Файл: Программа для обучающихся овз и детьми инвалидами для 59 классов Чувствуем, познаем, размышляем.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Хилковская Ирина Сергеевна, педагог ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее

Коррекционно-развивающая программа

для обучающихся ОВЗ и детьми -инвалидами

для 5-9 классов

«Чувствуем, познаем, размышляем»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешного обучения и социальной адаптации.

Проанализировав специальную литературу, ориентируясь на собственный опыт и опыт других педагогов, возникла необходимость создание корренкционно-развивающей программы так как, ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах.

Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.



Учебный план образовательной школы включает в себя часы коррекции познавательной деятельности.

Тематический план предмета коррекции познавательной деятельности направлен на коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально – волевой сферы воспитанников 5-9классов. В данной программе уменьшается количество упражнений и игр, направленных на развитие моторики и сенсомоторных процессов, имеющих большое значение в развитии познавательной сферы учащихся начальной школы. Вместе с тем много внимания уделяется играм и упражнениям, направленным на формирование коммуникативных навыков. Умственно отсталые подростки часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении.

Содержание плана будет последовательно реализовываться по четырем учебным четвертям, предлагается в начале и конце года проводить психодиагностику и соответствующую психокоррекцию психологического развития детей с помощью ниже указанных развивающих игр, заданий, упражнений, ситуаций и т.д.

Предлагаемая программа создана на основе собственных подходов и модернизации существующих. Программа сопровождается набором игр и упражнений по развитию познавательных процессов, диагностическими методиками, протоколом индивидуального обследования учащихся, набором наглядных демонстрационных материалов.

Критериями количественно и качественной оценки результатов обучения будет отслеживание уровня психических процессов учащихся, успеваемости по учебным предметам.

Данная программа разработана для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами сроком на 5 лет, на основе документов регламентирующих работу с детьми ОВЗ:

Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 10 июля 2015 г. № 26).

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.).

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Программа рассчитана на 1 учебный год 34 учебных часов.

Режим занятий:

1 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю.)

Длительность занятий: 40 минут.

Основной целью создания данной программы является:

Формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, а так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.

Задачи:

  1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:

  • развитие пространственного восприятия;

  • коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;

  • развитие мелкой моторики;

  • развитие памяти (зрительной, слуховой);

  • опосредованного запоминания

  • развитие фонематического слуха и восприятия;

  • развитие мышления.

  • развитие мыслительных операций;

  • развитие понятийного мышления;

  • развитие воображения;

  1. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.

  2. Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.

  3. Повышение мотивации к учебной деятельности.

Структура программы

Программа состоит из трех основных блоков:

«Личность» - направлен на осознание обучающимися своих личностных особенностей и оптимизацию отношения к себе;


«Деятельность» - Осознание себя в системе учебной деятельности;

«Общение» - Осознание себя в системе отношений с другими людьми.

Планируемые результаты освоения обучающимися получит возможность научиться:

  • эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

  • чувство единства, умение действовать согласованно;

  • готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

  • целостная психолого-педагогическая культура;

  • учебные мотивы;

  • устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

  • основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

  • адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

  • адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

  • нравственно-моральные качества:

  • повышение уровня развития психических функций;

  • улучшение социальной адаптации;

  • преодоление моторной неловкости;

  • расширение зоны ближайшего развития ребенка;

  • формирование и закрепление познавательных интересов

  • развитие любознательности,

  • сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности важных качеств в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое;

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково в символические средства для моделирования ситуации;

  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

  • выбирать наиболее эффективный способ решения;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

  • включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные

  • применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;

  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

  • анализировать расположение деталей в исходной конструкции

  • выявлять закономерности;

  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

  • объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий