Файл: Философия Нового времени и Просвещения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социально-политические концепции в философии XVII в. получили наиболее полное развитие в философских системах Томаса Гоббса и Джона Локка. Основным социальным фактором, повлиявшим на формирование взглядов Т. Гоббса и Дж. Локка на общество и государство, была история английской буржуазной революции XVII в., закончившаяся компромиссом дворянства и буржуазии.

Томас Гоббс (1588 - 1679) выделяет в развитии общества 2 состояния - естественное и гражданское. В естественном состоянии люди действуют согласно законам природы, подчиняясь своим страстям. В нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими. Из-за постоянных конфликтов между людьми возникает состояние «войны всех против всех». В этой войне не может быть победителей. Поэтому возникает насущная необходимость перейти к состоянию гражданскому. Признаком гражданского состояния является наличие сильной централизованной власти.

Для того, чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным договором. Прочность договора обеспечивается формированием общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Общественная власть наделяется полномочиями управлять другими людьми на основе того, что все члены общества добровольно отреклись от прав владеть самими собой и отдали их представительному органу.

Государство, в свою очередь, призвано поставить на место законов природы законы общества. Этим оно ограничивает общественные права гражданским правом. Вот почему гражданские права являются естественными правами, перенесенными в государство. А так как права человека в естественном состоянии были ничем не ограничены, а затем переданы государству, то и права государства в силу этого факта становятся неограниченными, обязательными для выполнения и приобретают статус гражданских законов.

Гоббс различает 3 вида государственной власти: демократию, аристократию и монархию. Наилучшей формой он считал абсолютную монархию, т.к по его мнению власть в стране должна быть абсолютной, суверенной и единой.

Джон Локк (1632 - 1704) вслед за Гоббсом рассматривает государство как продукт взаимного соглашения людей, но на первый план ставит не столько правовые и юридические критерии поведения людей в обществе, сколько моральные. Он является одним из основателей либерализма.


Подобно Гоббсу, Локк исходит из естественного состояния общества. Но естественным состоянием он считает царство свободы и равенства, в котором все люди свободно распоряжаются своей жизнью и имуществом. К основным неотчуждаемым правам человека Дж. Локк относил: право на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом.

Основной целью людей при установлении государства по взаимному соглашению является сохранение их неотъемлемых прав и свобод, полного отказа от них при заключение договора быть не может. Индивид ограничивает себя на столько, на сколько это ему необходимо. Отсюда Локк делает вывод, что власть правителя не может быть абсолютной. Учение Локка о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной монархии.

Джон Локк впервые в истории высказал мысль о разделении власти на законодательную, исполнительную и федеративную. Законодательная власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная (правительство) - проводить законы в жизнь, а федеральная (король и министры) занимается вопросами внешней политики. Законодательная власть должна преобладать.

Социально-политические концепции т. Гоббса и Дж. Локка оказали огромное влияние на общественно-политическую мысль Европейского Просвещения и получили свое дальнейшее развитие в трудах философов этой эпохи.

Руссо, в отличие от Гоббса, считал, что в «естественном состоянии» не только не было войны всех против всех, но между людьми господствовали дружба и гармония. По Руссо естественное состояние – благостное – все живут в согласии с природой, пока один из людей, восхищаясь природой, грубо говоря, не заявил свои права на «полянку в лесу». Вывод – частная собственность – зло.

Руссо понимает, что вернуться к утраченному раю «естественного состояния» невозможно и человек обречен жить в обществе. Общественный договор, в который, по мнению Руссо, вступают граждане, продавая свою свободу, является атрибутом их альтруистических побуждений, совместно улучшить условия и уровень жизни, тем самым облегчить существование всех членов общины равно и одновременно.

Между народом как сувереном (правителем) и народом как подданным стоит посредник — правительство, призванное организованно осуществлять волю народа. Правительство не может обладать самостоятельной властью: ведь тогда нарушатся принципы неотчуждаемости и неделимости суверенитета. Если же кто-то захочет захватить власть, то он должен быть объявлен узурпатором и свергнут.



Основные положения теории общественного договора Руссо:

1) каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия; человек не обязан ничем тем, кому он ничего не обещал;

2) основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения: законная власть возникает в результате добровольного соглашения свободных и добродетельных людей. При этом божественное происхождение власти отвергается;

4) в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое (коллективную личность), интересы которого не могут противоречить интересам частных лиц;

5) по условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. При этом народный суверенитет понимается как общая воля народа. Он неотчуждаем и неделим. Руссо подчеркивал, что передаваться может власть, но никак не воля;

6) сущность теории общественного договора заключается в передаче власти народом государству. Такое общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами;

8) всякое правление посредством законов Руссо считал республиканским правлением. Народный суверенитет— основополагающий принцип республиканского строя. При народовластии возможна только одна форма правления— республика, тогда как форма организации управления может быть различной— монархией, аристократией или демократией

9) народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу;

10) подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против разделения властей: системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.

