Файл: Билет 1 Усиление колониальной политики царизма в начале хх века. Характеристика задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 642

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Знаменательными событиями в конце XX столетия в духовной жизни нашего
народа стали празднования 150-летних юбилеев Абая и Жамбыла, 100-летних юбилеев М. Ауэзова и К. Сатпаева, отмечавшихся под эгидой ЮНЕСКО во всем мире. Празднование юбилеев так же нашло отражение в литературе и искусстве.

Издательское дело. Положительные сдвиги в экономике позволили решить задачи в духовной сфере. Стало развиваться издательское дело. Ежегодно выходили в свет новые тома энциклопедических изданий, которые содержали обширные сведения о родной земле, ее истории и культуре.

Принятие Государственной программы “Культурное наследие” Программа предусматривала собирание произведений национальной мысли, культуры, переиздание для изучения молодому поколению и перевод на казахский язык шедевров мировой классической философии и художественной литературы. На выполнение этой Программы были выделены значительные суммы и намечены долгосрочные мероприятия.
В начале осуществления Программы (2004—2006) издано 218 томов книг, посвященных вопросам национальной и мировой культуры, отремонтированы или реконструированы 35 памятников архитектуры

Источник: История Казахстана, 9 кл. М.Козыбаев, 2013 г.

3. Установите взаимосвязь между созданием Акмолинского внешнего округа с национально-освободительным восстанием Кенесары Касымова.

Характеристика задания: проверка умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи событий

Ответ:

Официальное открытие Акмолинского внешнего округа состоялось 22 августа 1832 года в торжественной обстановке с участием большого числа местного населения. Старшим султаном был избран влиятельный султан региона Конуркульджа Кудаймендыулы. Он был правнуком хана Среднего жуза Самеке. Впоследствии этот султан стал пользоваться наибольшим авторитетом и доверием у царской колониальной администрации. Его соперником был султан Саржан Касымулы. Но царская администрация, зная негативное отношение сыновей Касыма Абылайулы к строительству в Степи царских укреплений, изначально отклонила его кандидатуру.

Вскоре Акмолинское укрепление стало превращаться в крупный военно-административный и торговый центр Центрального Казахстана. Сюда стекалась ясачная подать с казахского населения округа. Отсюда осуществлялся контроль за движением торговых караванов. Укрепление стало служить удобным плацдармом для открытия других степных округов. Население зачастую подвергалось произволу и насилию со стороны казачества, что и привело многие роды и племена к участию в восстании Кенесары.


Источник: Учебник: З.К. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева; Алматы «Атамұра», 2012 год

Билет № 15

1. Формирование и развитие кочевого хозяйства.

Характеристика задания: проверка умений учащихся объяснить причины перехода к кочевому скотоводству, охарактеризовать особенности этого вида хозяйственной деятельности.

Ответ

Образ жизни людей, способ ведения хозяйства зависит от среды обитания.
Особенности природы Казахстана в том, что большая его часть непригодна для выращивания винограда, хлопка, риса или зерна. Прикаспийская низменность, плато Устюрт, Бетпакдала, мелкосопочник Центрального Казахстана, горы Мангистау, горные районы Алтая и Алатау больше удобны для скотоводства, чем для земледелия. Здесь очень бедные почвы, мало выпадает осадков, постоянно дуют ветры.

Андроновцы строили жилища, ловили рыбу, собирали обильные урожаи. Однако постепенно древние жители Казахстана сменили занятие земледелием на скотоводство. В чем причины такого перехода? Есть разные мнения о причинах таких перемен.
Ученые считают, что основной причиной было изменение климата. Опустынивание казахстанских степей, примерно к концу 2-го тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно. Дожди выпадали редко, зима была суровой, а лето – очень коротким.

Кочевое скотоводство позволило получать более высокие излишки производства продуктов – мяса, молока, шерсти, кожи. Это отразилось не только на увеличении производства скотоводческого хозяйства, но и на росте производительности труда кочевников. Кочевое скотоводство было ответом древних жителей Казахстана на вызов природы. Так как заниматься земледелием стало сложнее, древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Лошадь давала преимущество в ведении хозяйства. Пастух на лошади мог отогнать скот далеко от поселения. Это стало особенно важным, когда стали увеличиваться стада. Кроме того, лошади маловосприимчивы к холоду, могут тебеневаться. На соотношение видов скота у кочевников влияло много факторов, но главные в стаде – овцы, лошади, верблюды. КРС кочевники разводили меньше. На севере коров разводили больше, на юге преобладали овцы.

Источник: История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015

2. Охарактеризуйте хозяйства уйгуров и дунган.



Характеристика задания: проверка умений учащихся объяснить особенности хозяйства.

Ответ

Уйгуры расселились в зоне предгорий, наиболее благоприятной для земледелия. Для того чтобы обеспечить пашни водой, они реконструировали заброшенные и начали строить новые каналы. Длина некоторых из них доходила до 40 верст. Переселенцы занимались выращиванием овощей и зерновых культур. Для их земледелия была характерна пестрота полей, когда на небольшом поле возделывали до 5 культур, а более состоятельные – до 12. Среди зерновых культур были распростространены пшеница, ячмень, просо и овес. В районах, богатых водой, сеяли рис. Выращивали также масличные культуры (конопля, лен, сурепка). Значительное место занимали посевы люцерны. Уйгуры также занимались огородничеством, хлопководством и шелководством. В своих усадьбах они занимались садоводством. Скотоводство носило вспомогательный характер. В качестве рабочего скота были волы, лошади и ослы. Держали и коров, мелкий рогатый скот. Быков держали для продажи
Источник: Учебник: З.К. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева; Алматы «Атамұра», 2012 год

3. Оцените изменения в сельском хозяйстве Казахстана в 50-годы XX века.

