Файл: Методика обучения по профилю Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Один из приемов композиции – антитеза (противопоставление). Важную роль в романе играют внутренние параллели, или сопоставления.

Широко изображен социально-исторический и семейно-бытовой фон эпохи.

Исторические сцены, сцены частной жизни и философские рассуждения в «Войне и мире» «перемешаны». Ю. В. Лебедев назвал это «божественной бессмыслицей» и посчитал важнейшим композиционным элементом книги [13].

Сопоставление с обнаружением различия и сходства, а иногда контраст и параллель одновременно. Война и мир, Россия и Запад, народ и высший свет, антинациональное высшее общество и стремящиеся к народу герои, Кутузов и Наполеон, Элен Курагина и Наташа Ростова и т. д. это все явные контрасты. И рядом. При различиях Ростовых и Болконских, Андрея и Пьера, Наташи и Марьи, Тихона ербатого и Каратаева, одновременное сходство их стремлений и основ жизни.)

Что ещё способствует стройности романа? (Слайд 7-35)

(Стройности романа способствует продуманное деление на тома, части и эпизоды. Каждый том имеет свою тему и четко ограниченное время действия: т. война, приведшая к Аустерлицу; т. мирная жизнь и т. д. Каждая часть романа имеет, как писал Толстой, свой «законченный интерес» (т. , ч. как подготавливается «нравственная победа» русских в начале войны; т. , ч. партизанская война и бегство французов и т.д.)

Каждый эпизод имеет своё место действия, кроме времени, а также связан единством героев (т. , ч. , гл. салон Шерер; гл. приезд князя в Лысые Горы и т.д.).

Соседство эпизодов также продумано. Петербург с салоном Шерер, именины Ростовых в Москве и смерть там графа Безухова, Болконские в деревне таково построение первой части тома романа. Сходство и контраст эпизодов позволяют Толстому отчетливее передать мысль о сложности и многообразии жизни.

В чём ещё проявляется сложность и единство?

(Сложность и единство проявляются у писателя и в изображении героев. При всей «текучести» их характеров они остаются сами собой и Андрей, и Пьер, и Наташа.).

Своя «громада» и своя стройность есть и в построении толстовской фразы, т. е. во всех компонентах этого произведения виден один и тот же художественный принцип.

III. Подведение итогов урока

Сформулируйте признаки романа-эпопеи.

(Эпопеей называют роман с глубокой мыслью, «изображающий значительный период исторического времени, либо большое историческое событие, освещающий жизнь народа в его многообразии
, в борьбе интересов различных классов общества, в сложном переплетении судеб многих действующих лиц произведения». Тимофеев Л. и Венгров М. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Учпедгиз, 1963. С. 181.)

Л. Н. Толстой отказывается дать жанровое определение «Войне и миру»: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось», но исследователи творчества Толстого назвали «Войну и мир» романом-эпопеей.

Роман-эпопея повествует о важнейших исторических событиях, рассказывает о различных сторонах жизни народа, освещает взгляды, а также быт и нравы различных слоев общества. В романе-эпопее множество сюжетов, для каждой сюжетной линии – своя завязка. В основе сюжетов – духовные искания своего места в жизни любимых героев писателя.

Вспомните и назовите, какие ещё романы-эпопеи существуют в русской литературе? («Тихий Дон» Шолохова, «Петр» и «Хождение по мукам» А. Толстого и др.).

IV. Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению по творчеству Л. Н. Толстого.

Заключение

Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается детьми материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и учащимися устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.

Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету.

Отсюда вытекает актуальность выбранной темы.

При выполнении работы получены следующие выводы:

1. Изучена и проанализирована литература по теме. Из проведенного анализа можно сделать вывод, что в современной методической литературе огромное значение отводится изучению методике преподавания предмета, в частности методике организации проверки и оценки знаний. Подробно описаны методы и приемы организации оценивания учащихся на уроке.

2. В ходе выполнения курсовая работа была четко проанализирована и изучена сущность проверки и оценки знаний результатов в основной школе. Были описаны функции проверки и оценки знаний, которые предполагают и требования, необходимые знать учителю, для эффективности проверки и оценки знаний учащихся, так же какие традиционные задачи решает учитель при осуществлении проверки и оценки знаний у учащихся.



