Файл: Филиал в г. СлавянскенаКубани Кафедра профессиональной педагогики, психологии и физической культуры курсовая работа специфика общей физической подготовки в туризме на этапе начальной подготовки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие
физических качеств, функциональных возможностей и систем организма
спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.
Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития
физических способностей, возможностей органов и функциональных систем,
непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

3.1 Авторская программа по общей физической подготовке в туризме в рамках школьного физкультурного образования
Основная цель курсовой работы – разработать программу занятий по спортивному туризму, направленную на физическую подготовку подростков

Развернутый план программы занятий по спортивному туризму, направленной на физическую подготовку подростков:

Урок физической культуры строился по традиционной методике и включал три части – подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части урока сообщались сведения о спортивном туризме, использовались различные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения.

На подготовительную часть отводилось 10–20% времени.

В основную часть урока включены упражнения, направленные на развитие физических качеств, на освоение прикладных умений и навыков, основ пешеходного туристического похода, преодоление полосы препятствий, подвижные и спортивные игры, эстафеты. Рассмотрим виды игр и упражнений, направленных на развитие физических качеств школьников:

а) развитие скоростных способностей:

– подвижные игры и эстафеты «Эстафета с мячом», «Встречная эстафета», «Навстречу противнику», «Гонка мячей», «Меж двух огней», «Падающая палка» и другие;

– бег с высокого и низкого старта на скорость на дистанции 30,60,
100, 200 м, бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра, бег с внезапной сменой направлений, с внезапными остановками, с обеганием препятствий; бег с переменной скоростью и повторный бег, бег боком и спиной вперед, бег змейкой между расставленными в различном положении стойками;

– упражнения со скакалкой: два прыжка на один оборот скакалки, один прыжок на два оборота скакалки, чередование различных прыжков на одной и двух ногах;

– развитие силовых и скоростно-силовых способностей:

подвижные игры и эстафеты «Сильная схватка», «Бой петухов», «Борьба ногами», «Силачи», «Шнурбол», «Перетягивание каната», «Вытолкни из круга», «Бой на переправе», «Воздушный мост», «Эстафета с лазанием по канату» и другие;

– прыжки в длину в яму с песком, через яму с водой, прыжки в высоту, на одной и обеих ногах на месте и в движении, прыжки со скакалкой в движении, прыжки вверх из положения приседа, упора присев; прыжки по ступенькам;

б) развитие координационных способностей:

– подвижные игры и эстафеты «Удержи равновесие», «Эстафета с опорным прыжком и равновесием», «Переправа», «Сквозь обруч», «Через скакалку всей командой», «Вездеход», «Тоннель», «Гонка обручей» и другие;

подъем и спуск по наклонно стоящей скамейке;

– упражнения в лазании, перелезании;

– челночный бег;

в) развитие выносливости:

– подвижные игры и эстафеты «Гонки в парах», «Сороконожка», «Бег командами», «Колесо» и другие;

– ходьба и бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности;

– кросс

3-5 км;

– бег «в гору»;

– туристский поход;

– многократное пробегание отрезков на различные дистанции с изменением скорости, темпа и продолжительности бега;

– смешанное передвижение с чередованием ходьбы, бега;

– упражнения со скакалкой в заданном темпе;

г) развитие гибкости:

– упражнения в растягивании (в статическом и динамическом режиме

наклоны, махи, упражнения с большой амплитудой самостоятельности и при помощи партнера);

стретчинг.

Дозировка нагрузки на уроке осуществлялась за счет изменения размеров площадки, длительности игры, количества играющих и их расстановки, числа повторений, интервалов отдыха между повторениями.

В заключительной части урока использовались ходьба, бег в медленном темпе, упражнения на растягивание основных мышечных групп, дыхательные упражнения. Школьники осваивали технику дыхания по методике А. С. Стрельниковой. Дыхательные упражнения по данной методике, на наш взгляд, эффективно сочетаются со всеми физическими упражнениями, которые использовались в основной части, а также положительно влияют на деятельность дыхательной системы.

На занятиях в рамках внеклассной работы в секции «Основы туризма» углубленно изучали прикладные умения и навыки спортивного туризма. Основная форма работы – практические занятия в спортивном зале, на местности, туристический поход, преодоление полосы препятствий. В содержание практических занятий в спортивном зале
были включены следующие задания: укладка рюкзака, подбор личного и группового снаряжения, работа с картами различного масштаба, упражнения по определению масштаба, формирование умений измерения расстояния на карте, рисовка топографических знаков.

На местности учащиеся закрепляли полученные знания и умения в подвижных играх «Поиск пропавшей группы», «Компас», «Обнаружить мины», «Зарница», «Кто наблюдательнее», «По неизвестному маршруту»,

«Определить расстояние», «Изучить след», «По карте, следам и приметам», «Прорыв обороны и бой в глубине», «Полоса препятствий», «Подготовка к походу», «Не попадись часовому», «Удочка», «Эстафета с прыжками в длину», «С кочки на кочку», «Транспортировка пострадавшего», «Знатоки медицины», «Кольцевая туристская эстафета» и другие.

Для отработки навыков туристической деятельности была создана туристская полоса препятствий. Полоса включала в себя:

– преодоление стенки с выступами вверх, вниз;

– установка палатки; оказание помощи, правильностьo наложения повязки и переноскаo пострадавшего;

– маятник, отталкивание от пола, подтягивание ног вверх, перелет;

– подъем вверх по веревке, закрепленной на гимнастической стенке,

спуск по веревке, осуществление самостраховки путем грудной обвязки;

– переправа по качающемуся бревну;

– преодоление навесной переправы;

– прыжки по кочками, не наступая ногами на пол;

–преодоление траверса верхнего и нижнего;

– топография, задания по карточкам;

– укладка рюкзак;

– вязка узлов.

Преодоление полосы препятствий строилось как поточным способом, так и по
методу круговой тренировки.

В рамках внеучебной деятельности учащиеся получали следующие прикладные умения и навыки:

– установка и снятие палатки;

преодоление «болота» по кочкам и по гати с укладкой жердей (длина этапа 10–15 м);

– подъем и спуск с организацией страховки по несложным скалодромам 20 до 45 (длина этапа 10 м);

– переправа через овраг по бревну по наведенным перилам (глубина оврага 0,5–1 м, длина бревна 4–6 м, длина между опорами 1–2 м);

– переправа через овраг по параллельным перилам с организацией страховки (глубина оврага 1,52 м, расстояние между опорами 1015 м);

– переправа через овраг маятником с самостраховкой (глубина оврага 0,5–1 м, ширина этапа до 3 м);

– преодоление густого подлеска, завалов камней и деревьев при командном прохождении (длина этапа 30–40 м).

Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия проводились один раз в месяц и включали:

– организацию праздника «Веселые старты»;

– соревнование по преодолению полосы препятствий;

туристическая олимпиада.

Самостоятельная физкультурно-оздоровительная деятельность учащихся по заданию учителя – это специальные задания и упражнения по заданию учителя, включенные в режим дня школьников индивидуально в соответствии с результатами тестирования и уровнем физической подготовленности.

Таким образом, экспериментальная методика была направлена на повышение уровня физической