Файл: Филиал в г. СлавянскенаКубани Кафедра профессиональной педагогики, психологии и физической культуры курсовая работа специфика общей физической подготовки в туризме на этапе начальной подготовки.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Протекание процесса физического воспитания ребенка на должном уровне и направление его по пути физического совершенствования возможно
при определенных условиях в физическом воспитании. Одним из главных условий является учет возрастных особенностей организма человека [14].
Школьный возраст – период жизни с 6–7 до 17–18 лет. Условно выделяют младший, средний и старший школьный возраст. Средний школьный возраст характеризуется как начало периода полового созревания подростка, т.е. пубертатный период. Весь переходный период продолжается от 2 до 4 лет. Во внешнем облике, в поведении детей-подростков происходят значительные изменения вследствие влияния гормонов половых желез: щитовидной железы, передней доли придатка мозга [13].
В 13–14 лет происходит усиленное развитие сердечно-сосудистой системы. Темп развития сосудов более медленный. В этом возрасте наблюдается повышение артериального давления в результате сопротивления относительно узких сосудов. Из-за преобладания, симпатических влияний продолжает оставаться легкая возбудимость сердца. В этом периоде возможны повышенное сердцебиение, аритмия, экстрасистолия, систолические шумы и другие нарушения сердечной деятельности. Наибольшему изменению подвергается физическое развитие подростков. Рост в длину увеличивается приметно на 8–12 см. Вес увеличивается до 8 кг за год. Увеличивается и объем грудной клетки. Сила мышц возрастает. К 14–15 годам мышцы по своим функциональным свойствам уже мало отличаются от мышц взрослого человека. Происходит параллельное развитие мышц верхних и нижних конечностей. Вес мышц мальчиков в 12 лет составляет 29,4% веса тела, в 15 лет – 33,6%. Увеличивается абсолютная и относительная сила мышц. Наибольший прирост силовых показателей мышечных групп наблюдается в период от 13 до 15 лет [18].
Наиболее энергичный рост организма происходит до наступления пубертатного периода. У детей 10–13 лет на 100 см роста ежегодный прирост веса равен 0,6–0,7 кг, у подростков в пубертатном периоде он в 3–4 раза больше и достигает 2–2,5 кг. Не менее интенсивно протекает рост костей, где изменяется их гистологическое строение и их химический состав, где происходит постепенное замещение органических веществ минеральными солями [21].
В возрасте 13–15 лет интенсивно возрастает мышечная сила, совершенствуются двигательные качества мышц, чувство пространственных отношений и мышечных ощущений. Скорость двигательных реакций у подростков к концу пубертатного периода почти аналогична скорости двигательных реакций у взрослых. В этой связи подросткам свойственны состояние повышенной утомляемости. В отношении психики ребенка происходит слабость тормозных и преобладание возбудительных процессов, возникновение и нарастание повышенного интереса к событиям окружающей жизни, стремление к личному участию в них [20].
Организм подростков быстро настраивается на работу. Это объясняется большой подвижностью нервных процессов, поэтому разминка в занятиях должна занимать не более 8–10 мин [11].
Учитывая, что силовые возможности детей невелики, воспитание силы в этом возрасте целесообразно осуществлять осторожно, используя кратковременные силовые напряжения динамического и отчасти статического характера. Основное внимание должно быть сосредоточено на укреплении мышечных групп всего двигательного аппарата, особенно слаборазвитых мышц живота, косых мышц туловища, отводящих мышц верхних конечностей, мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц ног [19].
Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. Большое место занимают игры-походы, путешествия. Они любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных игр (футбол, теннис, волейбол, игра типа «Веселые старты», военные игры). В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота [12].
В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля
1.3 Туризм в рамках школьного физкультурного образования
В настоящее время актуальным является использование элементов туризма на уроках физической культуры (ФК), с целью подготовки учащихся к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. «Готов к труду и обороне» (ГТО). Использование элементов туризма на занятиях ФК, как показали исследования, оказывает на укрепление здоровья школьника гармоничное физическое, нравственное и социальное развитие, формирование установки на сохранение здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни [14].
Туризм является не только прекрасным средством физического воспитания, но и незаменимым инструментом подготовки школьников к жизни. Как одно из средств физического воспитания туризм – это прикладной вид, включающий в себя разные формы двигательных действий по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемых в естественных условиях коллективными усилиями, с подчинением личных интересов общественным. Главная цель – формирование у человека умений и навыков, вместе с решением общих задач: образовательных, оздоровительных, воспитательных и спортивных. Их решение происходит в тесном единстве и не зависит от возраста и уровня физической подготовки занимающихся [1].
Освоение знаний и умений в сфере туризма позволяет школьнику в будущем использовать их в выбранной профессии. Навыки
ориентирования необходимы в таких профессиях, как геолог, геодезист, пилот, военнослужащий, полицейский [3].
В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой деятельности, сочетания общей физической подготовки со специализированной – профессионально-прикладной физической подготовкой. Специалист должен иметь хорошую физическую подготовку для того, чтобы суметь приготовить ночлег и пищу в походных условиях, а также преодолеть расстояния с рюкзаком. Для вышесказанных специальностей именно занятия туризмом служат отличной подготовкой к профессиональной деятельности [13].
В 1972 г. впервые туристический поход и соревнования по спортивному ориентированию были включены в комплекс ГТО. Современный комплекс ГТО является программой и нормативной базой системы физического воспитания различных групп населения РФ, устанавливает требования к физической подготовленности граждан РФ, включающие виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, правил ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков [17].
Протяженность туристского похода для пятых классов (11–12 лет), составляет 5 км. Навыки и знания, которыми должны обладать обучающиеся:
– установка палатки;
– укладка рюкзака;
– завязывание узлов: прямой, восьмерка;
– ориентирование на незнакомой местности по карте и компасу;
– разжигание костра;
– способы преодоления препятствий.
Ориентирование на
незнакомой местности заключается в определении своего местоположения, осуществляется с помощью компаса и карты, по положению солнца, а также с помощью других возможных методов [3].
Препятствиями, которые необходимо преодолеть, являются овраги, болота, преодолимые водоемы, перевалы через горную местность. При этом важны координационные навыки при сохранении равновесия при преодолении любой преграды или препятствия с использованием страховочных веревок. Для совершенствования перечисленных навыков в уроки физической культуры перед походом включают упражнения на преодоление полос препятствий различной сложности [12].
Пристальное внимание при освоении данного норматива уделяется оказанию первой медицинской помощи при получении участниками похода различных травм, ожогов, порезов, обморожений, при транспортировке пострадавшего в безопасное место на самодельных носилках [6].
На привале турист сталкивается с необходимостью разжечь костер в дождливую погоду, установить палатку, приготовить пищу в полевых условиях, загасить огонь, покидая место отдыха, с соблюдением правил пожарной безопасности. Палатка должна быть легкой, водонепроницаемой и прочной, собрана без складок, надежно укреплена. При подготовке к проверке туристских навыков ГТО особое внимание уделяется физической подготовке детей, так как прохождение дистанции требует выносливости и силы. Маршрут составляется с учетом различных уровней сложности, присутствует не только равнинная местность, но и подъем по склону, преодоление преград