3. Нетрадиционные формы проведения уроков позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, а также проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Развивающий, воспитывающий и контролирующий потенциал нетрадиционных контрольных уроков можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

формирование у учащихся интереса и уважения к изучаемому предмету;

воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний и умений в различных сферах деятельности;

развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика;

повышение качества контроля знаний и умений учащихся.

Таким образом, эффективность контроля знаний и умений учащихся во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения контрольного урока.


Список литературы:

  1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. 2 изд., испр. и доп./ В.С. Аванесов.- М.: Адепт, 1998. - 217 с.

  2. Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе [Текст] / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов // Теория и методика обучения литературе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 350 с.

  3. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы: учебник для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф.Чертов. - М.: Академия, 1999. - 400 с.

  4. Брандеев Р.Ф. Методика преподавания литературы [Текст] / Р.Ф. Брандеев, Т.В. Зверс // Методика преподавания литературы: учебник для пединститутов. - М.: Просвещение, 1985. - 280 с.

  5. Бунеев Р.Н. Литературное чтение. В одном счастливом детстве [Текст] / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Литературное чтение. В одном счастливом детстве. - М.: Баласс, 2001. - 198 с.

  6. Бунеев Р.Н. Литературное чтение. В океане света [Текст] / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Литературное чтение. В океане света. - М.: Баласс, 2001. - 180с.

  7. Голубков В. В.: Методика преподавания литературы Государственное учебно-педагогическое издательство просвещения/В.В. Голубков.- РСФСР Москва- 1955

  8. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе [Текст] / Г.А. Гуковский // Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. - Тула: Автограф, 2000. - 286 с.

  9. Журова Л.Е. Чтение и письмо [Текст] / Л.Е Журова, А.О. Евдокимова // Чтение и письмо. - М.: Вентана-Граф, 2001. - 310 с.

  10. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению [Текст] / В.Н. Зайцев // Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 2004. - 401 с.

  11. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя // Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Логос, 2000. - 360 с.

  12. Калганова Т.А. Выбор методики анализа художественного произведения [Текст] / Т.А. Калганова // Литература в школе. - 2007. - №2. - С.30-32.

  13. Капинос В.И. Развитие речи: Теория и практика обучения [Текст] / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик // Развитие речи: Теория и практика обучения. - М., 2005. - 354 с.

  14. Королев М. Ф., Полле А. Б., Романькова Н. В. Образовательные стандарты и контрольно- оценочная деятельность./Королёв М. Ф - М., 1996.

  15. Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы [Текст] / В.Г. Маранцман, О.Ю. Богданова // Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. Ч. 2. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 271 с.

  16. Маранцман В.Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе [Текст] / В.Г. Маранцман, Т.В. Чирковская // Проблемное изучение литературного произведения в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 303 с.

  17. Медведев В.П. Изучение лирики в школе [Текст] / В.П. Медведев // Изучение лирики в школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 281 с.

  18. Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в VI-VII классах [Текст] / Н.Я. Мещерякова // Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в VI-VII классах: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 410 с.

  19. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы [Текст] / О.И. Никифорова // Психология восприятия художественной литературы. - М.: Книга, 2000. - 423 с.

  20. Панин Б.А. Методика преподавания литературы [Текст] / Б.А. Панин // Методика преподавания литературы: учебная хрестоматия. Практикум. - М.: Эксмо, 2007. - 357 с.

  21. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебное пособие для студентов педколледжей/ И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 547с.

  22. Реан А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум // Психология и педагогика. СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 400 с.

  23. Рез З. Я. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности./ Р. Ф. Брандесов, Т. В. Качурин и другие; Под редакцией З. Я. Рез.-2-е издание.-Москва: Просвещение, 1985.

  24. Рез З.Я. Методика преподавания литературы [Текст] / З.Я. Рез // Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1985. - 450 с.

  25. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками [Текст] / Л.Н. Рожина // Психология воспитания литературного героя школьниками. - М.: Просвещение, 2000. - 392 с.

  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 350 с.

  27. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения [Текст] / Н.Н. Светловская // Методика внеклассного чтения. - М., 2001. - 190 с.

  28. Селевко Г. К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей./Селевко Г. К. - М., 1996.

  29. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 200 с.

  30. Шишов С. Е. Государственные стандарты общего среднего образования: опыт, проблемы, перспективы./Шишов С. Е. - М., 1997.