Файл: Филиал в г. СлавянскенаКубани Кафедра профессиональной педагогики, психологии и физической культуры курсовая работа специфика общей физической подготовки в туризме на этапе начальной подготовки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и транспортировка [3].

В туристических походах применяются изученные на уроках физкультуры двигательные действия (преодоление препятствий, водных преград, лазание, ходьба и др.), используются приобретенные на уроках географии, биологии, астрономии знания [13].

Проблема современного состояния преподавания физической культуры в школе состоит в том, что модернизация российского образования привнесла в школу много значительных изменений как для учеников, так и для учителей. Изменились цели образования; результатом обучения должен стать ученик, способный создавать собственный продукт, в процессе которого он овладевает действиями по его созданию [1].

Главной целью введения ФГОС является создание условий, позволяющих решить стратегические задачи российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам образования. В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты [20].

К метапредметным относят такие результаты, которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видом деятельности школьников. Метапредметные результаты относят к сквозным образовательным результатам, связанным с формированием у школьников универсальных учебных действий, которыми должен обладать человек для включения в современные процессы деятельности, кооперации и коммуникации, специфические формы
мышления, определяющие лицо современного мира [19].

Сквозные образовательные результаты, выступающие как базовые и проходящие через все образовательные области и ступени образования, должны стать интегральной характеристикой образовательной результативности школьника и могут быть описаны через:

– образовательную самостоятельность, подразумевающую умение школьника находить средства для собственного продвижения, развития;

– образовательную инициативу умение выстраивать свою образовательную траекторию, создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;

– образовательную ответственность умение принимать для себя решение о готовности действовать в нестандартных ситуациях.

Для решения образовательных результатов мы взяли метапредметную связь уроков физической культуры (туризма) и географии. Изучаются такие темы, как:

– условные знаки карт;

– определение сторон горизонта по природным признакам;

– определение сторон горизонта по компасу;

– определение азимута на ориентир.

Школьники пятых классов в рамках метапредметных результатов в условиях ФГОС осваивают базовые навыки и умения:

– формирование адекватной самооценки учеников;

– формирование самоконтроля выполнения двигательных действий;

– способность к самостоятельному поиску средств выполнения заданий, предложенных учителем;

– способность к совместной учебной деятельности с одноклассниками, как самостоятельно и независимо от учителя (групповая работа), так и под руководством учителя;

– при недостаточном количестве знаний для решения предоставленных задач

умение самостоятельно находить недостающие знания и восполнять недостающие умения [17].

Организация урока в пятом классе осуществляется следующим образом: один раз в неделю пятиклассникам предлагаются задания, в основу которых положены элементы туризма. Кроме того, стандарт направлен на развитие физических способностей и улучшение здоровья школьников, что является важнейшим результатом образования, при этом особое внимание при подготовке уделяется ОФП [12].

Для решения конкретных задач повышения уровня физической подготовленности обучающихся используют следующие методы физического воспитания:

– дистанционный метод (метод непрерывного длительного упражнения);

– интервальный метод (выполнение упражнений со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха);

– круговой метод (последовательное выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы, по типу непрерывной или интервальной работы);

– переменный метод (метод, характеризующийся непрерывным двигательным режимом с изменением скорости или мощности работы или чередованием упражнений);

– повторный метод (длительность интервалов отдыха планируется по самочувствию спортсмена);

– равномерный метод (метод, характеризующийся непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями);

– соревновательный метод (использование соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности спортсмена) [4].

В процессе школьного обучения все больше
применяются не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский).

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования (умение учиться, формирование субъекта учебной деятельности). В соответствии с главной целью физической культуры является освоение учениками способов физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов ГТО [12].

Таким образом, туризм – это средство физической подготовки, вид
спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах (спортивный
поход), включающих преодоление категорированных по трудности
препятствий в природной среде, и на дистанциях, проложенных в природной
среде и на искусственном рельефе. Туризм как средство
физического воспитания обладает большим развивающим, воспитывающим,
образовательным и оздоровительным потенциалом.


2 Методы и организация исследования
Методологической основой исследования являются современные представления о содержании, структуре, средствах и методах физического воспитания (В. К. Бальсевича, А. П. Матвеева, В. И. Ляха, И. И. Сулейманова). Значение имели: теория двигательной активности Бернштейна; общие принципы педагогики физической культуры и спорта (В. В.Ковалев, М. М.Певзнер, Е. М. Мастюкова, Н. С.Жукова, А. П. Шкляренко).
1.1 Методы исследования

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовалась совокупность следующих методов исследования:

– теоретический анализ специальной и научно-методической литературы;

– эмпирические методы (наблюдение, тестирование).

Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по: теории и методики физического воспитания и спорта, воспитанию физических качеств, возрастная физиология.

2.2 Организация исследования
Выполнение курсовой работы осуществлялось в соответствии с поставленными целью и задачами и состояло из двух этапов, включая анализ педагогической и физкультурной практической и научно-методической литературы.

На первом этапе была изучена и проанализирована научно-методическая, специальная отечественная литература; изучен опыт организации и методики организации физкультурного образования в школе. По результатам работы на этом этапе были сформулированы: проблема и цель, определены предмет, объект, гипотеза, задачи, и выбраны методы исследования. Осуществлен анализ организации и эффективности процесса физического воспитания по традиционной методике и на основе полученных результатов были предложены пути ее рационализации.

На втором этапе была разработана программа занятий по спортивному туризму, направленная на физическую подготовку подростков (представлена в подразделе 3.1).

В завершающей стадии осуществлялось написание курсовой работы в соответствии с общими требованиями и подготовлен доклад к защите настоящей работы.

3 Результаты исследования и их обсуждение