Файл: Методы решения задач на смеси и сплавы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза М. А. Машина"

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Методы решения задач на смеси и сплавы»

Автор: Полыгин Алексей Федорович

учащийся 11-А класса

Руководитель: Жданова Ольга Анатольевна

Допуск к защите

_______________________________________________________

Г. Лиски

2023г.

Паспорт проекта

(Индивидуальный план выполнения проекта)

Этапы

Виды деятельности

Подготовительный

Выбор темы проекта, которая заинтересовала меня больше всего.

Поисковый

(исследовательский)

изучение выбранной темы, поиск и выбор самой важной информации.

Аналитический

(Процесс проектирования)

Оформление проекта: систематизирование всех полученных данных в одну работу. Исправление недочетов.

Презентация полученного результата(продукта).

Защита проекта.

Для руководителей проекта

Общие сведения



п/п

ФИО ученика

Тема

проекта

Руководитель


Итоговая оценка


Подпись ученика


1.

Полыгин Алексей Федорович

Методы решение задач на смеси и сплавы

Жданова

Ольга Анатольевна








Оглавление


2

1Введение 3

2История появления процентов в жизни 3

4

3Основные термины и понятия при решении задач. 4

4Способы решения задач на смеси и сплавы 4

5Решение задачи с помощью таблицы. 5

6Применение систем линейных уравнений 6

7Старинный способ 7

8Практическая часть 9

9Заключение 12

В ходе выполнения своей исследовательской работы я считаю, мне удалось обобщить и систематизировать изученный материал по выше указанной теме. 12

Способов решения задач на смеси и сплавы очень много. Я нашёл 3 самых простых и понятных способов решения этих задач. Нужно отметить, что каждый из них по-своему уникален. Некоторые способы решения помогают сэкономить время, что немаловажно при решении заданий на контрольных работах и экзаменах. При работе над темой я ставил задачу выяснить, какие методы являются стандартными, а какие нестандартными. 12

Название способа решения задач 13

Положительные стороны 13

Недостатки 13

Применение систем линейных уравнений 13

Легко обозначить величины через две переменные 13

Требуются навыки по решению систем уравнений. 13

Старинный способ 13

Данный способ позволяет получить правильный ответ за очень короткое время и с минимальными усилиями. 13

Не каждый его понимают. Не самый лёгкий способ. 13

С помощью таблицы 13

За минимальное количество действий можно решить задачу. 13

Задача легко понимается, благодаря наглядности. 13

Неправильное составление таблицы приведёт к неверному ответу. Требуется внимательность. 13

13

В итоге, Решение задач на растворы, смеси и сплавы являются хорошим накоплением опыта решения задач. Такой вид работы делает мышление учащихся оперативным, воспитывает творческое отношение к тем задачам, учит учащихся прогнозированию. 13

В задачах этого типа прослеживается системный подход к решению задач. Происходит успешная отработка и закрепление интеллектуальных умений (анализ, синтез, аналогия, обобщение. конкретизация и т.д.).  13

  14


  1. Введение


Человеку часто приходится смешивать разные жидкости, порошки, газообразные или твёрдые вещества или разбавлять что-то водой. Поэтому в современном мире множество отраслей, например таких, как пищевая, фармацевтическая, тяжёлая промышленность, связаны с химией. Впервые в вариантах единого государственного экзамена по математике задача на «смеси и сплавы» появились в 2003 году в заданиях группы В
  1. История появления процентов в жизни


Само слово «процент» происходит от лат. «pro centum», что означает в переводе «сотая доля». В 1685 году в Париже была издана книга «Руководство по коммерческой арифметике» Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали «cto» (сокращенно от cento). Однако наборщик принял это «cto» за дробь и напечатал «%». Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход.

В Древнем Риме были широко распространены денежные расчеты с процентами. Римский сенат установил максимально доступный процент, взимавшийся с должника.

От римлян проценты перешли к другим народам Европы.

Есть мнение, что понятие «процент» ввел бельгийский ученый Симон Стевин. В 1584 г. он опубликовал таблицы процентов.

Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII в. Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Проценты применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась.

В 1685 году в Париже была издана книга «Руководство по коммерческой арифметике» Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали «cto» (сокращенно от cento).

Однако наборщик принял это «cto» за дробь и напечатал «%». Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход.(Рис.1)


Рис. 1.
  1. Основные термины и понятия при решении задач.


Концентрация вещества – это отношение массы или объема вещества к массе или объему всего раствора. Как правило, концентрация выражается в процентах.

Масса раствора равна сумме масс всех составляющих.

При смешивании нескольких растворов (смесей, сплавов) масса нового раствора становится равной сумме всех смешанных растворов.



Масса растворенного вещества при смешивании двух растворов суммируется.


  1. Способы решения задач на смеси и сплавы


    • С помощью таблицы.

    • Применение систем линейных уравнений.

