Файл: Особенности аналитикодиагностической деятельности педагогов и способы фиксации полученных результатов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности аналитико-диагностической деятельности педагогов и способы фиксации полученных результатов

В наше время перед педагогом встает ряд проблем, касающихся обучения. Причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Сегодня большую значимость приобретает аналитико-диагностическая деятельность со стороны педагога. 

Аналитико-диагностическая деятельность – это деятельность по изучению обучающихся, определению уровня их развития, обученности, по выявлению причинно-следственных связей между условиями и результатами образовательного процесса. Аналитическая деятельность предполагает владение педагогом приёмами анализа и синтеза, сравнения и аналогии, обобщения и конкретизации.

Аналитико-диагностическая деятельность является одним из важных направлений работы педагогического коллектива адаптивной школы. Целью аналитико-диагностической деятельности педагога является получение объективной информации для контроля и коррекции качества учебного процесса, повышения эффективности педагогической деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную деятельность педагога.

Педагогическая диагностика выполняет следующие функции:

- аналитическую: психолого-педагогический анализ образовательного процесса, выявление причинно-следственных связей между условиями и результатами обучения;

- диагностическую: получение информации об определении уровня развития обучающегося, его индивидуальности;

- оценочную: качественная и количественная оценка деятельности каждого обучающегося;

- информационную: информирование всех участников образовательного процесса о результатах мониторинга.

В адаптивной школе весьма актуальными являются вопросы, связанные с организацией системы мониторинга базовых учебных действий, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС. Продуманная и отлаженная система мониторинга позволяют не только выявить «точки роста» и «болевые точки» каждого обучающегося, но и создать условия, благоприятные для успешного развития каждого школьника. Система мониторинга позволяет составлять прогнозы развития обучающегося, а значит позволяет совершенствовать процессы целеполагания и планирования деятельности образовательного процесса.
Ребёнок с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нуждается в индивидуальной помощи со стороны педагогов. Однако содержание и условия оказания этой помощи возможны только по результатам мониторинговой деятельности.

Для того чтобы определить уровень освоения общеобразовательной программы, педагогу необходимо провести большую аналитико-диагностическую работу.

При определении подходов к проведению мониторинга целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации мониторинга достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария мониторинга достижений в освоении содержания АООП.

В соответствии с требованием ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) мониторингу подлежат личностные и предметные результаты, а так же базовые учебные действия.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Мониторинг личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.

Мониторинг достижения предметных результатов и сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа:



1 этап – стартовая диагностика (сентябрь)

2 этап – промежуточная диагностика (декабрь)

3 этап – итоговая диагностика (май)

Предметные результаты оцениваются по следующим критериям:

0 баллов - не проявил умения, не научился;

1 балл - выполняет задания с помощью учителя;

2 балла - допускает ошибки, требуется частичная помощь учителя;

3 балла - выполняет действия самостоятельно.

Сформированность базовых учебных действий оценивается по следующим критериям:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнять его самостоятельно;

3 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Полученные данные заносятся в мониторинговую карту фиксации достижения предметных результатов обучения по предметам и в мониторинговую карту сформированности базовых учебных действий, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

В работе педагога очень важную роль занимает аналитико-диагностическая деятельность. Любой педагогический процесс не будет осуществляться эффективно без профессионального анализа и оценки конкретных условий его организации. Развитие аналитико-диагностической деятельности педагога – это, прежде всего, повышение его профессиональных компетентностей.



Педагогическая диагностика включает в себя такие функции как: (3,4 слайд)

Аналитическая – это психолого-педагогический анализ воспитательного процесса на всех уровнях его структурной организации как воспитательной системы ( Чаще всего в анализе ВР воспитателя отсутствует выявление причинно-следственных связей в воспитательном процессе, между условиями и результатами воспитания).

Собственно – диагностическая
 - это психолого-педагогическое изучение развития ученика; коллектива, в котором он развивается, уровня профессиональной компетентности педагогов. (у каждого воспитателя в программе воспитательной работы  есть страница - мониторинг, где указаны те диагностические методики, которые позволяют получить практические результаты)

Оценочная - это качественная и количественная оценка деятельности каждого ученика, педагога. (У каждого воспитателя есть портфолио обучающихся класса и портфолио самого педагога.)

Коррекционная – это дидактическая коррекция воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности педагогов, учащихся и родителей в сторону саморазвития и самовоспитания. ( не всегда воспитатели отражают в планах ВР коррекцию воспитательного процесса)

Ориентационная – это ориентация педагогического коллектива на решение воспитательных целей и задач, на устранение «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельной личности.

Информационная – это постоянная информация всех участников воспитательного процесса о позитивных результатах диагностики. ( все участники воспитательного процесса информируются о результатах диагностики:  классных часах )