Файл: Управление силами и средствами при тушении пожаров в лечебных и детских учреждениях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника отряда - начальник 12 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ямало-

Ненецкому автономному округу

капитан внутренней службы

___________________ А.Н. Бегас

«___»__________________2022 г.


ПЛАН-КОНСПЕКТ
для проведения занятий по служебной подготовке с учебной группой № 4,

подгруппой № 7 2 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по ЯНАО

на 28 апреля 2022 года
Тема: Управление силами и средствами при тушении пожаров в лечебных и детских учреждениях.

Вид занятия: ЛекцияОтводимое время 2 уч. часа (90 мин.)

Цель занятия: Изучить предложенную тему.
Литература, используемая при проведении занятия:

- Учебник «Пожарная тактика»

- Справочник РТП

Развернутый план занятия:

  1. Подготовительная часть (10 мин.):

- Проверка наличия личного состава;

- Объявление темы и учебных вопросов;

- Постановка задач.

- и т.д.

  1. Основная часть (60 мин.):

- Раскрытие учебных вопросов

- Разъяснение материала

- и т.д.

  1. Заключительная часть (20 мин.):

- Подведение итогов занятия;

- Ответы на вопросы;

- Опрос личного состава;

- Задания для самостоятельной подготовки.

  1. Основная часть

Учебный вопрос № 1 – Управление силами и средствами при тушении пожаров в лечебных и детских учреждениях: (60 мин.)

Управление силами и средствами на пожаре - целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом и иными участниками туше​ния пожара при тушении пожаров и проведении связанных с ними АСР.

Управление силами и средствами на пожаре предусматривает:

- оценку обстановки и создание по решению руководителя тушением пожара временно сформированной нештатной структуры управления действиями на по​жаре (далее - оперативный штаб пожаротушения);

- установление компетенции должностных лиц оперативного штаба пожаротушения и их персональной ответственности за выполнение поставленных задач;

- планирование действий по тушению пожара и проведению АСР, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений, принятие решений по организации тушения пожара и проведения АСР;

- постановку задач участникам тушения пожара и проведения АСР, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки на пожаре;


- осуществление учета изменения обстановки на пожаре, применение сил и средств подразделений для его тушения и проведения АСР, а также регистрацию необходимой информации;

- проведение мероприятий, направленных на обеспечение эффективности туше​ния пожара и проведения АСР.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (про​шедшим соответствующее обучение и допущенным в установленном порядке к руководству тушением пожара).

Руководитель тушения пожара на принципах единоначалия управляет личным составом подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР, а также привлеченными к тушению пожара и проведению АСР силами и средствами.

Указания РТП обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на участке местности, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению АСР.

Никто не вмешивается в действия РТП или отменяет его распоряжения при тушении пожара и проведении АСР.

Однако принцип единоначалия не означает, что РТП может игнорировать мнение подчиненных ему командиров, он должен сочетать высокую требовательность и принципиальность с доверием и уважением к подчиненным, постоянной заботой о них, опираться на опыт, инициативу и творчество личного состава подразделений. Принцип единоначалия находится в неразрывной связи с централизацией управления.

Руководителем тушения пожара является (РТП):

- при работе одного караула – начальник караула или старший подразделения, прибывший на пожар во главе караула;

- при работе нескольких караулов разных подразделений – старшее должностное лицо местного (территориального) гарнизона пожарной охраны, определяемое в соответствии с приложением к расписанию выезда, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

Старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, являющееся РТП, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), а также при обстоятельствах, делающих невозможным исполнение им обязанностей РТП, принимает решение о покидании им места пожара, назначив РТП другое оперативное должностное лицо из числа участников тушения пожара

, о чем в обязательном порядке сообщается диспетчеру гарнизона пожарной охраны и делается запись в соответствующих документах оперативного штаба пожаротушения.

РТП в зависимости от обстановки на пожаре принимает решения:

- о создании оперативного штаба пожаротушения;

- об определении частей территории на месте пожара, на которых сосредотачиваются силы и средства подразделений, объединенные поставленной задачей и единым руководством, и создании на них участков тушения пожара и секторов тушения пожара.

Постановку задачи перед исполнителями РТП осуществляет путем отдачи крат​ких, четких и ясных приказаний и распоряжений в форме приказа на выполнение действий. Приказ РТП является законом для его подчиненных и подлежит беспрекословному выполнению.

В случае внезапного изменения обстановки и невозможности своевременного по​лучения распоряжения от РТП, командир, возглавляющий подразделение, должен действовать самостоятельно, проявляя творческую инициативу с последующим докладом РТП о своем решении.

Отсутствие приказания РТП не может служить оправданием бездействия того или иного командира на своем участке.

В процессе управления силами и средствами на пожаре РТП должен организовать взаимодействие между подразделениями (отделениями, караулами, частями), т.е. согласование боевых действий по их месту и времени.

