Файл: Филиал в г. СлавянскенаКубани Кафедра профессиональной педагогики, психологии и физической культуры курсовая работа специфика общей физической подготовки в туризме на этапе начальной подготовки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Филиал в г. Славянске-на-Кубани
Кафедра профессиональной педагогики, психологии и физической культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

СПЕЦИФИКА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТУРИЗМЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ



Работу выполнила


___________________________


А. А. Даурова

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование курс 3


Направленность (профиль) Физическая культура


Научный руководитель

д-р биол. наук, проф.



___________________________



А. П. Шкляренко

Нормоконтролер

канд. пед. наук, доц.


___________________________


А. С. Соколов


Краснодар

2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...........................................................................................................

3

1 Современные представления об общей физической подготовке в

туризме……………………………………………………………………...


5

1.1 Особенности организации тренировочного процесса в туризме на

этапе начальной подготовки……….…………………………………...


5

1.2 Анатомо-физиологические предпосылки к занятиям туризмом у

детей школьного возраста……….…………………………………..…..


8

1.3 Туризм в рамках школьного физкультурного образования…………

11

2 Методы и организация исследования........................................................

18

2.1 Методы исследования........................................................................

18

2.2 Организация исследования................................................................

18

3 Результаты исследования и их обсуждение...............................................

20

3.1 Авторская программа по общей физической подготовке в туризме

в рамках школьного физкультурного образования……………….…...


20

Заключение....................................................................................................

26

Список использованных источников...........................................................

27




ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Значимость проблемы физической подготовки подростков обусловлены изменением характера социально-экономических отношений в современном обществе, что негативно отразились на здоровье детей, уровне психофизического развития школьников. Всеобщая компьютеризация, увеличение количества и объема общеобразовательных дисциплин, приводящее к длительной подготовке домашних заданий, и многое другое способствуют ограничению двигательной активности детей. Это, в свою очередь, ведет к отставанию современных детей в физическом развитии, появлению различных отклонений в состоянии здоровья [20].

Проблему физической подготовки молодежи надо решать, прежде
всего, через такие виды деятельности, которые интересны подросткам. К
таким видам относится туризм. На туристском маршруте в работу вовлекаются все основные группы мышц конечностей и туловища.
Исключительно благотворно воздействует туризм на сердечно-сосудистую,
дыхательную и нервную системы подростков. Длительное пребывание в
условиях похода способствует закаливанию организма, повышает его
сопротивляемость внешним воздействиям, различным заболеваниям. При
движении по пересеченной местности работают мышцы рук, ног, туловища,
что способствует повышению уровня физической подготовленности
подростков [12].

Выше изложенные данные, важные для совершенствования физкультурного образовательного процесса в школе, предопределили выбор темы нашей курсовой работы.

Объект исследования – педагогический процесс физического воспитания школьников.

Предмет исследования – процесс организации и проведения занятий по спортивному туризму для подростков.

Цель исследования. Изучить и обосновать влияние спортивного
туризма на физическую подготовленность подростков.

В основу исследования положена рабочая гипотеза, согласно которой предполагалось, что специализированная программа занятий по спортивному туризму будет положительно влиять на изменения физических возможностей организма подростков.

Для достижения цели и проверки гипотезы сформулированы задачи исследования:
– изучить литературу по проблеме организации и проведения занятий по спортивному туризму для подростков,

– разработать программу занятий по спортивному туризму,


направленную на физическую подготовку подростков.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, методы опроса (анкетирование) и тестирования.

Практическая значимость. Представленная в работе программа расширит представление учителей физической культуры о значимости организации туризма в рамках школьного образования.

Организация исследований. Исследования проводились в два этапа:

– анализ специальной научно-методической литературы, определение направления и условий организации работы, подбор научных методов исследования;

– разработка программы занятий по спортивному туризму,
направленной на физическую подготовку подростков.

Структура работы. Курсовая работа изложена на 29 страницах компьютерного текста и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, включающего 21 источник.

1 Современные представления об общей физической подготовке в туризме
Физическая подготовка – это органическая часть подготовки
спортсмена с преимущественной направленностью на укрепление его
органов и систем, повышение их функциональных возможностей, на
развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости,
ловкости), на улучшение способности координировать движения и
проявлять волевые качества. Попутно совершенствуется техника выполнения
различных упражнений [8].
1.1 Особенности организации тренировочного процесса в туризме на этапе начальной подготовки
В отличие от простого туризма, спортивный туризм имеет под собой
спортивную составляющую, а не просто активный отдых. Данный вид туризма имеет целевую функцию – спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий. Это означает совершенствование всего комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересечённой местности и совершенствование физической подготовки для преодоления сложного природного рельефа [4].


