля, в этом параграфе наша цель – показать сам методический материал, который может быть использован на занятиях.

Обучающиеся не только должны написать слова без орфографических ошибок, но и дать лексическое значение выделенных слов.

«Лысые Горы; адъютант;Багратион;масонство;Болконский;главнокомандующий;батарея;артиллерия;Ростова;французские;пистолет;конница;канонада;колонна;картечь;неприятель;Аустерлиц;Богучарово; по-русски; дуэль; шомпол; контузия; раненый; батальон; пехота»

Приведенный нами пример органично можно вплести в итоговый урок по изучению романа-эпопеи «Война и Мир» Л. Н. Толстого. В рамках данного исследования нами был разработан конспект занятия по литературе, представленный ниже. Данный конспект включает в свою систему также и другие формы контроля, которые были изложены нами в начале главы.

Итоговый урок по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

Тема: Жанровое своеобразие и особенности композиции

Эпиграф: «Какая громада и какая стройность!» (Н. Н. Страхов.)

Цели: выяснить, в чем заключается жанровое своеобразие и особенности композиции романа; провести синтез и подытожить знания учащихся по теме, совместно составить ответы на вопросы и их записать.

Оборудование: репродукция картины И. Е. Репина «Комната в Ясной Поляне, где Толстой писал «Войну и мир» (1891), презентация.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Последний из завершающих уроков требует снова подняться над произведением в целом. Не случайно концепцией итогового урока выбраны слова современника Л. Н. Толстого, критика Н. Н. Страхова.

II. Беседа. ( здесь форма контроля – фронтальный опрос)

Вопросы:

Вспомните, какие виды романов вы уже знаете?

Данное разделение на виды весьма условно, так как в каждом из романов есть элементы быта, и психологии, и идеологии.


Какое же всё-таки определение сразу прикрепляется к роману «Война и мир»? (Это исторический роман.)

Но это ещё не всё. Попробуем определить, что значит «громада» и «стройность», и покажем это, обратившись к сюжету романа.

Какое время и какие события показаны в романе? (По замыслу Толстого, герой, и уже не один («а многие… герои и героини»), должен пройти через исторические события 1805, 1807, 1812, 1856 годов.)

Какие слои тогдашнего общества изображены в нём? (Светское общество, простой народ…).

Сколько героев в романе? (На страницах «Войны и мира» Толстой сумел объединить громадный и разноликий материал. Поражает количество действующих лиц в произведении, их более 550.)

Где происходит действие? (Время действия в «Войне и мире» – 15 лет (с 1805 по 1820 гг.). События происходят то в Москве и Петербурге, то в дворянских поместьях, то за границей, в Австрии.)

Какие вопросы поставлены?

Итак, широта изображения жизни в романе, многогранность, сочетание массовых сцен с крупным планом, слияние художественного изображения с философскими и публицистическими главами и т.д. позволяют определить «громаду» романа.

Отчего же зависит «стройность» романа?

Выделите «главную мысль» произведения? (По признанию Льва Николаевича Толстого, в своем произведении он любил «мысль народную». В ранних рукописях есть такая запись: «Я старался писать «историю народа».

«Мысль народная» положена великим писателем в основу характеристики героев произведения, исторических событий и исторических деятелей. «Народная мысль» придаёт роману единство. Все герои делятся на две большие группы людей, сливающихся с народом, и антинациональную группу. Семья Курагиных, Борис Друбецкой и весь салон Шерер оказываются в антинациональном и антинародном лагере, вместе с Наполеоном, носителем враждебной идеологии. Кутузов и Денисов, Ростовы и Пьер, Болконские, Тушин, Тимохин и другие все они вместе с простым народом образуют другой лагерь.

Внутри этого мира выделены Толстым свои «гнёзда» и отдельные сюжетные линии история семей Ростовых, Болконских, Безуховых. Такие разделения и выделения помогают ориентироваться в «громаде» романа.).

Что такое композиция? Композиция (построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов) поражает своей сложностью.

Вспомните основной композиционный принцип построения романа.