При следовании на пожар, до прибытия к месту вызова, отключить звуковую и световую сигнализацию пожарных автомобилей, расставить пожарную технику по возможности вне зоны видимости больных, для предотвращения паники.

При ведении действий по тушению пожаров необходимо:

определить количество медицинского персонала, личного состава подразделений пожарной охраны и других привлекаемых служб, необходимого для спасения и эвакуации больных, материальных ценностей и предотвращения паники;

выяснить количество больных, подлежащих эвакуации и их транспортабельность;

определить места, способы и очередность эвакуации больных;

установить связь с обслуживающим медицинским персоналом;

назначить конкретное лицо из обслуживающего персонала больницы, ответственное за учет эвакуируемых больных;

выяснить места возможного размещения ядовитых, легковоспламеняющихся и токсичных веществ и материалов;

прокладывать рукавные линии таким образом, чтобы они не мешали эвакуации;

обеспечить защиту от проливаемой воды складов медикаментов, аптек, фармацевтических отделений и оборудования лечебных кабинетов;


использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожного покрова в инфекционных отделениях, в помещениях с возможным нахождением ядовитых медицинских препаратов;

организовать, руководствуясь указаниями медицинского персонала, санитарную обработку личного состава, участвовавшего в тушении пожара в инфекционных отделениях, дезинфекцию боевой одежды и пожарно-технического вооружения (далее – ПТВ), в последующем провести диспансеризацию личного состава;

соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

В школах, домах-интернатах и детских дошкольных учреждениях.

При пожаре возможны:

панический испуг детей, неуправляемость или укрытие их в труднодоступных местах;

наличие большого количества детей, неспособных самостоятельно передвигаться (дети ясельного возраста, дети в лечебных изоляторах);

сложность планировки здания.

При ведении действий по тушению пожаров необходимо:

уточнить количество и возраст детей, места их вероятного нахождения;

организовать совместно с педагогами, обслуживающим персоналом эвакуацию детей, в первую очередь младшего возраста, обеспечив защиту путей эвакуации;

выяснить меры, принятые персоналом по эвакуации детей из опасных помещений;

определить места сбора эвакуированных детей;

установить связь с обслуживающим персоналом учреждения;

назначить конкретное лицо из обслуживающего персонала учреждения, ответственное за учет эвакуируемых детей;

тщательно проверить наличие детей в: игровых и спальных комнатах, подсобных помещениях, в шкафах, на кроватях и под ними, за занавесками и различной мебелью;

потребовать от руководителей учреждения проведения проверки наличия детей после эвакуации;

соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

Оперативный штаб пожаротушения является временно сформированным не​штатным органом управления на пожаре и создается в обязательном порядке при:

- привлечении на тушение пожара и проведение АСР сил и средств подразделе​ний по повышенному номеру (рангу) пожара;

- организации на месте пожара трех и более участков тушения пожара;

- необходимости детального согласования с администрацией организации дейст​вий по тушению пожара и проведению АСР.

Работой оперативного штаба пожаротушения руководит его начальник, который одновременно является заместителем РТП.


В состав оперативного штаба пожаротушения по решению РТП входят:

- заместитель начальника оперативного штаба пожаротушения;

- помощники начальника оперативного штаба пожаротушения;

- начальник тыла;

- начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС;

- ответственный за ОТ;

- представители администрации организации;

- другие лица по усмотрению РТП.

Основными задачами оперативного штаба пожаротушения являются:

- сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и диспетчеру;

- определение потребности в силах и средствах подразделений, подготовка соответствующих предложений для руководителя тушения пожара;

- обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;

- организация подготовки и обеспечение ведения действий по тушению пожара и проведению АСР;

- ведение документации;

- составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений на различных этапах тушения пожара и проведения АСР;

- создание на пожаре резерва сил и средств подразделений;

- обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре;

- обеспечение мероприятий по ОТ и ТБ личного состава подразделений на по​жаре;

- реализация мер по поддержанию готовности сил и средств подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР;

- организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций (объектов).

Оперативный штаб пожаротушения располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:

- днем - красным флагом с надписью «ШТАБ»;

- ночью - красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

РТП, начальник оперативного штаба пожаротушения, начальник тыла, начальник участка тушения пожара, начальник сектора тушения пожара и связной имеют нарукавные повязки.

Участки (секторы) тушения пожара

Участки тушения пожара (УТП) создаются в соответствии с решением РТП по месту ведения или видам действий по тушению пожара и проведению АСР.

Количество УТП на пожаре и объем задач каждому из них, количество приданных сил и средств определяет РТП. Назначать начальников УТП и осуществлять контроль за выполнением решения РТП может начальник оперативного штаба с последующим докладом РТП о принятом решении.

Нумерация УТП начинается, как правило, от решающе направления на пожаре, а начальником УТП назначаются лица среднего и старшего начальствующего со​става.