Характеристика задания: проверка умений учащихся объяснить особенности хозяйства, давать оценку изменениям в хозяйстве, последствиям изменений

Ответ

Первые послевоенные годы для сельского хозяйства были очень тяжелыми. Культура растениеводства в республике была очень низкой. В Казахстане, как и в других регионах СССР, из-за нехватки техники вплоть до 60-х годов ХХ в. в качестве тягловой силы использовался скот. В организации сельскохозяйственного производства были допущены грубые ошибки. Не могла привести к каким-либо положительным результатам и деятельность председателей колхозов и совхозов.

В 1949 г. был принят план развития сельского хозяйства, значительно сокращено число административно-хозяйственных работников. Ситуация с подготовкой кадров начала постепенно налаживаться.

Тем не менее сельское хозяйство Казахстана не смогло обеспечить страну необходимым количеством продовольствия, а промышленность — сельскохозяйственным сырьем. Появился дефицит
продовольствия. В 1946—1950-х годах с каждого гектара посевных земель в среднем собирали всего 5—6 ц зерна.

Руководство страны стало решать проблему экстенсивным путем — осваивать огромные площади новых земель.


Решение об освоении целинных земель было принято весной 1954 г. Предполагалось за счет освоения новых земель увеличить посевные площади зерновых до 13 млн. га, получить на них 1100—1 200 млн. пудов зерна, в том числе товарного — 800—900 млн. пудов.

Уже в 1954 г. планы по поднятию целины были перевыполнены. В Казахстане было распахано 6,5 млн. га целинных земель. Урожай зерновых достиг 7 млн. 650 тыс. т. Наилучших показателей целинники достигли в 1956 г. Республика собрала в тот год 16 млн. т зерна.

В результате самоотверженного труда народных масс в Казахстане значительно выросло производство зерна. Освоение целины оказало положительное влияние на другие отрасли экономики.
В 1940—1950-х годах в Казахстане возникли 15 городов,86 поселков городского типа, сотни селений. В широких масштабах шло строительство жилья. Были построены десятки тысяч километров дорог. В республику прибыла мощная техника, приехали люди, имеющие опыт и знания по культуре растениеводства, знающие новые методы строительства жилья, развития экономики.
Однако наряду с честными тружениками, квалифицированными специалистами и молодыми патриотами своей родины на освоение целины приехало немало людей, стремившихся к получению “легких” денег и званий. В погоне за высокими показателями были распаханы огромные
территории. Это привело к нарушению экологического баланса.

Распахивание миллионов гектаров под зерновые, строительство населенных пунктов и предприятий привели к сокращению пастбищ, осложнили заготовку кормов и сена для скота. Тысячи гектаров пригодных земель были выделены под систему инфраструктуры. Традиционное скотоводческое хозяйство понесло невосполнимые потери, что, в свою очередь, привело к дефициту мяса и молочных продуктов.

Таким образом, дать однозначную оценку изменениям невозможно, целина имеет как положительные, так и отрицательные последствия.


Источник: История Казахстана, 9 кл. М.Козыбаев, 2013 г.

Билет № 16

1. Культура Казахстана в начале XX века.

Характеристика задания: проверка умений учащихся дать характеристику развитию культуры.

Ответ

В первые десятилетия Советской власти в сфере повышения культурного уровня масс в Казахстане, как и во всем СССР, были достигнуты значительные успехи. В области культуры стояли задачи ликвидации разрыва между ранее отсталыми народами и Центральной Россией, развития школ и печати на родном языке, театров, клубов, подготовки кадров для всех сфер народного хозяйства, расширения для этих целей школ и курсов.
В колониальной окраине, каким был Казахстан, интеллигенция была немногочисленной. Многие из ее представителей, примыкавшие к алашскому движению, пострадали в ходе революции. Край не располагал и материально-технической базой для развертывания культурного строительства. Тем не менее, процесс ликвидации неграмотности шёл довольно активно.

Выходила специальная газета “Тоте оку” для малограмотных, неграмотных и их учителей. Для них все газеты периодически печатали специальные полосы. Успешно шла борьба с неграмотностью и среди национальных меньшинств Казахстана.
Были выделены значительные средства на издание учебных пособий для неграмотных и малограмотных. Из года в год росли расходы на народное образование Казахстана.
Бóльшая часть обучающихся были обеспечены учебниками. На места были разосланы книги для чтения, буквари на казахском, русском, украинском, узбекском, дунганском языках. Ученые республики разработали учебные пособия и выпустили общим тиражом 468 тыс. экземпляров только в 1934 г. а в следующем, 1935 г. — еще 15 названий тиражом 1,5 млн. экземпляров. К середине 30-х гг. работа по ликвидации безграмотности была успешно завершена.

Развитие получила литература, искусство, наука
Источник: История Казахстана, 9 кл. М.Козыбаев, 2013 г.

2. Сравните исторические личности беклар – беги Едыге и эмира Тимура. Выявите общие и различные черты в их деятельности.

Характеристика задания: проверка умения проводить анализ, синтез и оценку исторической информации.