Файл: Программа для обучающихся овз и детьми инвалидами для 59 классов Чувствуем, познаем, размышляем.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Хилковская Ирина Сергеевна, педагог ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее
Коррекционно-развивающая программа
для обучающихся ОВЗ и детьми -инвалидами
для 5-9 классов
«Чувствуем, познаем, размышляем»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешного обучения и социальной адаптации.
Проанализировав специальную литературу, ориентируясь на собственный опыт и опыт других педагогов, возникла необходимость создание корренкционно-развивающей программы так как, ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах.
Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Учебный план образовательной школы включает в себя часы коррекции познавательной деятельности.
Тематический план предмета коррекции познавательной деятельности направлен на коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально – волевой сферы воспитанников 5-9классов. В данной программе уменьшается количество упражнений и игр, направленных на развитие моторики и сенсомоторных процессов, имеющих большое значение в развитии познавательной сферы учащихся начальной школы. Вместе с тем много внимания уделяется играм и упражнениям, направленным на формирование коммуникативных навыков. Умственно отсталые подростки часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении.
Содержание плана будет последовательно реализовываться по четырем учебным четвертям, предлагается в начале и конце года проводить психодиагностику и соответствующую психокоррекцию психологического развития детей с помощью ниже указанных развивающих игр, заданий, упражнений, ситуаций и т.д.
Предлагаемая программа создана на основе собственных подходов и модернизации существующих. Программа сопровождается набором игр и упражнений по развитию познавательных процессов, диагностическими методиками, протоколом индивидуального обследования учащихся, набором наглядных демонстрационных материалов.
Критериями количественно и качественной оценки результатов обучения будет отслеживание уровня психических процессов учащихся, успеваемости по учебным предметам.
Данная программа разработана для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами сроком на 5 лет, на основе документов регламентирующих работу с детьми ОВЗ:
Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 10 июля 2015 г. № 26).
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.).
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Программа рассчитана на 1 учебный год 34 учебных часов.
Режим занятий:
1 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю.)
Длительность занятий: 40 минут.
Основной целью создания данной программы является:
Формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, а так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.
Задачи:
-
Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:
-
развитие пространственного восприятия; -
коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания; -
развитие мелкой моторики; -
развитие памяти (зрительной, слуховой); -
опосредованного запоминания -
развитие фонематического слуха и восприятия; -
развитие мышления. -
развитие мыслительных операций; -
развитие понятийного мышления; -
развитие воображения;
-
Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам. -
Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог. -
Повышение мотивации к учебной деятельности.
Структура программы
Программа состоит из трех основных блоков:
«Личность» - направлен на осознание обучающимися своих личностных особенностей и оптимизацию отношения к себе;
«Деятельность» - Осознание себя в системе учебной деятельности;
«Общение» - Осознание себя в системе отношений с другими людьми.
Планируемые результаты освоения обучающимися получит возможность научиться:
-
эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество; -
чувство единства, умение действовать согласованно; -
готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний; -
целостная психолого-педагогическая культура; -
учебные мотивы; -
устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность; -
основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности); -
адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя; -
адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других; -
нравственно-моральные качества: -
повышение уровня развития психических функций; -
улучшение социальной адаптации; -
преодоление моторной неловкости; -
расширение зоны ближайшего развития ребенка; -
формирование и закрепление познавательных интересов -
развитие любознательности, -
сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; -
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности важных качеств в практической деятельности любого человека; -
воспитание чувства справедливости, ответственности; -
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления -
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; -
анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое; -
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; -
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково в символические средства для моделирования ситуации; -
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; -
выбирать наиболее эффективный способ решения; -
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы; -
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; -
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; -
включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; -
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; -
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием -
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки -
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные -
применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками; -
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; -
анализировать расположение деталей в исходной конструкции -
выявлять закономерности; -
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; -
объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии -
выделять существенные признаки предметов; -
сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы; -
классифицировать явления, предметы; -
определять последовательность событий