---------

Философские взгляды Ж.Ж. Руссо. Руссо развивал идею о том, что ни науки, ни искусства не способствуют улучшению нравов, а, наоборот, играют совершенно противоположную роль. Он указывает, что науки вредны, поскольку создают бедность. Все народы и правительства вынуждены тратить огромные средства на науки и искусства, которые нужны только ограниченному числу людей. Науки и искусства существуют сами для себя, для очень небольшого слоя людей, а остальные люди вынуждены расставаться со своими деньгами, и с каждым годом затраты на науку и искусство все больше растут. Кроме того, науки и искусства сами по себе имеют неблагородное происхождение. Руссо перечисляет различные исторические данные: математика вытекает из торговли, астрономия - из астрологии, осужденной Церковью, и т.д. По мысли Руссо, человек по природе добр, а плохим становится в обществе. В первобытном состоянии люди равны, всё добывают своим трудом, и потому в первобытном состоянии нет ни зависти, ни насилия, ни других негативных нравственных качеств. Все люди здоровы, счастливы, и это общество - самая счастливая эпоха за все время существования человечества. Однако когда-то появился человек, взявший себе некоторый участок земли, сказавший: «Это - мое». Со временем возникают и другие формы собственности. Чтобы уничтожить неравенство, приводящее людей к несчастьям и бедствиям, нужно отогнуть цивилизацию и вернуться в то состояние блаженства, в котором существовали первобытные люди. Руссо всегда возражал против католического рационализма, стремления доказать бытие Бога. По Руссо, Бога нельзя доказать, потому что Он выше человеческого разумения, Его можно только чувствовать. Бытие Бога доказывается человеку сердцем.


Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – французский философ права и истории.

Достижения Монтескье в развитии социально-философской мысли определяются передовыми для своего времени методами познания государственно-правовых явлений. Монтескье указывал на более сложную организацию социального мира по сравнению с миром природы, отвергал фатальный характер действия общественных законов и обращал внимание на свободу воли в поступках людей. С его точки зрения, каждое исторически данное общество есть результат взаимодействия физических и моральных причин, определяющих его становление, развитие и падение.

В учении Монтескье государство возникает на таком этапе исторического развития, когда наступает вражда и война из-за распределения богатства, и одна часть людей начинает использовать общие блага в своих корыстных целях. В таких условиях люди вынуждены были заключать между собой соглашения и создавать государство для прекращения состояния войны и вражды в обществе. Главная цель государства – примирить противоречия, возникшие между людьми в обществе и разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя общую силу в отношении не желающих подчиниться правопорядку. Монтескье обосновал идею конституционного правления и критиковал договорную теорию образования государства, как гражданской сделки.Монтескье считал естественными разные формы правления в зависимости от общего духа того или иного народа. В истории государства он выделил четыре формы: демократию, аристократию, монархию и деспотию. При их характеристике он пользовался двумя понятиями: природа правления (отношения между правителем и управляемыми) и принцип правления («человеческие страсти, которые двигают им» - «душа», «пружина государства»).

Монтескье разрабатывал модель государства будущего и создал проект свободного государства, базирующегося на концепции разделения властей. Цель теории разделения властей у Монтескье – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления власти, обеспечить их политическую свободу, сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством. Монтескье писал о двух видах свободы: естественной, существующей в дообщественном состоянии, и политической, возникшей в государстве на основе законов. Политическая свобода – это «право делать то, что дозволено законами», она есть безопасность гражданина, обеспеченная справедливыми уголовными законами. них верховного положения. Мерой свободы у Монтескье выступает право. Верховенство права может быть обеспечено только разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную.


Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). немецкий историк культуры(родился в Пруссии,в семье школьного учителя)учился на богословском факультете, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «все рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт. Большое влияние на Гердера оказал Кант. Многие корили за эмоциональность.

Работы: «Идеи к философии истории человечества»

В самом известном труде Гердера «Идеи к философии истории человечества». Можно сказать, что Гердер одним из первых обратился к проблеме соотношения природы и человеческой истории. На первом плане у него вопрос о месте человека в природе, особенностях человека, главной из которых выступает человеческий разум. Но отличие Гердера от многих мыслителей эпохи Просвещения состоит в том, что разум он рассматривает не как прирожденный, а как достигаемый человеком. Великое предназначение человека в том и состоит, чтобы в силу своей разумности быть царем земли.

Животное — раб природы, придавленный к земле, человек — ее первый вольноотпущенник. Хотя в сравнении с животными человек как существо природное слаб и беспомощен, его слабость и есть источник его силы: человек наделен самым тонким органическим строением и его исторический путь нацелен не в прошлое, к огрублению и упрощению, а вперед, по пути совершенствования, обретения духовного царства. Так что человеческая слабость, компенсируемая исключительной человеческой способностью, «смышленостью», позволяет человеку не только выжить, но и благодаря постоянному развитию и совершенствованию занять единственно достойное его место -«царя природы».(Человек-микрокосм, сын всех стихий, может приспосабливаться, должен расти в другом саду).Земля по Гердеру -это сцена, где разворачиваются человеческая история и культура. Идея развития человека позволяет Гердеру поставить вопросы о преемственности в развитии культуры -из поколения в поколение, от народа к народу. Хотя культуру Гердер понимал весьма широко, объединяя в единое целое язык, науку, ремесло, искусство, семью, государство, религию; особую роль в человеческой жизни он отводил языку.(как средство воспитания людей, именно язык превратил человека в человека). Смышленость, потребность в общественных связях, отличающие человека от мира природы, находят свое выражение в языке. Разум, общество и язык выступают у него в своей целостности фундаментом культуры.