Файл: Билет 1 Усиление колониальной политики царизма в начале хх века. Характеристика задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 641

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Билет № 1


1. Усиление колониальной политики царизма в начале ХХ века.

Характеристика задания: проверка знаний учащихся о социально-экономическом развитии Казахстана в начале ХХ века и причинах усиления колониальной политики

Ответ:

Начало XX в. характеризуется дальнейшим усилением колонизации Казахстана, гнета со стороны Российской империи, обострением национального вопроса.

Проникновение российского и иностранного капиталов в Казахстан усилило его использование как сырьевого придатка и сферы приложения капитала торгово-промышленной и монополистической буржуазии Центральной России. Широко проникал банковский капитал. Активно развивались ярмарочный и стационарный виды торговли.

Для предупреждения роста национально-освободительного движения в Казахстане царизм укреплял слои европейского населения — казачество, переселенческое крестьянство, чиновничество.

В Казахстане было размещено четыре казачьих войска. Их численность составляла в Оренбургским крае —553 тыс., Уральском — 235 тыс., Сибирском — 164 тыс., Семиреченском — 59 тыс. человек. К началу века казачьими войсками было занято более 15,6 млн. га земель, часть
которых сдавалась в аренду казахским шаруа.
Продолжалось интенсивное изъятие земель. Если с 1893 по 1905 г. у казахского населения было отмежевано 4 млн. десятин земли, то с 1906 по 1912 г. — свыше 17 млн. десятин. Всего же к 1917 г. у казахов было изъято около 45 млн. десятин.
Составной частью политики царизма в Казахстане стала переселенческая колонизация. Огромная людская масса устремилась в поисках вольной земли и дешевого хлеба в край. Поток переселенцев усилился с 1893 г. в связи с окончанием строительства Сибирской железной дороги.
В целях создания “переселенческого фонда” власть организовала несколько экспедиций, которые устанавливали земельные нормы для казахов, изыскивали так называемые “излишки” земель. В “излишки” зачислялись лучшие земли, причём традиционные маршруты кочёвок не принимались во внимание.

В 1905—1910 гг. жители 41 аула (48,5%) Петропавловского уезда были
вынуждены прибегать к аренде пастбищ и сенокосов у русского казачества и переселенцев.

Колониальная политика не решила проблемы «земельной тесноты»,, обострились социальные проблемы как казахского, так и русского крестьянства, менялась демографическая ситуация


Источник: Истори Казахстана, 9 кл. М.Козыбаев, 2013 г. Стр 7-8

2. Найдите допущенные в тексте ошибки: «Толе би в возрасте 20 лет начал заниматься судебным разбирательством. Участвовал в составлении законов «Жеты Жарғы». Был потомком Жалантос батыра. Происходил из Западного Казахстана. После смерти Тауке хана, когда Казахское ханство раздробилось, управлял Старшим жузом».

Характеристика задания: проверка знаний учащимися характеристик исторических личностей.

Ответ:

Толе би в возрасте 20 лет начал заниматься судебными разбирательствами, при решении судебных споров отличался справедливостью. Был очень популярен среди народа за бескомпромиссное судейство, являлся советником хана Тауке, участвовал в составлении свода законов «Жеты-Жаргы, но не был потомком Жалантоса (эта характеристика относится к Айтеке би). Родился на территории нынешней Жамбылской области, в местности Жайсан, то есть не происходил из Западного Казахстана. После смерти хана Тауке, когда Казахское ханство раздробилось, управлял Старшим жузом.

Источник: С.Жолдасбаев История средневекового Казахстана. Алматы., 2012 г. С. 180

Вариант ответа: Характеристика задания: проверка умений проводить поиск исторической информации в разных источниках

Ответ: Был потомком Жалантос батыра. Происходил из Западного Казахстана.

3. Заполните схему «Эволюция человека».



Характеристика задания: проверка умения схематично представлять теоретический материал, структурировать накопленные знания, проводить анализ, синтез и оценку исторической информации.



Источник: История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015. Стр.7 – 12.

Билет № 2

1Роль Сырыма Датова в борьбе казахского народа против колониальной политики царского правительства.

Характеристика задания: проверка знаний исторических личностей, их роли в политической истории государства

Ответ: Восстание под руководством Сырыма Датулы имело огромное

историческое значение. Оно было одним из самых первых крупных выступлений казахов, направленных против колониальной
администрации.
Сырым батыр остался в памяти народа как один из влиятельных политических деятелей последней трети XVIII века. Он пользовался заслуженным уважением среди своих современников. В фольклорных источниках сохранились сведения о том, что на его асе (поминках) было забито 2000 лошадей и 2500 овец. Это было знаком глубокого уважения народа к своему вождю.

После окончания восстания царское правительство было вынуждено пойти на некоторые послабления, в первую очередь, в вопросе предоставления пастбищ в междуречье Урала и Волги. Так, в 1801 году на правобережье Урала была создана Внутренняя Орда.
Значительную часть населения этого региона составили сторонники и родственники Сырыма Датулы.
Источник: Учебник: З.К. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева; Алматы «Атамұра», 2012 год с 62 -63

2.Определите отличия движения 1916 года от восстаний казахов против Российской империи в XIX веке.