    • Старинный способ



  1. Решение задачи с помощью таблицы.




Рассмотрим решения задач с применением таблицы. Таблица для решения

задач имеет вид:(Таблица 1)

Наименование веществ, растворов,

смесей, сплавов


Масса раствора (смеси,

сплава)

% содержание вещества (доля содержания вещества)


Масса вещества


























Табл. 1.

Данный способ является самым распространённым и лёгким.

Задача1

Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 200 г 70 % -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 8 % раствор уксусной кислоты?

Решение:

Наименование веществ, растворов,

смесей, сплавов


Масса раствора

%

Масса вещ-ва

1

200г

70%

200×0.7=140г


2

Х г

0%




Получившийся сплав

200+Х

8%

200×0.7=140г

Табл. 2.

Исходя из сведений найденных с помощью таблицы, решим уравнение:

0.08×(200+х)=140

16+0.08х=140

0.08х=124

Х=1550г

Ответ:1.55 кг воды
  1. Применение систем линейных уравнений


Идею общего метода решения систем линейных уравнений высказал Лейбниц в 1693 году. Она была реализована швейцарским математиком Крамером в 1752 году. Он сформулировал и обосновал правило, носящее теперь его имя, которое позволяет решать системы n линейных уравнений с n неизвестными и буквенными коэффициентами.



  1. Обозначить одну неизвестную величину через х, другую неизвестную величину через у.

  2. Составить систему двух линейных уравнений по условию задачи.

  3. Решить получившуюся систему уравнений.

  4. Перейти к условию задачи (ответить на вопрос).

  5. Записать ответ

Задача

Смешав 25 -процентный и 95 -процентный растворы кислоты и добавив 20 кг чистой воды, получили 40 -процентный раствор кислоты. Если бы вместо 20 кг воды добавили 20 кг 30 -процентного раствора той же кислоты, то получили бы 50 -процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 25 -процентного раствора использовали для получения смеси?

Решение

1.Обозначим массу раствора с 25 -процентным содержанием кислоты за X, а массу раствора с 95 -процентным содержанием кислоты за Y

2. 0,25х + 0,95y +0*20=0,4(x+y+20) *100

0,25х + 0,95y +0,3*20=0,5(x+y+20) *100

25x+ 95y+0= 40(x+y+20)
25x+ 95y+30*20= 50(x+y+20)

3. Из второго уравнения вычтем первое. Одинаковые части вычтутся и получим новую систему:

25x+ 95y+0= 40(x+y+20) 5x+19y=8(x+y+20)
30*20=
10(x+y+20) y=40-x

y=40-x x=20

3x-11(40-x)+160=0 y=20

4. Для получения смеси потребовалось 20 килограммов 25 -процентного раствора

5. Ответ: 20 кг

  1. Старинный способ


Таким способом можно решать задачи на смешивание (сплавление) любого числа веществ. Задачам подобного типа уделялось значительное внимание в старинных рукописях и «Арифметике» Леонтия Филипповича Магницкого ( автор первой в России учебной энциклопедии по математике).
Леонтий Филиппович [9.06.1669 — 19.10.1739], русский математик; педагог. По некоторым сведениям, учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве. С 1701 до конца жизни преподавал математику в Школе математических и навигацких наук. В 1703 напечатал свою "Арифметику", которая до середины 18 века была основным учебником математики в России.

Данный способ позволяет получить правильный ответ за очень короткое время и с минимальными усилиями.

В основу метода Магницкого положено составление пропорции с помощью шаблона «Рыба». (Рис.2)



Рис.2

Задача.

Два литра шестипроцентного раствора соляной кислоты разбавили тремя литрами однопроцентного раствора этой кислоты. Каково процентное содержание кислоты в полученном растворе?

В данной задаче неизвестна концентрация конечного продукта. Эти задачи вызывают у школьников затруднения при заполнении шаблона. величина концентрации полученного раствора больше концентрации данного раствора с меньшим процентным содержанием кислоты, но меньше концентрации данного раствора с большим процентным содержанием кислоты. (Рис.3)



(Рис.3)

Составляем и решаем пропорцию:  .

12-2х=3х-3

5х=15

х=5

Ответ: 5%
  1. Практическая часть


Мне было предложено решить несколько задач разными способами. Все задачи были взяты из сборников задач для подготовки к ЕГЭ, а также олимпиадные задачи по данной теме.

Задача №1

Если смешать 40-процентный раствор кислоты и 92-процентный раствор этой же кислоты и добавить 10 кг чистой воды, получится 62-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 72-процентый раствор кислоты. Сколько килограммов 40-процентного раствора использовали для получения смеси?

Решение (система линейных уравнений)

  1. Обозначим массу раствора с 25 -процентным содержанием кислоты за X, а массу раствора с 95 -процентным содержанием кислоты за Y

  2. 0,4х + 0,9y +0*10=0,62(x+y+10) *100