Физическая подготовка в туризме должна обеспечить: общую физическую подготовленность; специальную физическую подготовленность в зависимости от способа передвижения и преодолеваемых препятствий;
закаливание организма – его сопротивляемость заболеваниям при
охлаждении, перегревании, повышенной влажности или сухости воздуха,
недостатке кислорода [8]

Особенно актуальным вопросом на сегодняшний день является разработка и апробация эффективных и доступных по цене тренировочных комплексов для спортсменов начального уровня. Каждый тренер, независимо от вида спортивной деятельности, на практике знает, что научить качественной двигательной деятельности с самого начала гораздо проще, чем в дальнейшем ломать ранее усвоенные навыки [18].

В спортивном туризме начальный этап подготовки имеет особое значение для всей последующей деятельности спортсмена-туриста. На этапе начальной подготовки в спортивном туризме три основных аспекта коренным образом отличают этот сегмент спортивной деятельности от аналогичных видов подготовки в других видах спорта. Первая специфика начальной подготовки в туризме заключается в том, что контингент участников, в основном, варьируется от 12 до 23 лет, составляют основную часть состава групп начальной подготовки. В альпинизме требования к участникам спортивных мероприятий строгие. К этим видам деятельности

занятия спортом допускаются при наличии письменной доверенности от родителей или опекунов детей от 14 лет, а к самостоятельным выходам на дороги – только по исполнении 18 лет [16].

Младший школьный возраст способствует обучению новым движениям. Чем более разнообразные движения осваиваются в этот период, тем лучше будут освоены дальнейшие сложные технические элементы. Поэтому в спортивном туризме на начальном этапе обучения часто необходимо трансформировать эти навыки для достижения высоких результатов в спорте. А главное, обеспечение безопасности пересечения горных трасс в экстремальных природных условиях. Второй особенностью вводной подготовки в данном виде спорта являются повышенные требования к общей и специальной подготовке, что дает: способность справляться с физическими нагрузками в экстремальных условиях [7].

Спортсменов необходимо обучать навыкам не только физической подготовки, но и самотренировки и самоконтроля, чтобы правильно оценивать свои возможности. Обучение навыкам самоконтроля и устранение некоторых отставаний от требования этой сложности горного маршрута повышают безопасность. Правильная самооценка собственных физических характеристик дает «запас прочности» для безаварийного маршрута [21].


Важнейшим специфическим аспектом начальной подготовки в туризме является психологическая подготовка. В спортивном туризме на этапе начальной подготовки, с одной стороны, следует уделять особое внимание психо-коррекции начинающих спортсменов, так как это уже сформировавшиеся черты личности, а с другой стороны, способствовать развитию и формированию психологических личностные качества, востребованные в данном виде спортивной деятельности. Преподаватель должен помнить, что основной состав групп начального формирования составляют молодые люди в возрасте от 12 до 16 лет, с уже сформированными чертами характера и определенными навыками социального общения [11].

Экстремальные внешние условия природной среды и неоднородный состав группы, приспосабливаются к индивидууму и положительно доминируют на его деятельность. К этим аспектам добавляются проблемы современного общества, такие как девиантное поведение, с повышенной напряженностью, вызванной экологическими, техногенными, социальными, информационными, нравственными, экономическими и другими причинами. Это приводит к аспекту начальной психологической подготовки в специфических требованиях горно-спортивного туризма. Помимо походов и маршрутов, в условиях повседневной жизни создается комплекс «искусственных заданий» для выполнения [20]

Освоенные социальные действия и модели поведения, обеспечивающие их воспроизводство, с возможным удовлетворением потребностей личности дает положительный эффект. Но проблема с этим методом обучения заключается в том, тот факт, что качество исполнения «искусственно созданной педагогической» ситуации зависит от эффекта, направления и силы воздействия на индивида, доминирующего в его деятельности. И здесь на первый план выходят качества педагога, от которых зависит конечный результат тренировочного процесса [10].

Учитывая эти особенности, необходимо пересмотреть методы общей и специальной физической подготовки, на этапе начальной подготовки в туризме. Учитывая общую тенденцию к коррекции двигательных навыков и обучению приемам самоконтроля как важнейшим критериям безопасного прохождения горного маршрута.
1.2 Анатомо-физиологические предпосылки к занятиям туризмом у детей школьного возраста