Характеристика задания: проверка умения анализировать, группировать, представлять теоретический материал, логически выстраивать накопленные знания, проводить анализ, синтез и оценку исторической информации.

Ответ:

Похожие характеристики

Отличия

Главными причинами поражения народно-освободительной войны были его стихийность, недостаточная организованность, отсутствие связи между регионами. В действительности с практически безоружным народом воевала
регулярная армия империи, вооруженная и оснащенная по
последнему слову техники.

Не было единства в рядах национальной демократической интеллигенции. В ряде случаев баи и ханы предавали интересы восставших. Царскому правительству удалось быстро обезглавить движение.

Народно-освободительная война продемонстрировала рост классового самосознания казахского народа, тысячи
ее участников прошли школу вооруженной борьбы против царского самодержавия. Впервые за долгие годы колониального гнета они осознали общность национальных интересов, пробудились к активной политической деятельности, осознали себя силой, способной к вооруженной борьбе против колониальной экспансии российского самодержавия.

Народное движение, в ходе которого были созданы
структуры власти, вооруженные силы, аппарат управления, по масштабности, охвату участников и последствиям представляли собой апогей антиколониального движения.


Источник: Истори Казахстана, 9 кл. М.Козыбаев, 2013 г. Стр 21-23

3. Заполните таблицу орудия труда.

Период

Орудия труда

Палеолит




Мезолит




Неолит




Характеристика задания: проверка умения схематично представлять теоретический материал, структурировать накопленные знания, проводить анализ, синтез и оценку исторической информации.

Ответ:

Период

Орудия труда


Палеолит

Чоппер, чоппинг, палка – копалка, скребки, остроконечники.

Мезолит

Микролит, лук и стрелы, топор, рыболовная снасть, мотыга.

Неолит

Зернотерка, серп, ткацкий станок, ступа и пест, глиняная посуда.

Источник: История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015. Стр.7 – 44.

Билет № 3

1. Зарождение скотоводство и возникновение земледелия.

Характеристика задания: опрелеление знания конкретных событий и явлений.

Ответ:

В 8 тысячелетии до н.э. на всей территории Казахстана установился благоприятный климат. Резкое потепление не требовало теперь, как ранее, строительства теплых жилищ. Ученые считают, что в самом конце мезолита первобытными людьми начался процесс одомашнивания диких животных и окультуривания некоторых растений.

Первым животным, которое приручил человек, является собака.
Она стала постоянным спутником и незаменимым помощником древнего человека при охоте. Собаки быстро находили зверя и способствовали удачной
охоте.
Люди вкладывали много труда и терпения для приручения и одомашнивания диких животных. Охотники поймали на охоте маленьких козлят и ягнят. Их было жалко убивать. Люди стали строить специальные загоны для молодняка,

где они содержались и подрастали. Или пойманных во время облавной охоты животных держали в загонах, они приносили приплод. Таким образом, были приручены овца, коза, корова, свинья, лошадь.

Земледелие, по мнению учёных, так же возникло в мезолите в связи с занятием женщин собирательством. Заметив, что упавшие на землю зёрна прорастают, стали специально высевать семена на обработанную мягкую землю и поливать.

Окончательно переход к земледелию и скотоводству произошёл в неолите.

Источник: История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015. Стр.32 – 33.

2. Определите влияние Февральской революции 1917 г. на развитие общественно-политической жизни в Казахстане

Характеристика задания: проверка умения дать оценку историческим событиям

Ответ:

В феврале 1917 г. в России свершилась буржуазно-демократическая революция, пала монархия. Весть о событиях в Петрограде население Казахстана восприняло с ликованием. Казахский народ приветствовал свержение самодержавия. Это было некоторым удовлетворением целей национально- освободительного движения.

Лидеры национально-освободительного движения считали, что с установлением демократии, свободы и равенства настало время для создания национальной автономии, для решения общенациональных проблем. Такое видение революции разделяло большинство представителей казахской
интеллигенции.

Новое правительство предпринимало шаги для пересмотра имперской национальной политики. 20 марта 1917 г. были отменены всякие ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или
иному вероисповеданию или национальности. Это решение Временного правительства было направлено на установление национального согласия в этом огромном регионе.

Был рассмотрен вопрос о возвращении на родину реквизированных для работ на фронте инородческих рабочих дружин, и Временное правительство приняло по нему положительное решение. На местах шел процесс консолидации
демократических сил. Революционно настроенные рабочие добивались через Советы введения восьмичасового рабочего дня (Верный, Семипалатинск, Экибастуз), включения в программу Советов требований о конфискации помещичьих земель.
Февральская революция 1917 г. оказала влияние на национальную политику, заявила о своей приверженности общечеловеческим ценностям — свободе, равенству народов. Вместе с тем она не решила до конца национальный