Файл: Дайте определение следующим понятиям социальное явление, социальный процесс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание (выполнение заданий)
Задание 1
Дайте определение следующим понятиям: «социальное явление»,
«социальный процесс».
Социа́льное явле́ние или социа́льный фено́мен — одно из основополагающих понятий социологии и социальной философии, которое означает «элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков»; это любое проявление отношений или взаимодействия людей или даже отдельное событие или случай; все, что проявляет себя, существует, есть в социальной действительности.[1] Социальные явления — это явления взаимодействия людей, осуществляемые в социальном пространстве: непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к сообществам, через социальные организации, институты.
В качестве социальных явлений выступают люди с их действиями, чувствами, отношениями, мыслями и предметы. Социальные явления это «материальные и духовные продукты человеческой деятельности, социальные институты, учреждения, организации, потребности, интересы, отдельные стороны процессов и тому подобное». Многие социальные явления латенты и наряду с выражением очевидных характеристик социальной действительности, выражают её глубинные процессы, хотя в этом случае не наблюдается их непосредственная связь с данным социальным явлением. Социологические исследования использующие «определённые приёмы, процедуры и методы получения информации о социальном явлении» выступают в качестве средства его выявления (социальной практики).[1]
Социальный процесс (англ. Social process) — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в
обществе вне социальных процессов. Функционирование и развитие общества происходят в различных формах социальных процессов, характеризующих субъектно-объектные связи и отношения во всех сферах деятельности людей.
Задание 2
Что из перечисленного ниже следует отнести к социальному явлению, а что к социальному процессу?
приватизация государственной собственности - процесс;
- одиночество - явление;
- преступление - процесс;
- адаптация к производственным условиям - процесс;
- экономический рост - процесс;
- проведение научного эксперимента - процесс;
- социальная стратификация - явление;
- диверсификация общественного производства - процесс;
- война - явление;
- драка - процесс;
- революция - процесс;
- репрессии - процесс.
Вопросы к заданию:
-
Какие причины затрудняют жесткое разделение социальных явлений и социальных процессов?
Основных причин две: сложность самих социальных явлений и скрытое нарушение причинно-следственных связей. Например, приватизация государственной собственности выступает как процесс и в то же время как звено более сложного процесса (преобразований в экономике). В то же время та же приватизация никак не была увязана с насильственным введением практики рыночных цен («шоковой терапии»).
2. В чём заключается специфическое отличие социального процесса от социального явления?
Социальными процессами мы называем серию явлений взаимодействия людей друг с другом, или серию явлений, происходящих в организации и структуре групп, изменяющих отношения между людьми или отношения между составными элементами общности. Подобно тому как кажущееся неисчислимым богатство действий людей по отношению друг к другу можно свести к нескольким десяткам основных образцов, постоянно повторяющихся вновь и вновь с небольшими индивидуальными отклонениями, так и совокупность процессов
, происходящих в общностях и в общественных отношениях, можно свести к нескольким десяткам основных процессов. Серия социальных явлений может быть понята как процесс, если она сохраняет идентичность во времени, позволяющую выделить ее из других серий, если предшествующие явления обусловливают хотя бы частично следующие за ними явления и если они вызывают определенное однородное положение вещей. Например, социализация — это социальный процесс. Ибо она представляет собой длинную серию взаимодействий между ребенком, его воспитателями и общественной средой; серия эта сохраняет свою идентичность благодаря идентичности формируемое личности; реакции ребенка на последующие воздействия в определенной степени обусловлены ранее возникшими явлениями, и в результате возникает определенное состояние его личности, какие-то ее более или менее устойчивые черты. Воспитание — также социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений, взаимодействий, более или менее последовательно нацеленных на формирование воспитуемого в желаемом направлении. Развитие любой целевой группы — социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений дифференциации состава ее членов, дифференциации институтов, введения новых методов действия и т. д., причем это развитие, то есть составляющие его явления, характеризуются идентичностью, непрерывностью, связаны структурно-функциональными зависимостями.
3.Какой научный смысл заключается в том, чтобы разделять социальные явления и социальные процессы?
Наука изучает в явлениях и процессах общее и необходимое. Она стремится за явлениями обнаружить сущность, за совокупностью фактов - закономерности развития. Если обыденное знание сводится к констатации и описанию фактов, то научное знание стремится к объяснению явлений и процессов и предсказанию их дальнейшего развития. Основные задачи научного познания - объяснить и предсказать. По форме научное знание сконцентрировано в общих понятиях, категориях, принципах, законах, теориях, которые принимают формализованный характер.
Таким образом, процессы и явления соотносятся в науке как общее и частное, а отождествление их может дать искажённый прогноз как явлений
, так и процессов.
Задание 3
Заполните последнюю колонку таблицы:
Методы исследования | Определение | Виды методов |
Общенаучные | Методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследования | анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа. |
Специфические | Методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности | наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование. эвристические, формализованные, статистические, детерминированные методы анализа систем управления, синтез систем управления методами оптимизации, синтез систем управления методами математического программирования, анализ и синтез систем управления с помощью математических теорий |
Задание 4
Выделить основные научные дисциплины, осуществляющие анализ и объяснение социально-экономических и политических процессов.
Основными научными дисциплинами, осуществляющими анализ и объяснение социально-экономических и политических процессов, являются экономика, социология и политология. Все эти дисциплины, несмотря на глубокую внутреннюю связь между собой, обнаруживают существенные различия в представлениях о человеке, главном участнике и инициаторе этих процессов